г. Владимир |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А39-4133/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Большаковой О.А., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.09.2016 по делу N А39-4133/2016, принятое судьей Алехиной М.Н.,
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, ОГРН 1091326001502, ИНН 1326211305, к Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, ОГРН 1021300975101, ИНН 1325031476, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора - государственного унитарного предприятия Республики Мордовия "Луховское", федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Мордовия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия,
об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, признании отсутствующим права собственности Республики Мордовия на земельный участок,
при участии: от заявителя (истца) - Ломшиной Н.А. по доверенности N 3296 от 30.05.2016 (сроком действия 1 год);
от ответчика - Грачева А.В. по доверенности N 6 от 14.01.2016 (сроком действия 1 год),
в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 13:23:1213001:188, площадью 275609кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, с местоположением: Республика Мордовия, город Саранск, Октябрьский район, ГУП "Луховское", о признании отсутствующим права государственной собственности Республики Мордовия на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное унитарное предприятие Республики Мордовия "Луховское", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Мордовия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Решением от 26.09.2016 Арбитражный суд Республики Мордовия в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель указывает, что пруд, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 13:23:1213001:188, как и водоток, на котором он образован, являются поверхностными водными объектами, имеют гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами, в силу статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации являются собственностью Российской Федерации.
Пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 13:23:1213001:188 сформирован с нарушением требований земельного и водного законодательства.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, решение считает незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия в судебном заседании указал на законность и обоснованность решения, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Саранского городского Совета народных депутатов от 30.12.1992 N 355 совхозу "Луховский" (в настоящем ГУП РМ "Луховское") предоставлено 6262 гектара земель в постоянное (бессрочное) пользование для ведения сельского хозяйства в Октябрьском районе города Саранска.
Согласно экспликации земель, предоставляемых совхозу "Луховский" Октябрьского района города Саранска на праве постоянного (бессрочного) пользования совхозу, земелепользователю предоставлено 6362 га земель, из которых под сельскохозяйственные угодья 5581 га, для сенокосов 7 га, для пастбищ 752 га, под лесом и кустарником 154 га, под водой 98 га, других земель 529 га.
В связи с приведением организационно-правовой формы в соответствие с положениями части первой Гражданского кодекса РФ совхоз "Луховский" преобразован в государственное унитарное предприятие "Луховское", предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением администрации города Саранска от 20.06.2000 N 1350-рз.
Из материалов кадастрового дела земельного участка 13:23:1213001:188 усматривается, что на основании ходатайства ГУП РМ "Луховское" постановлением Главы города Саранска Республики Мордовия от 26.10.2001 N 647 (пункт 3) ГУП "Луховское" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для ведения сельскохозяйственного производства земельный участок площадью 6124 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 5295 га, из них для пашни 4428 га, для сенокосов 154 га, для пастбищ 713 га.
Из земельного участка, предоставленного Главой города, был образован и поставлен на кадастровый учет 17.10.2007 земельный участок с кадастровым номером 13:23:1213001:188, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 275609 кв.м, расположенный по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, Октябрьский район, ГУП РМ "Луховское".
Как видно из акта определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, также имеющегося в кадастровом деле, земельный участок находится в кадастром квартале 13:23:12 13 001, является вновь образованным, категория земель и вид разрешенного использования земельного участка определены на основании постановления Главы города Саранска от 26.10.2001 N 647, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка установлен на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 21.05.2007 N 221.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.03.2008 серии 13 ГА N 222418, право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за Республикой Мордовия регистрационной записью 13-13-01/021/2008-2929 от 11.03.2018.
Основанием государственной регистрации государственной собственности республики в свидетельстве указан Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Согласно договору N 11844 от 11.03.2008 (зарегистрирован 15.06.2009, регистрационная запись N 13-13-01/141/2009-215) и дополнительным соглашениям к нему (зарегистрированы 15.06.2009, регистрационные записи NN 13-13-01/141/2009-215) Государственным комитетом имущественных и земельных отношений РМ (арендодатель) предприятию "Луховское" (арендатор) спорный земельный участок предоставлен в аренду.
Согласно выписке из ЕГРП от 28.06.2016 N 13/001/022/2016-39035 договор аренды с дополнительными соглашениями зарегистрирован 15.06.2009, срок аренды по договору установлен с 28.01.2008 по 28.01.2057.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 14.08.2009 N 1300/201/09-23778 (находится в кадастровом деле земельного участка) данный земельный участок сформирован из земель сельскохозяйственного назначения, в его состав не входят земли населенных пунктов, земли промышленности..., земли особо охраняемых территорий, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
Территориальным управлением Росимущества в Республике Мордовия получено письмо Прокуратуры Республики Мордовия (от 20.06.2016 N 1-10-2016/10569) из содержания которого следует, что Арбитражным судом Республики Мордовия рассматриваются дела по искам Заместителя Прокурора Республики Мордовия о признании недействительным договоров аренды земельных участков от 11.03.2008 N 11842 и от 11.03.2008 N 11844, заключенных между администрацией городского округа Саранск и Государственным комитетом имущественных и земельный отношений РМ с ГУП РМ "Луховское".
В письме сообщалось, что земельные участки, арендуемые ГУП РМ "Луховское", находятся в государственной собственности Республики Мордовия, право собственности зарегистрировано 11.03.2008.
Прокуратурой указано, что при наличии зарегистрированного права собственности Республики Мордовия на арендуемые предприятием земельные участки, признание договоров аренды недействительными невозможно, а в силу статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ у прокурора отсутствует процессуальное полномочие на оспаривание зарегистрированного права.
Со ссылкой на разъяснения, данные в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22, Управлению предложено принять меры к восстановлению нарушенных прав Российской Федерации.
Территориальное управление обратилось в суд с рассматриваемым иском, мотивируя его тем, что на спорном земельном участке имеется пруд, который образован на водах реки Тавла, которая входит в систему рек, с выходом в Каспийское море.
Истец указывает, что данный земельный участок сформирован с нарушением требований статьи 102 Земельного кодекса РФ, в силу статей 5-8 Водного кодекса РФ, не может находится в государственной собственности Республики Мордовия, а в силу положений статей 24-28 Водного кодекса РФ ответчик не уполномочен распоряжаться водными объектами.
По названным основаниям Территориальное управление Росимущества в Республике Мордовия обратилось в суд с рассматриваемым иском, сформулировав его, как требование об исключении из ГКН сведений о спорном земельном участке и о признании отсутствующим права государственной собственности Республики Мордовия на земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение указанной нормы права истец не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов наличием сведений о спорном земельном участке в ГКН.
Статья 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает особенности осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Согласно статье 24 (часть 4) Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности, а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Также исключаются внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, в отношении которых заключено соглашение о перераспределении или принято решение о перераспределении с момента государственной регистрации прав на образованный или образованные в результате этого перераспределения земельный участок, земельные участки (часть 4.1.).
Согласно части 5 статьи 24 Закона в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, в результате преобразования которого был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению собственника объекта.
В соответствии с частью 5.1 статьи 24 Закона в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, образованном на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка или земельных участков для государственных или муниципальных нужд, эти сведения могут быть исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению лица, на основании заявления которого эти сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости, либо по заявлению любого лица на основании решения суда.
Особенности кадастрового учета земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка или земельных участков, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно статье 25 Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные часть 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Орган кадастрового учета снимает с учета часть земельного участка, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с частью 9 статьи 47 настоящего Федерального закона, в случае снятия с учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования.
В случае государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещного права на земельный участок, в связи с установлением которого была образована и поставлена на учет часть земельного участка, снятие с учета данной части земельного участка осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещного права на соответствующий земельный участок при отсутствии сведений о том, что на данную часть земельного участка зарегистрировано другое ограничение (обременение) вещного права.
Таким образом, Закон о государственном кадастре недвижимости, предусматриваем возможность исключения сведений о земельном участке из ГКН либо по заявлению собственника, либо на основании решения уполномоченного органа, либо в случае получения органом кадастрового учета сведений от регистратора о государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещного права на соответствующий земельный участок.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для исключения сведений о земельном участке из ГКН.
Также необходимо отметить, что часть рассматриваемого земельного участка, занятая водным объектом, не выделялась в отдельный объект кадастрового учета с береговой линией и является составной счастью земель сельскохозяйственного назначения.
На основании статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.03.2008 серии 13 ГА N 222418, право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за Республикой Мордовия регистрационной записью 13-13-01/021/2008-2929 от 11.03.2018.
Согласно абзацу 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11 указано, что по смыслу пункта 52 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Из системного толкования глав 13, 14, 20 Гражданского кодекса Российской Федерации вытекает, что правом на предъявления иска о признании права отсутствующими имеет лицо, владеющее этим имуществом и обладающее на него зарегистрированным правом.
Между тем из материалов дела следует, что истец спорным земельным участком не владеет, земельный участок длительное время находится во владении ГУП РМ "Луховское" и используется предприятием по целевому назначению - для сельскохозяйственного производства.
При этом на спорном земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности Республика Мордовия, и на праве хозяйственного ведения ГУП РМ "Луховское", а именно плотина, протяженностью 399-м.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены как не влияющие на законность принятого судебного акта.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.09.2016 по делу N А39-4133/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
О.А. Большакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-4133/2016
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
Ответчик: Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия
Третье лицо: ГУП Республики Мордовия "Луховское", Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по РМ, ФГБУ филиал "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Мордовия
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8709/16