г. Челябинск |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А07-13019/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07 ноября 2016 г. по делу N А07-13019/2016 (судья Ахметова Г.Ф.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Автоленд-Магнитогорск" - Корнева Т.В. (доверенность от 06.06.2016), Ломоносова Т.В. (доверенность от 06.06.2016);
Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - Тугузбаева З.Р. (доверенность N 171 от 23.05.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Автоленд- Магнитогорск" (далее - заявитель, общество, плательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - ответчик, Фонд):
- о признании недействительным решения Фонда от 05.02.2016 N 4 о не принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные ООО "Автоленд-Магнитогорск" в сумме 50 884,58 руб.;
- о признании недействительным решения Фонда от 05.02.2016 г. N 5 о привлечении страхователя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в размере 40,71 руб.;
- о признании недействительным решения Фонда от 05.02.2016 г. N 6 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в размере 295,14 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.09.2016 (резолютивная часть решения объявлена 14.09.2016) заявленные требования удовлетворены. Решения Фонда от 05.02.2016 N 4, от 05.02.2016 N 5, от 05.02.2016 N 6 отменены.
Фонд не согласился с решением суда в полном объеме и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе указывает, что замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком. В ходе проверки установлено, что застрахованное лицо в 2011 году не находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, следовательно страхователь вправе заменить 2012 и 2013 года на непосредственно предшествующие годы 2010 и 2011 года, а не на любые годы по выбору застрахованного лица. Данная позиция подтверждается письмами Министерствами труда и социальной защиты Российской Федерации о 09.12.2015 N 17-1/ООГ-1755 и Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.11.2015 N 02-09-11/15-23247.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения Фонда от 26.10.2015 N 101 о проведении выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в период с 26.10.2015 по 06.11.2015 была проведена выездная проверка ООО "Автоленд Магнитогорск" за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 по вопросам:
- правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, о чем составлен акт выездной проверки от 25.12.2015 N 101,
- правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, о чем составлен акт выездной проверки от 25.12.2015 N 101,
- правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о чем составлен акт документальной выездной проверки от 25.12.2015 N 127-нс.
В ходе проверки установлено, что застрахованное лицо - Арефьева А.К. в 2012-2013 годах находилась в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за первым ребенком. В 2014 году наступили другие страховые случаи: 1) с 13.05.2014 по 29.09.2014 - отпуск по беременности и родам по листку нетрудоспособности N 120183688694, 2) с 30.09.2014 - отпуск по уходу за ребенком.
Страхователем на основании заявления застрахованного лица в целях расчета среднего заработка были заменены 2012 и 2013 года на 2009 год (сумма заработка - 300 196,36 руб.) и 2010 год (сумма заработка - 378 042,50 руб.).
Однако в ходе проверки установлено, что застрахованное лицо в 2011 году не находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.
По мнению Фонда, в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) страхователь вправе был заменить 2012 и 2013 года на непосредственно предшествующие годы 2010 год (сумма заработка - 378 042,50 руб.) и 2011 год (сумма заработка - 90 194,00 руб.), а не на любые годы по выбору застрахованного лица.
По результатам вышеуказанной выездной проверки ООО "Автоленд- Магнитогорск" Фондом вынесены следующие решения:
- от 05.02.2016 N 4 о не принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем-плательщиком страховых взносов, с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов в сумме 50884 рубля 58 копеек;
- от 05.02.2016 N 5 о привлечении страхователя ООО "Автоленд- Магнитогорск" к ответственности, предусмотренной абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ (занижение облагаемой базы), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в виде штрафа в размере 40, 71 копейка. Страхователю ООО "Автоленд-Магнитогорск" предложено уплатить недоимку в сумме 203,55 рублей, пени в сумме 19,78 рублей;
- от 05.02.2016 N 6 о привлечении страхователя ООО "Автоленд- Магнитогорск" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ (неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы), в виде штрафа в размере 295,14 рублей. Страхователю ООО "Автоленд-Магнитогорск" предложено уплатить недоимку в сумме 1475,68 рублей.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужил вывод о том, что страхователем ООО "Автоленд-Магнитогорск" при исчислении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком неверно определен среднедневной заработок застрахованного лица Арефьевой А.К., а именно необоснованно произведена замена 2011 года на 2009 год.
Не согласившись с вынесенными решениями Фонда от 18.04.2016 N 1160107001, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом о том, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 165-ФЗ, определяющей порядок назначения и выплаты страхового обеспечения, основанием для выплаты застрахованному лицу пособия является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.
В части 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) определено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Пункт 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение), содержит норму аналогичную норме части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ.
При этом ни Федеральным законом N 255-ФЗ, ни названным Положением не установлено, что замена возможна только на непосредственно предшествующие годы, то есть в результате замены расчетный период может состоять не из следующих друг за другом календарных лет.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией общества и суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 55 Конституции Российской Федерации в части 3 указывает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 22.03.2007 N 4-П "По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" в связи с жалобой гражданки Т.А. Баныкиной" прямо указал, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1; статья 7, часть 1); в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 38, часть 1; статья 39, часть 1).
Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять охрану труда и здоровья людей, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2; статьи 37 и 41 Конституции Российской Федерации), в том числе в отношении такой особой категории, как беременные женщины, на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей.
В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания, федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты, включая социальное обеспечение работающих женщин в связи с беременностью и родами, наиболее полным образом гарантирующей реализацию ими прав, закрепленных в указанных статьях Конституции Российской Федерации.
На необходимость создания и совершенствования такой системы ориентирует и Международная организация труда, рекомендующая государствам-членам стремиться к расширению форм медицинской помощи беременным женщинам, увеличению продолжительности отпуска по беременности и родам, повышению размера денежных пособий в связи с беременностью и родами до размера, получаемого заработка. Так, Конвенция МОТ от 28.06.1952 N 103 "Относительно охраны материнства", ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.07 1956, и в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющаяся составной частью правовой системы Российской Федерации, предусматривает, что каждая работающая женщина имеет право на отпуск по материнству (отпуск по беременности и родам), в связи с предоставлением которого ей выплачивается денежное пособие (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4); при этом ставки денежного пособия должны быть определены национальными законами или правилами таким образом, чтобы обеспечить женщине и ее ребенку хорошие с точки зрения гигиены условия и удовлетворительный уровень жизни (пункт 2 статьи 4).
Федеральный законодатель при конкретизации гарантий прав, закрепленных статьями 37, 38, 39 и 41 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты, в том числе социального обеспечения в отношении беременных женщин, условий и порядка предоставления им соответствующих денежных выплат, их размера. Однако при этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, для поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, в том числе при изменении действующего регулирования, он обязан соблюдать конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности, социальных прав, и не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо этих прав и приводило бы к утрате их реального содержания; даже имея целью воспрепятствовать злоупотреблению правом путем введения определенных условий или ограничений, законодатель должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры.
Исходя из этого при установлении размера пособия по беременности и родам и ограничений, связанных с его выплатой, федеральный законодатель должен учитывать задачи социальной политики на конкретно-историческом этапе развития государства, а также всю совокупность физиологических и нравственно-психологических факторов, оказывающих воздействие на женщин в период, непосредственно предшествующий и непосредственно следующий за рождением ребенка, исключительный характер пособия, рассчитанного на строго ограниченное время, и его повышенную значимость для жизни женщины и ребенка. Осуществляя соответствующее регулирование, в целях поддержания баланса конституционно защищаемых ценностей он должен основываться на вытекающих из статьи 19 Конституции Российской Федерации принципах пропорциональности и эквивалентности и соблюдать требование статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации о соразмерности вводимых ограничений защищаемым конституционным ценностям.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что обществом законно и обоснованно на основании заявления застрахованного лица в целях расчета среднего заработка заменены 2012 и 2013 года на 2009 и 2010 года.
Как верно отметил суд первой инстанции, в случае замены данных годов на 2010 и 2011 года нарушаются права сотрудницы Арефьевой А.К., которая в своем заявлении просила заменить годы для расчета среднего заработка на 2009-2010 года. Замена годов на 2010 и 2011 года для расчета среднего заработка привела бы к значительному уменьшения пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком.
Ссылка Фонда на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.12.2015 N 17-1/ООГ-1755, письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.11.2015 N 02-09-11/15-23247 не принимается судом апелляционной инстанции.
В силу пункта 3 статьи 1.1 Федерального закона N 255-ФЗ в целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 826 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в части финансового обеспечения расходов на выплату страхового обеспечения, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Указанные выше письма не являются актами официального толкования права, поскольку они не приняты в установленном законом порядке, не согласованы с Министерством финансов Российской Федерации, не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, не опубликованы в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу, что ответчиком неправомерно не приняты к зачету расходы в размере 50 884 руб. 58 коп., оснований для привлечения общества к ответственности в виде штрафа в размере 40,71 руб., а также штрафа в размере 295,14 руб. не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Фонда по делу, не опровергают выводов суда, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и материалов дела.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07 ноября 2016 г. по делу N А07-13019/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13019/2016
Истец: ООО "АВТОЛЕНД - МАГНИТОГОРСК"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН, ГУ-РО Фонд социального страхования РФ по РБ
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15263/16