г. Челябинск |
|
12 октября 2016 г. |
Дело N А76-5860/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 июля 2016 года по делу N А76-5860/2016 (судья Костылев И.В.).
В заседании принял участие представитель:
Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования - Соколова А.Л. (доверенность N 07 от 31.12.2015).
Акционерное общество по производству огнеупоров "Комбинат "Магнезит" (далее - заявитель, АО "Комбинат "Магнезит", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, ГУ - ЧРО ФСС РФ, фонд) о признании недействительными решений:
- N 223 от 22.12.2015сс в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в сумме 86 960 руб. 58 коп.;
- N 476/223 от 22.12.2015 в части доначисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний в сумме 58 541 руб. 91 коп., пени в сумме 6 515 руб. 40 коп.;
- N 223 с/с от 22.12.2015 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 12 320 руб. 22 коп. (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.07.2016 заявленные требования ПАО "Комбинат "Магнезит" удовлетворены: решения ГУ - ЧРО ФСС РФ N 223 от 22.12.2015сс в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в сумме 86 960 руб. 58 коп.; N 476/223 от 22.12.2015 в части доначисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний в сумме 58 541 руб. 91 коп., пени в сумме 6 515 руб. 40 коп.; N 223 с/с от 22.12.2015 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 12 320 руб. 22 коп. признаны недействительными.
ГУ - ЧРО ФСС РФ (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить в части признания недействительным решения филиала N 5 ГУ - ФСС РФ от 22.12.2015 N 223с/с и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ГУ - ЧРО ФСС РФ указывает на то, что исключение из расчетного периода календарных дней, приходящихся на дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми - инвалидами, привело к завышению среднего дневного заработка при исчислении пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В результате, размер пособия по беременности и родам был завышен страхователем на 11 377 руб. 80 коп., размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком завышен на 942 руб. 42 коп.
Податель жалобы считает, что судом были неправильно применены нормы материального права.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заявитель не явился. С учетом мнения заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой Фондом части.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что ГУ - ЧРО ФСС РФ за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 в отношении АО "Комбинат Магнезит" была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование пенсионное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС РФ.
О проведении проверки общество было извещено уведомлением N 476 с/с от 30.11.2015 (т.1 л.д.55 оборотная сторона).
Результаты проверки отражены в акте проверки N 476 с/с от 30.11.2015, (т.1 л.д.47-51) в соответствии с которыми установлено нарушение законодательства о страховых взносах.
По результатам рассмотрения акта проверки N 476 с/с от 30.11.2015 Фондом вынесено решение N 223 с/с от 22.12.2015, которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17 040 руб. 08 коп. Также страхователю предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения принятых к зачету расходов в размере 17 040 руб. 08 коп. в бухгалтерском учете и отчетности по форме 4-ФСС за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 (т.1 л.д. 20-21).
Не согласившись с решением N 223 с/с от 22.12.2015 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 12 320 руб. 22 коп., общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем правомерно не включены в объект обложения страховыми взносами спорные средства на оплату дополнительных выходных дней работникам по уходу за детьми-инвалидами.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) названный Закон определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
В пункте 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ указано, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со статьям 4.2, 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), страховщик имеет право не принимать к зачёту в счёт уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведённые страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтверждённые документами, произведённые на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, о чём выносит решение.
Основанием для непринятия к зачету указанных сумм по рассматриваемому решению послужил вывод фонда о том, что расчет среднего дневного заработка по беременности и родам, и ежемесячного пособия, произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В частности, в оспариваемом решении указано, что при определении среднего дневного заработка по беременности и родам, и ежемесячного пособия, заявителем исключены дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами.
По мнению фонда, уменьшение дней расчетного периода привело к увеличению среднего дневного заработка, что, в свою очередь, увеличило размер выплаченных пособий.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий граждан надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
В силу статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
При этом указание статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации об оплате рассматриваемого выходного дня устанавливает размер выплаты, а не сохранение среднего заработка.
Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922, предусмотрено, что при исчислении среднего заработка из расчётного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства (пункт 5, подпункт "д").
В силу пункта 3.1. статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не начислялись.
Время отдыха - это время, в которое работник свободен от трудовых обязанностей (статья 106 Трудового кодекса Российской Федерации). К видам времени отдыха относятся в том числе выходные дни и отпуска.
В общем порядке выходные дни, предоставляемые работнику, в отличие от отпусков не оплачиваются.
Из норм статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что выплата среднего заработка за дополнительные выходные дни обусловлена социальным статусом работника - родителя (опекуна) ребенка-инвалида. Поэтому указанная выплата носит характер социальной выплаты.
В данной ситуации спорные выплаты производятся независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом, коллективном договорах или соглашении. Данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудовых отношений, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работника либо материальной помощью, поощрительными либо стимулирующими выплатами.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 08.06.2010 N 1798/10 указано, что данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требование заявителя подлежит удовлетворению.
Удовлетворив заявленные обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Челябинской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 июля 2016 года по делу N А76-5860/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5860/2016
Истец: АО "КОМБИНАТ "МАГНЕЗИТ", АО ПО ПРОИЗВОДСТВУ ОГНЕУПОРОВ "КОМБИНАТ "МАГНЕЗИТ", ГУ ЧРО ФСС РФ
Ответчик: ГУ - ЧРО ФСС России в лице Кыштымского филиала N 9, ГУ ЧРО ФСС РФ в лице Златоустовского филиала N 5
Третье лицо: ГУ -ЧРО ФСС, ГУ-ЧРО ФСС в лице Златоустовского филиала N 5