Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф09-11402/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
14 сентября 2016 г. |
Дело N А47-11062/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Малышевой И.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Нелаева Артема Геннадьевича, индивидуального предпринимателя Конасова Максута Маратовича и индивидуального предпринимателя Жирнова Василия Васильевича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.05.2016 по делу N А47-11062/2015 (судья Лазебная Г.Н.).
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Конасова Максута Маратовича - Ерпылев И.В. (доверенность от 03.11.2015);
индивидуального предпринимателя Нелаева Артема Геннадьевича - Ерпылев И.В. (доверенность от 03.11.2015);
индивидуального предпринимателя Жирнова Василия Васильевича - Ерпылев И.В. (доверенность от 03.11.2015);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области - Борозенец И.В. (доверенность N 55 от 11.01.2016).
Индивидуальный предприниматель Конасов Максут Маратович (далее - ИП Конасов М.М.) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - УФАС по Оренбургской области, Управление) от 16.09.2015 по делу N 05-10-08/2015 о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 10.11.2015 заявление принято, возбуждено производство по делу N А47-11062/2015.
ИП Конасов М.М. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления от 16.11.2015 по делу об административном правонарушении N 05-11-45/2015 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 24.12.2015 заявление принято, возбуждено производство по делу N А47-12378/2015.
Общество с ограниченной ответственностью "Орский автовокзал" (далее - ООО "Орский автовокзал") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными и подлежащими отмене решения от 16.09.2015 и предписания N 1 от 16.09.2015 Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по делу N 05-10-08/2015 о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 23.11.2015 заявление принято, возбуждено производство по делу N А47-12020/2015.
ООО "Орский автовокзал" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя Оренбургского Управления Федеральной антимонопольной службы А.А. Шлычкова от 16.11.2015 по делу об административном правонарушении N 05-11-44/2015 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ.
Определением от 13.01.2016 заявление принято, возбуждено производство по делу N А47-12376/2015.
Индивидуальный предприниматель Жирнов Василий Васильевич (далее -ИП Жирнов В.В.) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения комиссии УФАС по Оренбургской области по делу N 05-10-08/2015 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 16.09.2015.
Определением от 21.12.2015 заявление принято, возбуждено производство по делу N А47-12016/2015.
ИП Жирнов В.В. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя Оренбургского Управления Федеральной антимонопольной службы А.А. Шлычкова от 16.11.2015 по делу об административном правонарушении N 05-11-47/2015 о привлечении ИП Жирнова В.В. к административной ответственности по ч.1 ст. 14.32 КоАП РФ.
Определением от 21.12.2015 заявление принято, возбуждено производство по делу N А47-12379/2015.
Индивидуальный предприниматель Нелаев Артем Геннадьевич (далее -ИП Нелаев А.Г.) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя Оренбургского Управления Федеральной антимонопольной службы А.А. Шлычкова от 16.11.2015 по делу об административном правонарушении N 05-11-46/2015 о привлечении ИП Нелаева А.Г к административной ответственности по ч.1 ст. 14.32 КоАП РФ.
Определением от 21.12.2015 заявление принято, возбуждено производство по делу N А47-12377/2015.
ИП Нелаев А.Г. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по делу N 05-10-08/2015 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 16.09.2015.
Определением от 21.12.2015 заявление принято, возбуждено производство по делу N А47-12017/2015.
Определениями Арбитражного суда Оренбургской области от 07.12.2015 и от 21.01.2016 дела N N А47-12016/2015, 12017/2015, 12376/2015, 12377/2015, 12378/2015 и 12379/2015 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера А47- 11062/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Экспресс" (далее - ООО "Экспресс") и индивидуальные предприниматели Попов Владимир Данилович и Попов Дмитрий Владимирович (далее - ИП Попов В.Д., ИП Попов Д.В.).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.05.2016 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда ИП Конасов М.М., ИП Жирнов В.В., ИП Нелаев А.Г. обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ИП Конасов М.М. указывает, что судом первой инстанции не было принято во внимание, что первоначальные претензии ИП Попова В.Д., ИП Попова Д.В. касались только согласования времени отправления автобусов, а не реализации билетов на рейсы заявителя якобы в преимущественном порядке.
Податель жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства заключения ИП Конасова М.М. с ООО "Орский автовокзал" соглашения, ограничивающего конкуренцию.
ИП Конасов М.М. считает, что антимонопольным органом не доказано, что в "нормальной" конкурентной среде пассажиры должны распределяться поровну между перевозчиками. Полагает, что аналитический отчет УФАС по Оренбургской области от 21.05.2016 не соответствует требованиям порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
Кроме того, ИП Конасов М.М. обращает внимание, что аналитический отчет составлен в ходе проверки в отношении ООО "Орский автовокзал", вместе с тем, в отношении ИП Конасова М.М. проверка не проводилась, он не имел возможности оспорить результаты проверки, в том числе, подать возражения на акт проверки, в связи с чем акт проверки не является доказательством совершения предпринимателем каких-либо незаконных действий, а является вольной интерпретацией фактов со стороны УФАС по Оренбургской области.
Помимо этого, ИП Конасов М.М. указал, что он не является работником ООО "Орский автовокзал".
Апелляционные жалобы ИП Жирнова В.В., ИП Нелаева А.Г. содержат аналогичные доводы.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции УФАС по Оренбургской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании ИП Конасов М.М. заявил ходатайство о назначении судебной экономической экспертизы. В удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы по делу, судом апелляционной инстанции отказано ввиду отсутствия оснований. Назначение экспертизы не может повлиять на выводы суда при разрешении настоящего спора
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третьи лица не явился. С учетом мнения заявителей и Управления в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, отзыве на них.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, заслушав пояснения представителей заявителей и Управления, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании обращения ООО "Экспресс", поступившего 11.11.2014, прокуратуры Ленинского района г. Орска, поступившего 11.02.2015 г. и предпринимателей Попова В.Д. и Попова Д.В., согласно приказу УФАС по Оренбургской области от 22.04.2015 N 42-п была проведена внеплановая выездная проверка ООО "Орский автовокзал".
Результаты проверки зафиксированы в акте N 1 от 22.05.2015(т.19 л.д. 81-87).
По результатам проверки антимонопольным органом возбуждено дело N 05-10-08/2015 в отношении ООО "Орский автовокзал", а также ИП Жирнова В.В., ИП Конасова М.М. и ИП Нелаева А.Г. по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок.
Также УФАС по Оренбургской области 16.09.2015 вынесено решение по делу N 05-10-08/2015 (т.5 л.д. 137-145), которым ООО "Орский автовокзал" и ИП Жирнов В.В., ИП Конасов М.М. и ИП Нелаев А.Г. признаны нарушившими пункт 3 часть 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции (п.п. 1, 2, 3).
Согласно пунктам 4 и 5 решения по делу N 05-10-08/2015 от 16.09.2015, указанным лицам решено выдать предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а также передать материалы дела N 05-10-08/2015 уполномоченному должностному лицу УФАС по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Антимонопольным органом ООО "Орский автовокзал" 16.09.2015 выдано предписание N 1, пунктом 1 которого предписано прекратить нарушение п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении ограничивающих конкуренцию соглашений с ИП Конасовым М.М., ИП Нелаевым А.Г. и ИП Жирновым В.В., которые создают препятствия другим хозяйствующим субъектам, а именно ООО "Экспресс", ИП Попову Д.В. доступу на товарный рынок услуг по осуществлению регулярных пассажирских международных перевозок, по маршрутам "Орск - Оренбург", "Орск-Ясный" в м/о г. Орск Оренбургской области и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, для чего в срок до 20.10.2015:
- провести обучающие, разъяснительные мероприятия для лиц, ответственных за реализацию билетов на проезд пассажиров и провоз багажа (кассиров), а также для лиц, ответственных за диспетчерское руководство по посадке пассажиров и отправке автобусов по регулярным маршрутам, о надлежащем выполнении своих функций, о достоверном предоставлении информации пассажирам по вопросам, относящимся к поездке по всем рейсам и отправлениям и в равном отношении ко всем перевозчикам (п.1.1);
- постоянно информировать пассажиров, желающих приобрести билеты на автовокзале по маршруту "Орск-Оренбург", "Орск-Ясный", в том числе до конечного пункта - "Домбаровка", о наличии рейсов и количестве свободных посадочных мест, вне зависимости от перевозчика (п.1.2);
- в журнале под роспись предупредить и предупреждать в дальнейшем должностных лиц, осуществляющих от имени ООО "Орский автовокзал" реализацию билетов на проезд пассажиров и провоз багажа, диспетчерское руководство по посадке пассажиров и отправке автобусов по регулярным маршрутам о недопустимости совершения действий, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п.1.3) (т. 5 л.д. 146-147).
Также 16.09.2015 УФАС по Оренбургской области выданы предписания N N 2, 3, 4 в отношении ИП Конасова М.М., ИП Нелаева А.Г. и ИП Жирнова В.В. соответственно, каждому из которых предписано прекратить нарушение п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения с ООО "Орский автовокзал", которое создает препятствия другому хозяйствующему субъекту доступу на товарный рынок услуг по осуществлению регулярных пассажирских междугородных перевозок и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, для чего при условии продолжения осуществления пассажирских перевозок в срок до 20.10.2015 провести обучающие, разъяснительные мероприятия для лиц ответственных за перевозку пассажиров, осуществляющих регулярную пассажирскую перевозку о порядке взаимоотношений с другим перевозчиками, завести журнал и письменно, под роспись предупредить и предупреждать в дальнейшем ответственных лиц, осуществляющих от имени каждого из предпринимателей регулярную пассажирскую перевозку о недопустимости совершения действий, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации о административных правонарушениях (т.5 л.д. 148-149, 150-151, 152-153).
Уполномоченным должностным лицом УФАС по Оренбургской области 16.11.2015 вынесены постановления по делу об административном правонарушении: N 05-11-43/2015 - в отношении ООО "Орский автовокзал", которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб. (т.8 л.д. 17-25); N 05- 11-45/2015 - в отношении ИП Конасова М.М., которым предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб. (т.7 л.д. 12-19); N 05-11-46/2015 - в отношении ИП Нелаева А.Г., которым предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб. (т.11 л.д. 10-17), N 05-11-47/2015 - в отношении ИП Жирнова В.В., которым предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб. (т.12 л.д. 10-17).
Обжалуемое в апелляционном порядке решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, в связи со следующим.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе соглашения, ведущие к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
В силу условий п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) и правилами перевозок пассажиров, которые представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
Частью 1 статьи 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров.
В соответствии с п. 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112), продажа билетов для проезда междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пункта продажи билетов.
Автовокзалом является объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки; автостанцией является объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки (п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112).
Из материалов дела следует, что единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по оказанию услуг по предварительной продаже автобусных билетов (междугородных и международных маршрутов) находящихся на территории муниципального образования г. Орск, является ООО "Орский автовокзал".
Все перевозчики в муниципальном образовании г. Орска работают с ООО "Орский автовокзал" на основании договоров на вокзально-кассовое обслуживание.
ООО "Экспресс", ИП Попов В.Д., ИП Попов Д.В., ИП Конасов М.М., ИП Нелаев А.Г. и ИП Жирнов В.В. являются хозяйствующими субъектами, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по международным и междугородним маршрутам на территории муниципального образования г. Орск.
Между ООО "Орский автовокзал" и перевозчиком ООО "Экспресс" заключен договор на вокзально-кассовое обслуживание от 01.06.2014 N 38/2014. В соответствии с пунктом 1.1. указанного договора ООО "Орский автовокзал" обязуется оказывать ООО "Экспресс" услуги по реализации билетов на проезд пассажиров и провоз багажа, диспетчерское руководство по посадке пассажиров и отправке автобусов по регулярным маршрутам.
Между ООО "Орский автовокзал" и перевозчиком ИП Поповым В.Д. заключен договор на вокзально-кассовое обслуживание от 03.06.2014 N 44/2014. В соответствии с пунктом 1.1. указанного договора ООО "Орский автовокзал" обязуется оказывать ИП Попову В.Д. услуги по реализации билетов на проезд пассажиров и провоз багажа, диспетчерское руководство по посадке пассажиров и отправке автобусов по регулярным маршрутам.
Между ООО "Орский автовокзал" и перевозчиком ИП Поповым Д.В. заключен договор на вокзально-кассовое обслуживание от 03.06.2014 N 43/2014. В соответствии с пунктом 1.1. указанного договора ООО "Орский автовокзал" обязуется оказывать ИП Попову Д.В. услуги по реализации билетов на проезд пассажиров и провоз багажа, диспетчерское руководство по посадке пассажиров и отправке автобусов по регулярным маршрутам.
Между ООО "Орский автовокзал" и перевозчиком ИП Конасовым М.М. заключен договор на вокзально-кассовое обслуживание от 20.08.2014 N 54/2014. В соответствии с пунктом 1.1. указанного договора ООО "Орский автовокзал" обязуется оказывать ИП Конасову М.М. услуги по реализации билетов на проезд пассажиров и провоз багажа, диспетчерское руководство по посадке пассажиров и отправке автобусов по регулярным маршрутам.
Между ООО "Орский автовокзал" и перевозчиком ИП Жирновым В.В. заключен договор на вокзально-кассовое обслуживание от 01.06.2014 N 01/2014. В соответствии с пунктом 1.1. указанного договора ООО "Орский автовокзал" обязуется оказывать ИП Жирнову В.В. услуги по реализации билетов на проезд пассажиров и провоз багажа, диспетчерское руководство по посадке пассажиров и отправке автобусов по регулярным маршрутам.
Между ООО "Орский автовокзал" и перевозчиком ИП Нелаевым А.Г. заключен договор на вокзально-кассовое обслуживание от 01.06.2014 N 61/2014. В соответствии с пунктом 1.1. указанного договора ООО "Орский автовокзал" обязуется оказывать ИП Нелаеву А.Г. услуги по реализации билетов на проезд пассажиров и провоз багажа, диспетчерское руководство по посадке пассажиров и отправке автобусов по регулярным маршрутам.
Заинтересованным лицом, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок N 220) и с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, был проведен анализ состояния конкурентной среды на локальном рынке услуг по осуществлению регулярных пассажирских международных перевозок за период с 01.01.2015 по 22.04.2015, в том числе, по маршрутам:
1. Орск-Оренбург, время отправления: 06:45 (перевозчик ИП Нелаев А.Г.) и 07:00 (перевозчик ООО "Экспресс");
2. Орск-Ясный, время отправления: 10:50 (перевозчик ИП Жирнов В.В.) и 11:00 (перевозчик ИП Попов Д.В.);
3. Орск-Ясный, время отправления: 12:35 (перевозчик ИП Конасов М.М.), 12:40 (перевозчик ИП Попов Д.В.) и 13:00 (перевозчик ИП Очкур И.В.);
4. Орск-Ясный, время отправления: 17:15 (перевозчик ИП Жирнов В.В.), 17:20 (перевозчик ИП Попов Д.В.), в части определения временного интервала, продуктовых границ, географических границ, состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынках.
По результатам проведенного анализа антимонопольным органом установлено, что продуктовыми границами рынка, на котором осуществляется автотранспортная перевозка пассажиров, являются междугородные автобусные пассажирские перевозки и международные автобусные пассажирские перевозки, коды ОКВЭД 60.21.13и 60.21.14 соответственно. Географическими границами исследуемого рынка является пункт отправления и назначения, т.е. Орск - Оренбург, Орск - Ясный.
За период с 01.01.2015 по 22.04.2015:
1. по рейсу Орск-Оренбург - время отправления с 06:45 до 07:00 - с преимущественной продажей билетов ИП Нелаева А.Г. доля проданных билетов (и в натуральном и в стоимостном выражении) за весь исследуемый период была более 80 %;
2. по рейсу Орск-Ясный - время отправления с 10:50 до 11:00 - с преимущественной продажей билетов ИП Жирнова В.В. доля проданных билетов (и в натуральном и в стоимостном выражении) за весь исследуемый период была более 50 %;
3. по рейсу Орск-Ясный - время отправления с 12:30 до 13:00 - с преимущественной продажей билетов ИП Конасова М.М. доля проданных билетов (и в натуральном и в стоимостном выражении) за весь исследуемый период была более 50 %;
4. по рейсу Орск-Ясный - время отправления с 17:15 до 17:20 - с преимущественной продажей билетов ИП Жирнова В.В. доля проданных билетов (и в натуральном и в стоимостном выражении) за весь исследуемый период была более 50 %.
В ходе проведения проверки административным органом 23.04.2015 в 13 часов 44 минуты была произведена контрольная закупка услуги по пассажирской перевозке по маршруту "Орск-Домбаровка" на 13 часов 50 минут, т.е. на ближайший рейс, в ходе которой установлен факт продажи билета не на 13 часов 50 минут, а на 14 часов 05 минут по маршруту "Орск-Ясный" через Домбаровку (перевозчик ИП Конасов М.М.) при открытой посадке на прямой рейс "Орск-Домбаровка" (перевозчик ИП Попов В.Д.) в 13 часов 50 минут.
При закупке указанного билета на вопрос о том, почему билет продан не на ближайший рейс, который отходит через 5 минут, кассир ООО "Орский автовокзал" ответила, что билеты на ближайший рейс "Орск-Домбаровка" распроданы. Факт контрольной закупки билета зафиксирован Актом проверочной закупки от 23.04.2015.
Также в ходе проверки получены объяснения водителя предпринимателя Попова В.Д. - Кандалинцева Е.В., осуществляющего перевозки по маршруту "Орск-Домбаровка", время отправления 13 часов 50 минут, пояснившего, что 23.04.2015 на указанный рейс и время продано всего 3 билета из 15. Водитель Кандалинцев Е.В. также указал, что кассиры ООО "Орский автовокзал" осуществляют преимущественную продажу до Домбаровки на рейс по маршруту "Орск-Тобольский", отправляющийся также в 13 часов 50 минут.
Из объяснений кассира ООО "Орский автовокзал" Шинбергеновой Ж.Ж., осуществившей продажу билета при контрольной закупке следует, что при обращении пассажира о продаже билета по маршруту "Орск-Домбаровка" на ближайший рейс (т.е. на 13 часов 50 минут) она допустила ошибку, посмотрев в электронной базе на другой рейс - "Орск-Тобольский", у которого время отправления также установлено на 13 часов 50 минут.
Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о том, что фактически между ООО "Орский автовокзал" и ИП Нелаевым А.Г., ИП Жирновым В.В. и ИП Конасовым М.М. имеет место соглашение (договоренность) по преимущественной продаже билетов, что привело к ограничению конкуренции и созданию препятствия другим хозяйствующим субъектам - ООО "Экспресс" и ИП Попову В.Д. и ИП Попову Д.В., для доступа на соответствующий товарный рынок.
Довод предпринимателей о том, что график дежурств сотрудников на выходные дни ООО "Орский автовокзал", утвержденный директором Сорокиным С.В. 31.03.2015, в который включен и Конасов М.М., мог быть перепечатан со старого графика, носит предположительный характер. Протоколом осмотра территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица указанный факт зафиксирован 23.04.2015, в то время как график утвержден 31.03.2015, в связи с чем, отсутствуют основания полагать, что график, по которому сотрудники автовокзала Алкулов Е.К., Сорокин С.В., Султангалшиев К.И. и Конасов М.М. должны были осуществлять дежурство, содержал данные о датах дежурств и ответственных лицах, ошибка в которых не могла быть выявлена практически в течение месяца.
Довод о том, что аналитический отчет от 21.05.2015 составлен УФАС по Оренбургской области с существенными нарушениями ничем не подтвержден, не указано каким образом и какому нормативно-правовому акту он не соответствует.
Данный аналитический отчет составлялся УФАС по Оренбургской области на основании Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 N 220 "Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" (далее - Приказ N 220), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.05.2012 N 339, Административного регламента Федеральной антимонопольной службы России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службой России от 25.05.2012 N 345.
При исследовании локальных рынков по указанным маршрутам были использованы сведения органов местного самоуправления, информация от хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги пригородного автовокзала - ООО "Орский автовокзал", полученные в ходе выездного контрольного мероприятия, данные собственных исследований, проведенных ранее, информация из общедоступных источников (Интернет, СМИ, правовая база "Консультант плюс", "СПАРК"), а также иные источники информации.
Указанный анализ состояния конкурентной среды на локальных рынках услуг по осуществлению регулярных пассажирских международных и междугородных перевозок в м/о г.Орск Оренбургской области проведен в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Приказом N 220.
Целью настоящего обзора явился анализ и оценка конкурентной среды на данных локальных рынках и определение взаимосвязи между состоянием конкурентной среды и поведением участников рынка, в связи с чем, период исследования был определен с 01.01.2015 по 22.04.2015.
Расчет объемов товарных рынков по изучаемым маршрутам производился по количеству перевезенных пассажиров (человек), по сумме выручки от реализации билетов, по дням с преимущественной продажей билетов.
Из приведенных в указанном аналитическом отчете таблиц видно, в какие конкретно дни перевозчики осуществляли свою деятельность по перевозке пассажиров, в том числе в какие дни осуществляли перевозки одновременно.
Тот факт, что проверка в отношении индивидуальных предпринимателей не проводилась, не имеет какого-либо существенного значения, так как антимонопольный орган осуществил проверку ООО "Орский автовокзал", с которым у данных предпринимателей заключены антиконкурентные соглашения. В ходе указанной проверки были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Акт проверки и отдельные процессуальные документы были приобщены в материалы антимонопольного дела N 05-10-08/2015, таким образом, заявители имели возможность ознакомиться с данными документами.
С учетом изложенного, антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу о том, что обществом и предпринимателями нарушены требования п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 135-ФЗ, в связи с чем, арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными оспариваемого решения и предписаний.
Привлечение хозяйствующих субъектов к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ в этой связи является правомерным.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой признание незаконным и отмену постановления о назначении административного наказания, при рассмотрении материалов проверки, УФАС России по Оренбургской области не допущено.
Вина общества и предпринимателей в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, заинтересованным лицом установлена.
У ООО "Орский автовокзал" и у предпринимателей Коносова М.М., Жирнова В.В., Нелаева А.Г. имелась возможность не заключать недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством, соглашения, однако, общество и предприниматели пренебрегли имеющейся у них возможностью.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.05.2016 по делу N А47-11062/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Нелаева Артема Геннадьевича, индивидуального предпринимателя Конасова Максута Маратовича и индивидуального предпринимателя Жирнова Василия Васильевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11062/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф09-11402/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Жирнов Василий Васильевич, ИП Жирнов В.В., ИП Конасов Максут Маратович, ИП Нелаев А.Г., Нелаев Артем Геннадьевич
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
Третье лицо: ИП Попов Владимир Данилович, ИП Попов Дмитрий Владимирович, ООО "Экспресс", Попов Владимир Данилович, Попов Дмитрий Владимирович, ООО "Орский автовокзал"
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11402/16
14.09.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8527/16
19.05.2016 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11062/15
08.02.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-12376/15
04.02.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-12017/15
29.01.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-12016/15
27.01.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-12379/15
27.01.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-12377/15
20.01.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-12378/15
23.12.2015 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-12020/15