Требование: о взыскании субсидии
Вывод суда: решение суда первой инстанции изменено
город Ростов-на-Дону |
|
23 декабря 2016 г. |
дело N А32-2684/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цушко И.Э.,
при участии:
от истца - Лечиев Рамиль Максимович по доверенности от 04.08.2016;
от ответчика - Сергус Светлана Викторовна по доверенности от 21.11.2016, ликвидатор Дрожжа Эдуард Михайлович, выписка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Ильский водоконал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 по делу N А32-2684/2016
по иску администрации Ильского городского поселения Северского района
к обществу с ограниченной ответственностью "Ильский Водоканал"
о взыскании 4 650 000 рублей,
принятое судьей Куликовым О.Б.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Краснодарского края обратилась администрация Ильского городского поселения Северского района (далее - администрация) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ильский Водоканал" (далее - общество) о взыскании 4 650 000 рублей субсидий.
Решением суда от 29.06.2016 иск удовлетворен частично.
Суд взыскал с ответчика 2 290 299,99 рублей субсидий, из них:
850 000 руб. по соглашению о предоставлении субсидии N 8;
1 440 299,99 руб. по соглашению о предоставлении субсидии N 5.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, ссылаясь на предоставление всех необходимых документов подтверждающих целевой расходование средств субсидий, в частности в сумме взысканных судом 2 290 299,99 рублей.
В части отказа в удовлетворении требования истца решение ответчиком не оспаривается. Истцом решение суда не обжаловано. В судебных заседаниях представитель истца просил оставить решение без изменения.
В отсутствие возражений участвующих в деле лиц, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части. Самостоятельно выйти за пределы апелляционной жалобы суд не вправе в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц правовые позиции по делу поддержали с учетом проведенной сторонами сверки расчетов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, 27.12.2013 администрация и общество (получатель) заключили соглашение о предоставлении субсидий N 5 (далее - соглашение N 5).
Согласно пункту 1.1 соглашения N 5 предметом соглашения является предоставление из местного бюджета Ильского городского поселения Северского района субсидий (далее - субсидия) в целях:
недопущения возникновения аварийных ситуаций и перебоев в работе коммунальной инфраструктуры Ильского городского поселения в сфере холодного водоснабжения и водоотведения;
в целях содержания и оказания содействия в содержании муниципального водопроводного коммунального хозяйства Ильского городского поселения;
возмещения получателю части затрат в связи с реализацией населению коммунальных услуг и значительным износом водопроводно-коммунального хозяйства Ильского городского поселения;
проведения мероприятий по ремонту, оздоровлению и реконструкцию объекта холодного водоснабжения и водоотведения;
обеспечения безопасной эксплуатации централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения Ильского городского поселения Северского района.
Основанием предоставления субсидии является экономически обоснованная заявка получателя, подтверждающая необходимость и целесообразность предоставления субсидий, а также планируемые результаты и показатели, которые могут быть достигнуты в получении субсидии по соглашению. Предоставление данных документов является обязательным, и является единственным основанием предоставления субсидий (пункт 1.2 соглашения N 5).
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения N 5 целью предоставления субсидий является обеспечение стабильного холодного водоснабжения и водоотведения на территории Ильского городского поселения Северского района.
Размер предоставляемой субсидии определяется на основании распоряжения администрации. Предельная сумма субсидий, предоставляемой в 2013 году по настоящему соглашению, составляет 3 млн. рублей (пункт 2.1 соглашения N 5).
Пунктом 2.3 соглашения N 5 предусмотрено, что предоставление субсидии получателю осуществляется в безналичной форме путем перечисления средств с лицевого счета администрации на расчетный счет получателя, открытый в коммерческом банке на территории Российской Федерации.
Выплата субсидий по соглашению осуществляется на основании заявки получателя (пункт 2.4 соглашения N 5).
В пункте 3.1 соглашения N 5 отражены обязанности получателя:
получатель обязан представлять в администрацию справку о фактическом финансово-экономическом состоянии своей организации;
получатель обязан представлять в администрацию отчет об использовании субсидии ежемесячно, не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным, начиная с даты заключения соглашения, по форме, утвержденной соглашением сторон.
Согласно пункту 4.2.2 соглашения N 5 администрация имеет право требовать возврата в бюджет денежных средств из состава субсидий, израсходованных не по целевому назначению, неизрасходованных за отчетный период.
Получатель субсидий несет ответственность за достоверность сведений, представленных для расчета размера субсидий (пункт 5.1 соглашения N 5).
В пункте 5.2 соглашения N 5 указано, что в случае выявления фактов предоставления получателем субсидий недостоверных сведений, необходимых для предоставления субсидий в рамках соглашения субсидия подлежит возврату в бюджет Ильского городского поселения Северского района в порядке, установленном действующим законодательством и соглашения.
Контроль за использованием средств бюджета поселения, направленных на представление субсидий в соответствии с порядком, утвержденным решением Совета Ильского городского поселения Северского района, осуществляется Администрацией и Советом Ильского городского поселения (пункт 5.4 соглашения N 5).
03.04.2014 администрация и общество (получатель) заключили соглашение о предоставлении субсидий N 8 (далее - соглашение N 8).
Согласно пункту 1.1 соглашения N 8 предметом соглашения является предоставление из местного бюджета Ильского городского поселения Северского района субсидий (далее - субсидия) в целях:
возмещения получателю части затрат в связи с реализацией населению коммунальных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение понесенных расходов.
Основанием предоставления субсидии является экономически обоснованная заявка получателя, подтверждающая необходимость и целесообразность предоставления субсидий, а также планируемые результаты и показатели, которые могут быть достигнуты в получении субсидии по соглашению. Предоставление данных документов является обязательным, и является единственным основанием предоставления субсидий (пункт 1.2 соглашения N 8).
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения N 8 целью предоставления субсидий является обеспечение стабильного холодного водоснабжения и водоотведения на территории Ильского городского поселения Северского района.
Размер предоставляемой субсидии определяется на основании распоряжения администрации. Предельная сумма субсидий, предоставляемой в 2014 году по настоящему соглашению, составляет 850 000 рублей (пункт 2.1 соглашения N 8).
Пунктом 2.3 соглашения N 8 предусмотрено, что предоставление субсидии получателю осуществляется в безналичной форме путем перечисления средств с лицевого счета администрации на расчетный счет получателя, открытый в коммерческом банке на территории Российской Федерации.
Выплата субсидий по соглашению осуществляется на основании заявки получателя (пункт 2.4 соглашения N 8).
В пункте 3.1 соглашения N 8 отражены обязанности получателя:
получатель обязан представлять в администрацию справку о фактическом финансово-экономическом состоянии своей организации;
получатель обязан представлять в администрацию отчет об использовании субсидии ежемесячно, не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным, начиная с даты заключения соглашения, по форме, утвержденной соглашением сторон.
Администрация обязуется перечислять средства субсидий в 10-дневный срок со дня представления документов, предусмотренных пунктом 1.2., 2.4 соглашения (пункт 4.1.1 соглашения N 8).
Согласно пункту 4.2.2 соглашения N 8 администрация имеет право требовать возврата в бюджет денежных средств из состава субсидий, израсходованных не по целевому назначению, неизрасходованных за отчетный период.
Получатель субсидий несет ответственность за достоверность сведений, представленных для расчета размера субсидий (пункт 5.1 соглашения N 8).
В пункте 5.2 соглашения N 8 указано, что в случае выявления фактов предоставления получателем субсидий недостоверных сведений, необходимых для предоставления субсидий в рамках соглашения субсидия подлежит возврату в бюджет Ильского городского поселения Северского района в порядке, установленном действующим законодательством и соглашения.
Контроль за использованием средств бюджета поселения, направленных на представление субсидий в соответствии с порядком, утвержденным решением Совета Ильского городского поселения Северского района, осуществляется Администрацией и Советом Ильского городского поселения (пункт 5.4 соглашения N 8).
09.07.2014 администрация и общество (получатель) также заключили соглашение о предоставлении субсидий N 9. Решение суда в части отказа во взыскании полученной по данному соглашению субсидии ответчиком не оспаривается.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Решениями Советами Ильского городского поселения Северского района от 26.12.2013 N 299, от 02.04.2014 N 315 (далее - Решения) утвержден порядок предоставления и расходования субсидий организациям, предоставляющим населению услуги холодного водоснабжения и водоотведения, предоставляемых из местного бюджета на 2013 и 2014 годы (далее - Порядок предоставления субсидий).
В пункте 1 Порядка предоставления субсидий указано, что порядок определяет цели и условия предоставления и расходования субсидий организациям, предоставляющим населению услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории Ильского городского поселения Северского района, предоставляемых из местного бюджета (далее - субсидия). Порядок не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, предприятия.
Субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях поддержания организаций, предоставляющих населению услуги холодного водоснабжения и водоотведения (далее - организации), в целях недопущения возникновения аварийных ситуаций и перебоев в работе коммунальной инфраструктуры Ильского городского поселения в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, в целях содержания и оказания содействия в содержании муниципального водопроводно-коммунального хозяйства (пункт 2 Порядка предоставления субсидий).
Согласно пункт 4 Порядка предоставления субсидий целями предоставления субсидий является обеспечение бесперебойной работы систем жилищно- коммунального хозяйства, возмещение Организациям части затрат в связи с реализацией населению коммунальных услуг и значительным износом водопроводно- коммунального хозяйства Ильского городского поселения, проведения мероприятий по ремонту, оздоровлению и реконструкции объектов холодного водоснабжения и водоотведения.
Субсидия предоставляется администрацией Ильского городского поселения Северского района (далее - администрация) в соответствии с бюджетной росписью и кассовым планом главного распорядителя средств местного бюджета Ильского городского поселения Северского района в пределах лимитов бюджетных обязательств на основании соглашения о предоставлении субсидии (далее - Соглашение). В соглашении в обязательном порядке содержатся:
предмет соглашения, которым определяется целевое использование предоставляемой субсидии;
обязательства сторон, в которых перечисляются условия и сроки предоставления субсидии, предельный размер субсидии;
обязательства Организации по целевому использованию субсидии, а также по выполнению условий, установленных при ее предоставлении, и порядок возврата субсидии;
порядок, сроки и формы предоставления Организацией отчетности о результатах выполнения условий, предусмотренных соглашением; право Администрации на проведение проверки целевого использования и размера предоставленной субсидии;
обязательства Администрации в отношении сроков и размеров финансирования;
ответственность за несоблюдение сторонами условий соглашения (пункт 5 Порядков).
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления субсидий основанием для предоставления субсидии является экономически обоснованная заявка Организации, подтверждающая необходимость и целесообразность предоставления субсидии, а также планируемые результаты и показатели, которые могут быть достигнуты при получении такой субсидии.
Получатели субсидий представляют главному распорядителю средств местного бюджета отчет о произведенных затратах за счет субсидий по форме и в сроки, установленные главным распорядителем средств местного бюджета, с приложением подтверждающих документов и указанием на достигнутые в результате расходования субсидии результаты (пункт 9 Порядка предоставления субсидий).
В силу пункта 11 Порядка предоставления субсидий организация обязана предоставлять Администрации отчеты о планируемых затратах, подлежащих возмещению за счет субсидии, и информацию о расходовании субсидии в срок, в порядке и по формам, установленным соглашением.
Возврат субсидии в местный бюджет осуществляется Организацией в добровольном порядке:
в случае нецелевого использования средств - в размере нецелевого использования;
в случае нарушений Организацией условий соглашения о предоставлении субсидии - в суммах, определенных соглашением;
в случае выявления фактов использования в расчетах по распределению средств субсидии недостоверных данных (сведений, показателей и т.д.) - в размере разности между ранее полученными Организацией средствами субсидии и объемом средств субсидии, установленным для Организации Администрацией в процессе перерасчета с использованием достоверных данных (сведений, показателей и т.д.) (пункт 12 Порядка предоставления субсидий).
В соответствии с соглашением N 8 обществом получена субсидия в сумме 850 000 рублей. В качестве основания для заключения данного соглашения указано решение Совета Ильского городского поселения Северского района от 02.04.2014 N 315. В решении совета указано: администрации в срок до 30.04.2014 рассчитать и утвердить размер субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению Ильского городского поселения Северского района услуги холодного водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек; опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации; решение вступает в силу со дня его опубликования.
Взыскивая с ответчика 850 000 руб. предоставленной субсидии по данному соглашению, суд исходил из следующего.
Согласно статье 47 (части 1 - 3) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В силу части 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Материалы дела не содержат доказательств соблюдения органом местного самоуправления части 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части официального опубликования и размещения на официальном сайте).
Таким образом, Порядок предоставления и расходования субсидий организациям, предоставляющим населению услуги холодного водоснабжения и водоотведения, предоставляемых из местного бюджета в 2014 году, утвержденный решением Совета Ильского городского поселения Северского района 02.04.2014 не подлежит применению.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу, что денежные средства перечисленные обществу по соглашению N 8 подлежат возврату в бюджет Ильского городского поселения Северского района.
Апелляционный суд исходит из следующего.
Сторонами в соответствии с определением суда произведена сверка взаимных расчетов относительно предоставленных субсидий.
Истцом и ответчиком представлены экземпляры актов сверки взаимных расчетов.
В части субсидии представленной по соглашению N 8 (850 000 руб.) в подписанном истцом акте указано, что денежные средства получены по недействующему НПА.
Факт расходования субсидии в размере 850 000 руб. на цели (п. 1.1., 1.3. Соглашения N 8), предусмотренные соглашением сторон о выделении субсидии N 8 подтверждается платежным поручением N 82 от 07.04.2014 (100000 руб., т. 1 л.д. 66) и платежным поручением N 85 от 09.04.2014 (750 000 руб., т. 1 л.д. 98).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку Порядок предоставления и расходования субсидий организациям, предоставляющим населению услуги холодного водоснабжения и водоотведения, предоставляемых из местного бюджета в 2014 году, утвержденный решением Совета Ильского городского поселения Северского района 02.04.2014 не был опубликован, он не подлежит применению и денежные средства перечисленные обществу по соглашению N 8 подлежат возврату в бюджет Ильского городского поселения Северского района.
Апелляционный суд с данным выводом согласиться не может.
Данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для возврата субсидии израсходованной по целевому назначению, поскольку именно администрация не выполнила обязанности по опубликованию нормативного акта.
Риск недобросовестного поведения администрации и неисполнения администрации функций по опубликованию актов, не может быть возложен на добросовестного получателя субсидии, который при взаимоотношении с администрацией руководствовался данным актом и вправе был рассчитывать на добросовестное поведение со стороны администрации.
Суд также учитывает социальную направленность данной субсидии.
При этом доказательств нецелевого расходования выделенных по соглашению N 8 средств администрация не представила
Апелляционный суд учитывает выводы, изложенные в акте N 03-58 Контрольно-счетной палаты муниципального образования Северский район от 30.09.2014, относительно обоснованности выдачи субсидии по соглашению N 8 (т. 3 л.д. 7-9).
Так в данном акте счетная палата указывает, что представленное по соглашению N 8 экономическое обоснование необходимости получения субсидии не могло являться экономически обоснованной заявкой, подтверждающей необходимость и целесообразность получения субсидии, в связи с неподтвержденностью указанных в нем данных.
Вместе с тем, в силу п. 1.1 Соглашения N 8 субсидия предоставляется в целях возмещения получателю части затрат в связи с реализацией населению коммунальных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение понесенных расходов.
Как указано и в самом акте проверки, порядок расчета и конкретный размер возмещаемой "части затрат в связи с реализацией населению коммунальных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение понесенных расходов" Порядком предоставления субсидий в 2014 году и Соглашением N 8 не определены.
Пунктом 1.3 Соглашения N 8 определено, что целью предоставления субсидий является обеспечение стабильного холодного водоснабжения и водоотведения на территории Ильского городского поселения Северского района.
Пунктом 2.2 Соглашения N 8 установлено, что размер предоставляемой субсидии определяется администрацией по своему усмотрению и не может превышать сумму, которая необходима получателю исходя из представленного в заявке на ее получение экономического обоснования.
С учетом изложенного, поскольку порядок расчета и конкретный размер возмещаемой "части затрат в связи с реализацией населению коммунальных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение понесенных расходов" сторонами не определен и не согласован, истец в рамках своего усмотрения и полномочий, выделив субсидию в размере 850 000 руб., признал данную субсидию экономически обоснованной на выделенную сумму, указанные выводы счетной палаты судом не признаются основанием для возврата субсидии, израсходованной в соответствии с целевым назначением (п. 1.3 Соглашения N 8).
При этом в отсутствии порядка расчета "части затрат в связи с реализацией населению коммунальных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение понесенных расходов", выводы контрольного органа расцениваются судом как предположительные.
Основания для возврата субсидии полученной ответчиком на основании соглашения N 8 отсутствуют.
Решение суда в данной части надлежит изменить.
В соответствии с соглашением N 5 обществом получена субсидия в сумме 3 000 000 рублей.
Взыскивая с ответчика 1 440 299,99 руб. предоставленной субсидии по данному соглашению, суд первой инстанции исходил из следующего.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств в частности из письма от 04.04.2014 N 43 (т. 3, л. д. 42), обществом денежные средства, полученные по соглашению N 5, израсходованы только в сумме 1 559 700,01 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что иных документов подтверждающих расходование средств полученных по соглашению N 5 обществом в материалы дела не представлено.
По соглашению N 5 выделена субсидия в размере 3 000 000 руб., суд пришел к выводу, что в материалы дела представлены оправдательные документы на расходование только 1 559 700,01 руб.
Истец в данной части решение не оспаривал, просил оставить решение суда без изменений, в том числе в данной части.
Исходя из представленного в соответствии с определением суда акта сверки взаимных расчетов, относительно того, что ответчиком представлены оправдательные документы на сумму 1 559 700,01 руб. из 3 000 000 руб. выданной по соглашению N 5 субсидии, между сторонами в настоящее время спор отсутствует.
Спорной является сумма 1 440 299,99 руб. из 3 000 000 руб. выданной по соглашению N 5 субсидии
При этом по результатам сверки взаимных расчетов в представленном истцом и подписанном им акте от 05.12.2016 из суммы 1 440 299,99 руб. признано наличие оправдательных документов на сумму 769 858,63 руб.
В данной части суд, помимо фактического признания истцом данной суммы, учитывает следующие подтверждающие документы:
выполненные работы на сумму 53758 руб. (т. 1 л.д. 99-135) - локальный сметный расчет N 6, акт о приемке выполненных работ N 6 от 24.03.2014, справка о стоимости выполненных работ N 6 от 24.03.2014;
выполненные работы на сумму 2649,49 руб. (т. 1 л.д. 136-140) - локальный сметный расчет N 7, акт о приемке выполненных работ N 7 от 22.03.2014, справка о стоимости выполненных работ N 7 от 22.03.2014;
выполненные работы на сумму 71694,04 руб. (т. 1 л.д. 141 - т. 2 л.д. 22) - локальный сметный расчет N 8, акт о приемке выполненных работ N 8 от 07.03.2014, справка о стоимости выполненных работ N 8 от 07.03.2014;
выполненные работы на сумму 4527,10 руб. (т. 2 л.д. 23-28) - локальный сметный расчет N 9, акт о приемке выполненных работ N 9 от 07.03.2014, справка о стоимости выполненных работ N 9 от 07.03.2014;
выполненные работы на сумму 32087,69 руб. (т. 2 л.д. 29-46) - локальный сметный расчет N 10, акт о приемке выполненных работ N 10 от 07.04.2014, справка о стоимости выполненных работ N 10 от 07.04.2014;
выполненные работы на сумму 366306 руб. (т. 2 л.д. 47-63) - локальный сметный расчет N 11, акт о приемке выполненных работ N 11 от 05.05.2014, справка о стоимости выполненных работ N 11 от 05.05.2014;
выполненные работы на сумму 105320,67 руб. (т. 2 л.д. 64-87) - локальный сметный расчет N 12, акт о приемке выполненных работ N 12 от 30.04.2014, справка о стоимости выполненных работ N 12 от 30.04.2014;
выполненные работы на сумму 133515,64 руб. (т. 2 л.д. 88-99) - локальный сметный расчет N 13, акт о приемке выполненных работ N 13 от 30.04.2014, справка о стоимости выполненных работ N 13 от 30.04.2014.
Всего на сумму 769 858,63 руб.
Таким образом, из спорной суммы 1 440 299,99 руб. (из 3 000 000 руб. выданной по соглашению N 5 субсидии), сумма 769 858,63 руб. подтверждена вышеуказанными документами и фактически администрацией признана.
При этом суд отмечает, что все вышеуказанные локальные расчеты, акты приемки выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ подписаны и утверждены истцом (истец являлся заказчиком данных работ, ответчик их выполнял, в счет оплаты засчитывались выделенные в виде субсидии истцом ответчику денежные средства).
Таким образом, спорный остаток денежных средств по соглашению N 5 составляет 670 441,36 руб.: 3 000 000 - 1 559 700,01 руб. - 769 858,63 руб. где:
3 000 000 сумма выданной субсидии;
1 559 700,01 руб. сумма наличие оправдательных документов на которую установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела (т.2 л.д. 99 - т. 3 л.д. 39), что сторонами не оспаривается.
Суд учитывает, что в данную сумму входит, в том числе, стоимость приобретенных автомобилей, которые впоследствии безвозмездно (т. 3 л.д. 53-55), переданы ответчиком истцу, однако поскольку в данной части стороны решение не оспаривают, апелляционный суд не усматривает необходимости (в рамках компетенции) давать оценку факту приобретения за счет средств субсидии транспортных средств ответчиком и пожертвования их администрации без фактического использования в целях деятельности водоканала.
769 858,63 руб. сумма, оправдательные документы в отношении которой указаны выше (т. 1 л.д. 99 - т. 2 л.д. 98) и признанная истцом в подписанном им экземпляре акта сверки взаимных расчетов от 05.12.2016.
В отношении спорного остатка денежных средств по соглашению N 5 в размере 670 441,36 руб. ответчиком представлены следующие документы:
1. Оплата за электроэнергию (т. 1 л.д. 64, 65, 53, 54) - платежные поручения N 73 от 02.04.2014 на сумму 100 000 руб., N 129 от 16.05.2014 на сумму 102196,81, N 113 от 29.04.2014 на сумму 27 000 руб., N 136 от 21.05.2014 на сумму 50 000 руб.
Ответчиком в подписанном им акте сверки расчетов от 14.12.2016 (графа 2) указаны платежные поручения по оплате электроэнергии на сумму 355 168,36 руб. (ПП N N 73, 129, 136, 113, 82).
Однако судом данные платежные поручения принимаются (в части соглашения N 5) только на сумму 279 196,81 руб. (ПП N 73 на 100 000 руб., N 129 на 102196,81 руб., N 113 на 27 000 руб., N 136 на 50 000 руб.).
Платежное поручение на сумму 100 000 руб. N 82 от 07.04.2014 (т. 1 л.д. 66, 67, два экземпляра, т. 3 л.д. 97 дубликат), судом принято быть не может, поскольку по пояснениям самого же ответчика ранее учтено при установлении факта расходования субсидии по соглашению N 8 (графа 12 подписанного ответчиком акта от 14.12.2016).
Таким образом по графе 2 подписанного ответчиком акта от 14.12.2016 судом принимается как обоснованная сумма равная 279196,81 руб.
2. Оплата транспортных услуг экскаватора (т. 1 л.д. 58-60) на сумму 40 000 руб.
Поскольку данные услуги связаны с деятельностью ответчика по водоснабжению, отвечают целям предоставления субсидии установленной пунктом 1.1 соглашения N 5, у суда отсутствуют основания отказать в признании их обоснованными, с учетом того, что мотивированных возражений истцом в отношении данных услуг не представлено.
При этом аналогичные услуги приняты истцом как относимые к расходованию субсидии по не оспариваемому отчету (т. 3 л.д. 43).
Суд учитывает, что в материалах представленных суду первой инстанции платежное поручение об оплате данных услуг отсутствует.
Однако платежное поручение N 120 от 08.05.2014 подтверждающее их оплату на сумму 40 000 руб. приложено ответчиком к жалобе и принимается судом с учетом разъяснений п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 г. N 36 и того обстоятельства, что документы подтверждающие факт оказания услуг по данному договору (т. 1 л.д. 58-60) на данную сумму суду первой инстанции представлены.
Таким образом по графе 3 подписанного ответчиком акта от 14.12.2016 судом принимается как обоснованная сумма равная 40 000 руб.
3. Приобретение оргтехники, офисной мебели на сумму 275273 руб. (т. 1 л.д. 47-52).
Данные расходы судом не признаются в качестве соответствующих целям предоставления субсидии, установленным в п. 1.1. соглашения N 5:
недопущения возникновения аварийных ситуаций и перебоев в работе коммунальной инфраструктуры Ильского городского поселения в сфере холодного водоснабжения и водоотведения;
в целях содержания и оказания содействия в содержании муниципального водопроводного коммунального хозяйства Ильского городского поселения;
возмещения получателю части затрат в связи с реализацией населению коммунальных услуг и значительным износом водопроводно-коммунального хозяйства Ильского городского поселения;
проведения мероприятий по ремонту, оздоровлению и реконструкцию объекта холодного водоснабжения и водоотведения;
обеспечения безопасной эксплуатации централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения Ильского городского поселения Северского района.
Ответчик не доказал, что оргтехника и офисная мебель непосредственно связаны с указанными целями предоставления субсидий.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств фактического несения данных расходов.
Таким образом по графе 1 подписанного ответчиком акта от 14.12.2016 судом принимается как обоснованная сумма равная 0 руб.
По соглашению N 5 ответчиком не представлено надлежащих оправдательных документов на сумму 351 244,55 руб.
Апелляционный суд учитывает выводы, изложенные в акте N 03-58 Контрольно-счетной палаты муниципального образования Северский район от 30.09.2014, относительно обоснованности выдачи субсидии по соглашению N 5 (т. 3 л.д. 5-6).
Однако апелляционный суд не может принять данные выводы в качестве основания для возврата субсидии в фактически израсходованной части в соответствии с целями выделения субсидии.
Суд полагает, что выводы контрольного органа носят формальный характер и сделаны без учета представленных в рамках настоящего дела документов.
Кроме того, контрольный орган в качестве основания для возврата субсидии (исходя из текста акта) признает то обстоятельство, что субсидия предоставлялась на 2013 год, а расходовалась в 2014.
Однако в соответствии с п. соглашения N 5, срок его действия до 31.12.2014. При этом само соглашение N 5 заключено только 27.12.2013.
При этом существенным обстоятельством является то, что именно администрацией не определен порядок расчета субсидии в соответствии с целью ее предоставления.
Следовательно экономическое обоснование необходимости предоставления субсидии оформляется получателем в произвольном порядке, без установленной формы.
Во всех соглашениях указано (п. 2.2.), что размер предоставляемой субсидии определяется администрацией по своему усмотрению и не может превышать сумму, которая необходима получателю исходя из представленного в заявке на ее получение экономического обоснования.
Таким образом, именно администрация, признав заявку ответчика обоснованной, подтверждает, что заявка соответствует требованиям администрации для получения субсидии (в документальном виде требования к заявке не изложены).
По мнению суда утверждения о необоснованности заявки, либо отсутствия необходимости в предоставлении субсидии, в отсутствии как такового порядка оценки заявки и порядка расчета ее экономической обоснованности, носят беспредметный характер.
Кроме того, по соглашениям N 5, N 8, заявки на получения субсидии в материалы дела представлены (т. 3 л.д. 44, 64). Данные документы судом в качестве заявок принимаются, поскольку обязательный порядок их оформления не установлен. Тот факт, что администрацией субсидии по данным заявкам выданы, свидетельствует также о том, что администрацией, как лицом выдающим субсидию, данные заявки и приложенные к ним документы признаны обоснованными.
На основании изложенного решение суда надлежит изменить в части размера взысканной суммы и судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 по делу N А32-2684/2016 в обжалуемой части изменить, принять новый судебный акт, изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ильский Водоканал" (ИНН 2348027284, ОГРН 1072348002462) в пользу администрации Ильского городского поселения Северского района (ИНН 2348024117, ОГРН 1052326855350) 351 244,55 руб. субсидий.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ильский Водоканал" (ИНН 2348027284, ОГРН 1072348002462) в доход федерального бюджета 6 122,9 рублей государственной пошлины".
Взыскать с администрации Ильского городского поселения Северского района (ИНН 2348024117, ОГРН 1052326855350) общества с ограниченной ответственностью "Ильский Водоканал" (ИНН 2348027284, ОГРН 1072348002462) 2 773,5 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2684/2016
Истец: Администрация Ильского городского поселения Северского района
Ответчик: ООО "Ильский водоконал", ООО Ильский водоканал