г. Челябинск |
|
31 октября 2016 г. |
Дело N А47-4159/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.08.2016 по делу N А47-4159/2016 (судья Цыпкина Е.Г.).
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Управление жилищной политики Администрации города Оренбурга (далее - Управление жилищной политики, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо), в котором потребовало:
-признать незаконным решение Управления Росреестра, выраженное в сообщении от 12.02.2016 N N 56/001/218/2015-2253, 56/001/218/2015-2255, 56/001/209/2015-1632,1634, об отказе в государственной регистрации права оперативного управления заявителя на квартиры N 497, 498, 569 и 570 в доме N 15 по ул. Беляевской г. Оренбурга,
-обязать Управление Росреестра зарегистрировать право оперативного управления заявителя на квартиры N 497, 498, 569 и 570 в доме N 15 по ул. Беляевской г.Оренбурга (заявление - л.д. 5-10).
К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Оренбурга (далее - Администрация, третье лицо) (определение от 20.06.2016 - л.д. 78).
Решением от 25.08.2016 (резолютивная часть объявлена 18.08.2016) суд первой инстанции заявленные требования Управления удовлетворил (л.д. 104-108).
С таким решением Управление Росреестра (далее также - податель жалобы) не согласилось, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить по основаниям, предусмотренным в части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Управления (л.д. 106-108).
Доводы апелляционной жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Податель жалобы настаивает на том, что представленные для государственной регистрации в качестве правоустанавливающих документов муниципальные контракты от 26.12.2015 являются основанием возникновения права муниципальной собственности города Оренбурга на спорные квартиры, но не свидетельствуют о передаче указанных квартир на праве оперативного управления заявителю - Управлению. Разрешая спор, суд первой инстанции, по мнению подателя жалобы, не учел положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) и то обстоятельство, что в рассматриваемом случае Управление при закупке квартир для муниципальных нужд выступило лишь муниципальным заказчиком, и не более того. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от Управления и Администрации в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
Заявитель по делу - Управление жилищной политики в соответствии с Положением, утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 25.04.2011 N 165 (л.д. 11-16), является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Оренбурга, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
В 2015 г. Администрация объявила о проведении электронных аукционов по приобретению жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность города Оренбурга для предоставления по договорам специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с извещениями N N 0153300066915001132 и 0153300066915001151 (л.д. 26-28, 42-44).
В извещениях от 07.12.2015 N N 0153300066915001132 и 0153300066915001151 указано, что организацией, осуществляющей закупки, является Администрация, муниципальным заказчиком - Управление жилищной политики.
26 декабря 2015 г. по результатам аукционов между Управлением жилищной политики (муниципальный заказчик) и обществом "Строительная корпорация "Ликос" (поставщик) заключены муниципальные контракты от 26.12.2015:
-N 0153300066915001132-0091465-01 на приобретение в муниципальную собственность двух жилых помещений (квартиры N 497 и квартиры N 498), расположенных в пятнадцатиэтажном жилом доме в 8-ом подъезде на 1-ом этаже по адресу: г. Оренбург, ул. Беляевская, дом 15 (л.д. 30-33);
-N 0153300066915001151-0091465-01 от 26.12.2015 на приобретение в муниципальную собственность двух жилых помещений (квартиры N 569 и квартиры N 570), расположенных в пятнадцатиэтажном жилом доме в 8 подъезде на 13 этаже по адресу: г. Оренбург, ул. Беляевская, дом 15 (л.д. 46-49).
В соответствии с условиями муниципальных контрактов от 26.12.2015 поставщик обязался поставить принадлежащие ему жилые помещения (квартиры) согласно техническому заданию для предоставления по договорам специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а муниципальный заказчик - оплатить и принять в собственность муниципального образования "город Оренбург" вышеуказанные жилые помещения (квартиры) (пункты 1.1), источник финансирования - бюджет Оренбургской области (пункты 2.1), на основании статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право муниципальной собственности на имущество возникает с момента регистрации перехода права собственности в органах, осуществляющих государственную регистрацию (пункты 5.2).
Приобретенные по муниципальным контрактам от 26.12.2015 жилые помещения (квартиры) переданы муниципальному заказчику - Управлению жилищной политики по актам приема-передачи от 26.12.2015 с указанием на отсутствие претензий между сторонами и произведенные расчеты (л.д. 34, 50).
26 декабря 2015 г. в Управление Росреестра поданы заявления на государственную регистрацию права собственности за муниципальным образованием "город Оренбург" и права оперативного управления за Управлением жилищной политики на квартиры N N 497, 498, 569, 570 в доме N 15 по ул. Беляевской в г. Оренбурга (л.д. 38-41, 54-57).
На государственную регистрацию в качестве правоустанавливающих документов представлены извещения о проведении аукционов от 07.12.2015, протоколы рассмотрения единственной заявки на участке в аукционах от 15.12.2015, муниципальные контракты от 26.12.2015.
30 декабря 2015 г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесены записи о государственной регистрации права собственности на квартиры N N 497, 498, 569, 570 в доме N 15 по ул. Беляевской в г. Оренбурга за муниципальным образованием "город Оренбург" (л.д. 35-36, 51-52).
12 января 2016 г. Управление Росреестра уведомило Управление жилищной политики о приостановлении государственной регистрации права оперативного управления на обозначенные квартиры N N 497, 498, 569, 570 по инициативе государственного регистратора на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) на срок до 11.02.2016, начиная с 12.01.2016, ввиду отсутствия в составе документов, сданных на государственную регистрацию, решения собственника о закреплении имущества - квартир на праве оперативного управления за Управлением жилищной политики (л.д. 59-60).
Сообщением от 12.02.2016 N N 56/001/218/2015-2253, 56/001/218/2015-2255, 56/001/209/2015-1632,1634 Управление Росреестра уведомило Управление жилищной политики об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на обозначенные квартиры NN 497, 498, 569, 570 на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, указав в качестве причины отказа следующее: условиями муниципальных контрактов от 26.12.2015 не предусмотрено приобретение Управлением жилищной политики квартир на праве оперативного управления, не представлено решение собственника имущества о закреплении квартир на праве оперативного управления за Управлением жилищной политики (л.д. 61-62).
Полагая отказ Управления Росреестра незаконным и нарушающим права и законные интересы Управления жилищной политики, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае Управление жилищной политики выступило в гражданском обороте в качестве самостоятельного юридического лица и приобрело спорные квартиры N N 497, 498, 569, 570, заключив муниципальные контракты от 26.12.2015, в силу положений пункта 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом суд первой инстанции руководствовался также разъяснениями, данными в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого решения суда.
Принимая во внимание положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ("Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц"), судебная коллегия отмечает, что для признания незаконными оспариваемых действий Управления Росреестра по отказу в осуществлении государственной регистрации необходимо установить в совокупности наличие двух обстоятельств: противоречие указанных действий действующему законодательству и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона о регистрации регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов.
В силу статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за
исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
Основания отказа в государственной регистрации исчерпывающим образом перечислены в статье 20 Закона о регистрации.
Как указано в пункте 1 статьи 20 данного Закона, в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц, если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации).
В рассматриваемом случае Управлением жилищной политики в качестве правоустанавливающих документов для государственной регистрации за ним права оперативного управления на квартиры были представлены муниципальные контракты от 26.12.2015; в качестве причины отказа в государственной регистрации в оспариваемом сообщении от 12.02.2016 N N 56/001/218/2015-2253, 56/001/218/2015-2255, 56/001/209/2015-1632,1634 указано на отсутствие решения собственника о закреплении квартир на праве оперативного управления за Управлением.
В соответствии с положениями статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1); плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности (пункт 2).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Делая вывод о приобретении Управлением жилищной политики в качестве самостоятельного субъекта в гражданском обороте права оперативного управления на спорные квартиры на основании муниципальных контрактов от 26.12.2015, суд первой инстанции не учел следующее.
Муниципальные контракты от 26.12.2015 заключены в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; при заключении указанных контактов Управление жилищной политики выступило муниципальным заказчиком.
В Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени муниципального образования муниципальным заказчиком для обеспечения муниципальных нужд; под муниципальным заказчиком - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (статья 3).
При заключении муниципальных контрактов от 26.12.2015 Управление жилищного строительства в качестве муниципального заказчика действовало от имени муниципального образования "город Оренбург", приобретая спорные квартиры в собственность указанного муниципального образования за счет средств бюджета Оренбургской области, при этом из содержания аукционной документации и указанных муниципальных контрактов от 26.12.2015 не следует закрепление приобретенного имущества на праве оперативного управления за Управлением жилищного строительства.
Доказательств, свидетельствующих о том, что средства на приобретение спорных квартир были заложены непосредственно в смету Управления жилищного строительства для распоряжения ими в качестве самостоятельного участника гражданского оборота по смыслу пункта 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, в материалах дела не имеется; для государственной регистрации соответствующие документы представлены не были, равно как не были представлены документы, свидетельствующие о решении собственника имущества о закреплении его на праве оперативного управления за Управлением жилищного строительства в соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку при подаче документов для осуществления государственной регистрации права оперативного управления на спорные квартиры заявителем не были представлены документы, подтверждающие возникновение такого права в соответствии с положениями действующего гражданского законодательства, Управление Росреестра обоснованно отказало в его государственной регистрации.
Таким образом, решение Управления Росреестра, оформленное оспариваемым сообщением от 12.02.2016 N N 56/001/218/2015-2253, 56/001/218/2015-2255, 56/001/209/2015-1632,1634, соответствует требованиям закона, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления Росреестра, следует признать обоснованными.
Поскольку имеет место быть недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, судом неправильно применены нормы материального права, решение по настоящему делу подлежит отмене на основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу следует принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.08.2016 по делу N А47-4159/2016 отменить.
В удовлетворении требований Управления жилищной политики администрации города Оренбурга отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4159/2016
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
Третье лицо: Администрация г. Оренбурга