Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 июня 2017 г. N Ф09-2058/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А07-8393/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.10.2016 по делу N А07-8393/2016 (судья Искандаров У.С.).
В заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан - Чеглинцев П.А. (доверенность N 22 от 08.08.2016);
публичного акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" - Конькова Л.А. (доверенность N ДОВ/8/510/16 от 29.11.2016), Антипин А.В. (доверенность N ДОВ/8/395/16 от 20.10.2016).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республики Башкортостан (далее - заявитель, Управление Росприроднадзора, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к публичному акционерному обществу Акционерная нефтяная Компания "Башнефть" (далее - заинтересованное лицо, ПАО АНК "Башнефть", общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в размере 8 584 775 руб. 43 коп.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 12.10.2016 в удовлетворении требований отказано.
Управление Росприроднадзора (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление Росприроднадзора не согласно с выводами суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела сведений о хранении нефтешламов филиала "Башнефть-УНПЗ" в 2013 году сроком больше 6 месяцев или их захоронении.
Податель жалобы указывает, что поскольку лимит на размещение отхода 3 класса опасности с кодом по ФККО 546 000 00 00 00 0, переданного в 2013 году филиалом ОАО АНК "Башнефть" - "Башнефть-УНПЗ" на объекты размещения филиала "Башнефть-Уфанефтехим" в количестве 923,7 тонн, отсутствует в утвержденных нормативов образования и лимитах на их размещение у филиала "Уфанефтехим" ОАО АНК "Башнефть", ответчик обязан внести публично-правовой платеж за сверхлимитное размещение отходов в 2013 году.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на ней, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 15.01.2015 Управлением Росприроднадзора обществу выставлено требование N 04-04/00038 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение 923,7 тонн отходов 3 класса опасности в 2013 году (т.1, л.д.15).
Согласно указанному требованию, управлением выявлено, что общество в 2013 году филиалом ОАО АНК "Башнефть" от "Башнефть-Уфанефтехим" принято на размещение в шламонакопителе 923,7 тонн отхода - нефтешлама (нефтешлам очистных сооружений), код по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО) 546 000 00 00 00 0.
Размер платы за размещение отходов определён в указанном требовании. ОАО АНК "Башнефть" должно в месячный срок с даты получения настоящего требования перечислить в добровольном порядке в доход бюджета сумму задолженности по оплате за отчетный период с 01.01.2013 по 01.01.2014 (за I, II, III, IV квартал 2013 года в размере 8 584 775 руб. 43 коп.
В связи с неисполнением ОАО АНК "Башнефть" данного требования, Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества суммы задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания данной задолженности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (часть 1).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным (часть 1); формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами (часть 2); к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (часть 3); порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 4).
Согласно пункту 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, плательщиками сборов за вредное воздействие на окружающую природную среду признаются природопользователи, под которыми понимаются предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Как разъяснил Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-О, платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку (абзац 3 пункт 5).
В пункте 3.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П также указано, что вопрос о надлежащем плательщике сборов за негативное воздействие на окружающую среду может быть решен и в рамках договорных отношений.
Таким образом, общество, осуществляя деятельность, которая оказывает непосредственное воздействие на окружающую природную среду, является природопользователем, на которого возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее также - НВОС).
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" разделяет понятие размещение отходов, к которому относит хранение и захоронение, от понятия накопление отходов, к которому относит временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
С учетом изложенного, временное складирование отходов, в силу указанного не является размещением отходов и не относится к видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе осуществления деятельности филиалов ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим", "Башнефть-УНПЗ" (далее - филиал "УНПЗ") и "Башнефть-Новойл", являющихся нефтеперерабатывающими производствами, образуются такие отходы как отходы нефтешламы.
Образование филиалом "УНПЗ" нефтешламов в рассматриваемый период осуществлялось в соответствии с выданным Управлением документом об утверждении НООЛР N 0343-12 от 10.05.2012. Срок действия документа с 27.03.2012 по 26.03.2017. Документ утвержден на основании направленного филиалом проекта НООЛР.
По нефтешламу филиала "УНПЗ" была осуществлена предшествующая утверждению НООЛР процедура паспортизации с составлением паспорта опасного отхода, где указан код отхода по ФККО 546 000 00 00 00 0 и наименование "шламы нефти и нефтепродуктов" (т.1 л.д.71). Нефтешлам филиала "УНПЗ" в НООЛР был включен согласно составленному паспорту с указанными наименованием и кодом по ФККО (подпункт 308 НООЛР).
Согласно НООЛР филиала "УНПЗ" для нефтешлама установлен норматив его образования, но не определен лимит на его размещение - ни на собственных объектах, ни на объектах других организаций.
В 2013 году образованный у филиала "УНПЗ" нефтешлам передавался филиалу "Уфанефтехим". Всего было передано 923,7 тонн нефтешлама, из которых передано: в марте 2013 года - 408 тонн; в июне 2013 года - 100 тонн; в июле 2013 года - 15 тонн; в сентябре 2013 года - 57,3 тонн; в октябре 2013 года - 84,8 тонн; в ноябре 2013 года - 86,6 тонн; в декабре 2013 года - 172 тонн. Передача нефтешлама от одного филиала другому подтверждается документами первичного учета - актами, накладными, а также справкой (т.1 л.д.106-113). Переданный из филиала "УНПЗ" нефтешлам был помещен в шламонакопитель филиала "Уфанефтехим".
Образование филиалом "Уфанефтехим" отходов, включая нефтешламы, в рассматриваемый период осуществлялось в соответствии с выданным Управлением документом об утверждении НООЛР N 0780-12 от 08.11.2012.
Срок действия документа с 01.10.2012 по 27.01.2016. Документ утвержден на основании направленного филиалом проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (далее - НООЛР).
По нефтешламу филиала "Уфанефтехим" была также осуществлена процедура паспортизации и составлен паспорт отхода с указанием кода по ФККО 549 000 00 00 00 0 и наименование "прочие отходы нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, угля, газа, горючих сланцев и торфа (шлам нефти и нефтепродуктов)" (т.1 л.д.97), в связи с чем в НООЛР филиала "Уфанефтехим" нефтешлам был включен с таким наименованием и кодом по ФККО (подпункт 306 НООЛР). Образованный филиалом "Уфанефтехим" в 2013 году нефтешлам также был помещен в шламонакопитель. Всего филиалом "Уфанефтехим" было образовано 6 405,882 тонн собственного нефтешлама. Указанное подтверждается отчетами о движении отходов по филиалу "Уфанефтехим" за 2013 год, справкой о движении нефтешлама за 2013 год, справкой по вопросу отражения движения нефтешламов в отчете по форме 2-ТП (отходы).
Количество переданного от филиала "УНПЗ" нефтешлама учтено в общем количестве нефтешлама, отраженного в соответствующей документации филиала "Уфанефтехим".
Согласно отчету по форме N 2-ТП (отходы) филиала "Уфанефтехим" за 2013 год, справки по вопросу отражения движения нефтешламов в отчете по форме 2-ТП (отходы), первоначальным и корректировочным расчетам платы за НВОС по филиалу "Уфанефтехим" за I-IV кварталы 2013 года, отчета о движении отходов по филиалу "Уфанефтехим" за 2013 год и справке о движении нефтешлама за 2013 год, в 2013 году образовано 7 329,582 тонн нефтешлама, из которых 6 405,882 тонн - нефтешлам филиала "Уфанефтехим", 923,7 тонн - нефтешлам филиала "УНПЗ".
Образование нефтешламов в указанном количестве в филиалах, передача образованного у филиала "УНПЗ" нефтешлама филиалу "Уфанефтехим" в указанном количестве и сроки, а также факт его помещения в шламонакопитель, не оспариваются сторонами.
В ходе исследования и оценки представленных сторонами по делу доказательств, включая отчеты по форме N 2-ТП, расчеты платы за НВОС за 2013 год, II квартал 2014 года и иные документы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что факт размещения (хранения сроком более 6 месяцев и захоронения) нефтешлама филиала "УНПЗ" не нашел своего подтверждения.
Из материалов дела следует, что помещенный и находящийся в шламонакопителе филиала "Уфанефтехим" нефтешлам учитывается филиалом "Уфанефтехим" как единый отход - нефтешлам. В документации нефтешлам отражается под кодом по ФККО 549 000 00 00 00 0.
Образованные в 2013 году в филиалах "УНПЗ" и "Уфанефтехим" нефтешламы были помещены в шламонакопитель, откуда были извлечены и использованы в 2013 году и в начале 2014 года.
При этом в материалах дела отсутствуют сведения о хранении в 2013 году сроком более 6 месяцев нефтешламов филиала "УНПЗ" или их захоронении.
Извлечение и использование нефтешлама подтверждается представленными отчетами о движении отходов по филиалу "Уфанефтехим" за 2013 год и II квартал 2014 года, справкой о движении нефтешлама за 2013 год и II квартал 2014 года, справкой по вопросу отражения движения нефтешламов в отчете по форме 2-ТП (отходы), актами об использовании нефтешлама за 2013 и 2014 годы, отчетами по форме N 2-ТП (отходы) филиала "Уфанефтехим" за 2013 и 2014 годы (в графе об использовании нефтешламов отражено соответствующее цифровое значение), первоначальными и корректирующими расчетами платы за НВОС по филиалу "Уфанефтехим" за I-IV кварталы 2013 года и корректирующим расчетом платы за II квартал 2014 года (в графах об использовании нефтешламов отражено соответствующее цифровое значение), согласно которым в 2013 году из шламонакопителя филиала "Уфанефтехим" было извлечено и использовано для производства продукции 13 058,5 тонн нефтешлама (13 074 тонн с учетом отходов масел). Использование нефтешлама осуществлялось в следующие месяцы и в следующем количестве: июнь 2013 года - 3 417 тонн; июль 2013 года - 3 536 тонн; август 2013 года - 4 174 тонн; сентябрь 2013 года - 1 558 тонн; октябрь 2013 года - 389 тонн; во 2-м квартале 2014 года - из шламонакопителя филиала "Уфанефтехим" было извлечено и использовано для производства продукции 588,814 тонн нефтешлама.
Отсутствие фактов размещения нефтешламов в 2013 году также подтверждается отчетами по форме N 2-ТП (отходы) филиалов "Уфанефтехим" и "УНПЗ", в которых сведения о размещении нефтешламов отсутствуют, а именно в графе о размещении нефтешлама указан показатель, равный "0". Иные представленные в материалы дела документы также не содержат информации о размещении нефтешлама.
Таким образом, представленные по делу доказательства не свидетельствуют о факте размещения (хранения сроком более 6 месяцев или захоронения) в шламонакопителе филиала "Уфанефтехим" нефтешламов филиала "УНПЗ".
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, что в настоящее время на нефтешламы филиалов ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим", "Башнефть-УНПЗ" и "Башнефть-Новойл" (все нефтеперерабатывающие производства) имеют один единый паспорт опасного отхода на нефтешламы с кодом по ФККО 9 11 200 02 39 3 и наименованием "шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов. Паспорт распространяется на три филиала ПАО АНК "Башнефть" - "Башнефть-Уфанефтехим", "Башнефть-УНПЗ" и "Башнефть-Новойл".
По результатам проведенной Управлением проверки обоснованности класса опасности для отхода - нефтешламы с кодом по ФККО 9 11 200 02 39 установлено его соответствие данному коду ФККО и классу опасности (письма Управления N 04-02/00367 от 02.02.2015 и ФБУО "ФЦАО" N 05/71 от 19.01.2015).
Единый паспорт опасного отхода свидетельствует о том, что нефтешламы филиалов ПАО АНК "Башнефть" имеют одинаковый характер по процессу/условиям образования, по составу отхода, физической форме, агрегатному состоянию и классу опасности, которые непосредственно указаны в паспорте, а также один класс опасности.
Помимо этого, в соответствии с проектами НООЛР филиала "Уфанефтехим" от 29.09.2012, на основании и по результатам рассмотрения которого Управлением выдан документ об утверждении НООЛР N 0780-12 от 08.11.2012, и филиала "УНПЗ" от 26.03.2012, на основании и по результатам рассмотрения которого Управлением выдан документ об утверждении НООЛР N 0343-12 от 10.05.2012, нефтешламы филиалов образуются после очистки оборудования, резервуаров, емкостей, градирен, нефтеотделителей и др., что также свидетельствует об одинаковом характере происхождения по процессу/условиям образования.
Таким образом, учитывая отсутствие факта размещения в 2013 году нефтешлама филиала "УНПЗ", а также то, что Управлением не доказаны основания и размер взыскиваемой платы за НВОС, отсутствует установленное статьей 16 Федерального закона N 7-ФЗ основание для взыскания платы за НВОС.
Из указанного выше следует, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для полного, всестороннего и своевременного рассмотрения настоящего дела, правильно установлены подлежащие применению нормы материального права, нарушение либо неправильное применение норм материального права не допущено.
Доводы жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на законность судебного решения, в связи с чем, отклоняются судебной коллегией.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.10.2016 по делу N А07-8393/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-8393/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 июня 2017 г. N Ф09-2058/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан
Ответчик: ОАО "АНК "Башнефть", ПАО "АКЦИОНЕРНАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ "БАШНЕФТЬ"