Правоотношение: по договору купли-продажи в отношении земельного участка
г. Ессентуки |
|
28 декабря 2016 г. |
Дело N А63-4288/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Джамбулатова С.И., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Новоалександровск Новоалександровского района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2016 по делу N А63-4288/2016
по исковому заявлению акционерного общества "Колхоз им. Ленина", г. Новоалександровск, (ОГРН 1022602821746)
к администрации муниципального образования город Новоалександровск Новоалександровского района Ставропольского края, г. Новоалександровск, (ОГРН 1022602823187),
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: администрация Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, г. Новоалександровск, (ОГРН 1042600553720),
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, (ОГРН 1027700485757), об установлении спорных условий договора купли-продажи N 6-зу земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности от 15.02.2016 в редакции протокола разногласий от 29.03.2016, (судья С.Л. Жирнова),
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Колхоз им. Ленина" - Сидельникова А.В. по доверенности от 15.06.2016;
от Администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края - Тесленко Д.Б. по доверенности N 275 от 05.02.2016;
от Администрации муниципального образования город Новоалександровск Новоалександровского района Ставропольского края - Каштанова Н.А. по доверенности N 3268 от 19.10.2016;
в отсутствие иных, неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Колхоз им. Ленина", г. Новоалександровск (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации муниципального образования город Новоалександровск Новоалександровского района Ставропольского края, г. Новоалександровск (далее - ответчик, администрация города) об установлении спорных условий договора купли-продажи N 6-зу земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности от 15.02.2016 в редакции протокола разногласий от 29.03.2016:
1) Пункт 2.1: "Выкупная цена земельных участков составляет 2 917 285 (Два миллиона девятьсот семнадцать тысяч двести восемьдесят пять) рублей 20 копеек, без учета НДС, согласно расчету выкупной цены земельных участков (приложении N 1 к договору), который является неотъемлемой частью договора".
2) Приложение 1 к договору N 6-зу от 15.02.2016.
Определениями арбитражного суда первой инстанции от 19 апреля 2016 года и от 23 мая 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация Новоалександровского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2016 по делу N А63-4288/2016 исковые требования акционерного общества "Колхоз им. Ленина", г. Новоалександровск удовлетворены. Судом первой инстанции установлены спорные условия договора купли-продажи N 6-зу земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности от 15.02.2016 в редакции протокола разногласий от 29.03.2016:
1) Пункт 2.1: "Выкупная цена земельных участков составляет 2 917 285 (Два миллиона девятьсот семнадцать тысяч двести восемьдесят пять) рублей 20 копеек, без учета НДС, согласно расчету выкупной цены земельных участков (приложении N 1 к договору), который является неотъемлемой частью договора".
2) Приложение 1 к договору N 6-зу от 15.02.2016:
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2016 по делу N А63-4288/2016, ответчик обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований АО "Колхоз им. Ленина".
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полостью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Колхоз им. Ленина", ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Новоалександровского муниципального района Ставропольского края поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, просила решение суда первой отменить, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Новоалександровск Новоалександровского района Ставропольского края - удовлетворить.
В судебном заседании от 21.12.2016 представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, просил решение суда первой отменить, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Новоалександровск Новоалександровского района Ставропольского края - удовлетворить.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2016 по делу N А63-4288/2016 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2016 по делу N А63-4288/2016 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 06 сентября 2001 года между Новоалександровской районной государственной администрацией Ставропольского края и ОАО "Колхоз им. Ленина" заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения N 21, сроком на 49 лет, согласно которому обществом является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами: 26:04:040201:218, площадью 306 737 кв.м; 26:04:040202:100, площадью 3 319 876 кв.м; 26:04:040203:415, площадью 610 000 кв.м; 26:04:040202:104, площадью 295 300 кв.м; 26:04:040202:103, площадью 47 000 кв.м; 26:04:040202:102, площадью 31 500 кв.м; 26:04:040201:220, площадью 16 838 кв.м; 26:04:040201:219, площадью 81 978 кв.м; 26:04:040202:101, площадью 55 000 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир в границах земель ОАО "Колхоз им. Ленина", почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Новоалександровский, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Указанный договор зарегистрирован учреждением юстиции "Регистрационной палатой Ставропольского края" Новоалександровский филиал 05.12.2001 за номером государственной регистрации N 26-01/04-12/2001-403-411.
В соответствии с соглашением от 04.05.2009 о внесении изменений в договор аренды земель сельскохозяйственного назначения N 21 от 06.09.2001 права арендодателя переданы администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края.
На основании договора аренды, заключенного с Новоалександровской районной государственной администрацией Ставропольского края N 58 от 31.12.2002 сроком на 49 лет, зарегистрированного учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ставропольского края 24.06.2003 за номером государственной регистрации 26-01/4-6/2003-536, ОАО "Колхоз им. Ленина" является также арендатором земельных участков с кадастровыми номерами: 26:04:040202:105, площадью 1 364 621 кв.м; 26:04:040203:473, площадью 29 628 кв.м; 26:04:040202:106, площадью 28 605 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир х. Верный, участок находится примерно в 2,0 км по направлению на юго-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Новоалександровский, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с соглашением от 14.11.2006 о внесении изменений в договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от N 58 от 31.12.2002 права арендодателя переданы администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края.
В соответствии с договором аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 11 от 25.02.2010, заключенным между обществом и администрацией Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, сроком на 49 лет, зарегистрированным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 20.04.2010 за номером 26-26-24/002/2010-757, ОАО "Колхоз им. Ленина" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:04:040102:184, площадью 234 352 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир на территории колхоза им. Ленина, почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Новоалександровский, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
24 июня 2005 года между администрацией Новоалександровского муниципального района Ставропольского края и ОАО "Колхоз им. Ленина" также был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 20, согласно которому ОАО "Колхоз им. Ленина" был передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:04:040201:43, площадью 208 100 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах, ориентир 4,5 км северо-восточнее х. Верного, почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Новоалександровский, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, сроком на 15 лет.
Названный договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 25.10.2011 за номером государственной регистрации 26-26-24/013/2011-586.
Все земельные участки с кадастровыми номерами 26:04:040201:218, 26:04:040202:100, 26:04:040203:415, 26:04:040202:104, 26:04:040202:103, 26:04:040202:102, 26:04:040201:220, 26:04:040201:219, 26:04:040202:101, 26:04:040201:43, 26:04:040102:184, 26:04:040202:105, 26:04:040203:473; 26:04:040202:106 находятся в аренде у истца более трех лет, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав от 15.06.2016, от 04.07.2016 и от 07.07.2016.
17 декабря 2015 года общество обратилось в администрацию города с заявлением N 142 о предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами: 26:04:040102:184, 26:04:040201:43, 26:04:040201:218, 26:04:040201:219, 26:04:040201:220, 26:04:040202:100, 26:04:040202:101, 26:04:040202:102, 26:04:040202:103, 26:04:040202:104, 26:04:040203:415, 26:04:040202:105, 26:04:040202:106, 26:04:040203:473.
15 января 2016 года в администрацию города от истца поступило заявление, в котором общество просило продлить срок рассмотрения заявления о выкупе на 1 месяц с целью предоставления дополнительных документов.
Администрацией города подготовлен и передан на рассмотрение общества проект договора купли-продажи N 6-зу земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности от 15.02.2016.
В соответствии с пунктом 2.1 договора выкупная цена земельных участков составляет 38 074 072 рубля 63 копейки без учета НДС, согласно расчету выкупной цены земельных участков (Приложение N 1 к договору, который является неотъемлемой частью договора). Расчет выкупной цены каждого земельного участка определен в приложении N 1 к договору на основании статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 11 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" с применением соответствующей ставки 100% и 40% от кадастровой стоимости каждого земельного участка, существовавшей на момент подготовки проекта договора.
29 марта 2016 года АО "Колхоз им. Ленина" подписало проект договора N 6-зу в редакции протокола разногласий от 29.03.2016, в котором изложил иную редакцию пункта 2.1 и Приложения N 1 к договору N 6-зу от 15.02.2016.
В редакции общества цена продаваемых земельных участков рассчитана в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 3 статьи 11 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" с применением соответствующей ставки 100% и 40%, соответственно, исходя из кадастровой стоимости земельных участков на дату обращения покупателя с заявлением о предоставлении земельных участков в собственности за плату (17.12.2015), и составляет 2 917 285 рублей 20 копеек.
Размер выкупной цены каждого земельного участка в редакции, предложенной покупателем, определен в Приложении N 1 к договору купли-продажи с применением соответствующей процентной ставки от кадастровой стоимости каждого земельного участка, существовавшей на дату подачи АО "Колхоз им. Ленина" заявления о предоставлении земельных участков.
Уведомлением N 969 от 08.04.2016 администрация города отказала истцу в согласовании и подписании протокола разногласий, указав на неправильное определение даты, по состоянию на которую определяется выкупная стоимость земельных участков, сославшись на предоставление дополнительных документов 04.02.2015.
Поскольку администрация города договор (в редакции протокола разногласий 29.03.2016) не приняла, на основании статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации общество передало разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи, на разрешение арбитражного суда.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.
Оценивая законность и обоснованность заявленных обществом к администрации требований об установлении спорных условий договора купли-продажи N 6-зу земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности от 15.02.2016 в редакции протокола разногласий от 29.03.2016, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Судом первой инстанции верно установлено, что спорные земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 01.03.2015, установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Пунктом 3 статьи 3.3 названного Федерального закона установлено, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Судом первой инстанции верно учтено, что правила землепользования и застройки города Новоалександровска утверждены решением Думы муниципального образования город Новоалександровск Новоалександровского района Ставропольского края от 29.02.2012 N 12 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город Новоалександровск Новоалександровского района Ставропольского края".
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что с 01.03.2015 администрация муниципального образования города Новоалександровска является органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, принадлежащими обществу по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения N 21 от 06.09.2001, договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 58 от 31.12.2002, договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 11 от 25.02.2010, договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 20 от 24.06.2005.
Таким образом, суд первой инстанции прваильно признал, что администрация города является лицом, для которого заключение договора с обществом является обязательным.
Заключение договора в обязательном порядке урегулировано статьей 445 Гражданского кодекса. Согласно пунктам 1 и 4 указанной нормы в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
По спору о понуждении заключить договор в резолютивной части решения указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор (статья 173 Кодекса).
В силу статьи 421 Гражданского кодекса понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам (императивным нормам), установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса).
Судом первой инстанции верно установлено, что спор возник в связи с определением даты, по состоянию на которую, следует исчислять размер выкупной цены земельных участков, и применением администрацией города Новоалександровска в расчете выкупной цены земельных участков кадастровой стоимости спорных земельных участков, установленной в соответствии с Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1381 от 27.11.2015 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае".
Суд первой инстанции при определении даты, по состоянию на которую следует исчислять размер выкупной цены земельных участков, обоснованно руководствовался следующим.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Пунктом 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что продажа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, арендаторам таких земельных участков без проведения торгов осуществляется в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Названный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган (администрация) обязан рассмотреть заявление, проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи или принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, направить принятое решение заявителю.
Пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2.6.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Ставропольского края, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, собственность юридическим лицам и гражданам на территории муниципального образования город Новоалександровск" (далее - Административный регламент), утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новоалександровск Новоалександровского района Ставропольского края N 317 от 25.05.2012 (в ред. постановления администрации города Новоалександровска от 08.10.2013 N 710), предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении участков без проведения торгов.
Судом первой инстанции верно установлено, что из вышеуказанных норм следует, что в заявлении должна быть указана информация, содержащая исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов, в частности, документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Законом N 101-ФЗ.
Судом первой инстанции также верно установлено, что перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ до настоящего времени не утвержден.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, ввиду отсутствия утвержденного перечня с целью подтверждения надлежащего использования земельных участков АО "Колхоз им. Ленина" представило в администрацию города справку из Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю (далее - Россельхознадзор) от 01.01.2015 N ФССК-АО-01-04/2890 о не привлечении заявителя к административной ответственности за ненадлежащее использование земельных участков.
Пунктом 2.6.5 Административного регламента установлен перечень документов, направляемых заявителем для предоставления муниципальной услуги, который включает в себя заявление о предоставлении земельного участка, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктом 2.9 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: в том числе непредставление документов указанных в пункте 2.6 Административного регламента.
Пунктом 2.2 названного регламента установлено, что при предоставлении муниципальной услуги запрещено требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлена обязанность органов, предоставляющих муниципальные услуги предоставлять их в соответствии с административными регламентами.
Пунктом 3.5.2 Административного регламента установлено, что при наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги специалист администрации подготавливает мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги - в срок 20 дней.
В соответствии со статьей 193 Гражданского Кодекса последним днем двадцатидневного срока подготовки отказа в предоставлении муниципальной услуги является 11 января 2016 года.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что до указанной даты администрация города не предоставила отказа в предоставлении муниципальной услуги открытому акционерному обществу "Колхоз им. Ленина", как и не предоставила в материалы дела доказательств, свидетельствующих о невозможности направления такого отказа.
Судом первой инстанции также верно учтено, что Администрация города также не предоставила доказательств о фактах ненадлежащего использования колхозом земельных участков, об обстоятельствах, препятствующих предоставлению земельных участков на основании заявления от 17.12.2015 года.
При указанных обстоятельствах, довод администрации города о том, что датой возникновения у колхоза права на предоставление земельных участков следует считать дату 04 февраля 2016 года, когда общество предоставило в администрацию города недостающие документы, судом первой инстанции обоснованно отклонен, как несостоятельный.
Суд первой инстанции правильно посчитал, что представленными в материалы дела документами, содержащими сведения о сельскохозяйственной деятельности общества за период с 2013 по 2015 годы, заявителем подтверждено надлежащее использование земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Принимая во внимание, что на момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность договоры аренды являлись действующими, арендатор пользовался испрашиваемыми земельными участками по назначению более трех лет, с соблюдением всех условий, установленных договорами (доказательств обратного в материалы дела не представлено), испрашиваемые земельные участки не изъяты из гражданского оборота, а также не ограничены в обороте, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что между сторонами отсутствует спор о праве колхоза на приобретение испрашиваемых земельных участков в связи с фактами их ненадлежащего использования.
Судом первой инстанции верно установлено, что заявление колхоза от 17.12.2015 о предоставлении земельных участков не возвращено заявителю по основаниям не соответствия требованиям закона, напротив, решение о предоставлении земельных участков и договор купли-продажи N 6-зу приняты по результатам рассмотрения заявления от 17.12.2015.
Характер правоотношений, возникающих при отчуждении публичных земель, в том числе, при реализации положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ позволяет утверждать, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи в этот орган заявления о приобретении прав на землю, в связи с чем, выкупная цена должна определяться по состоянию на дату подачи такого заявления.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции верно посчитал, что право истца на предоставление земельных участков в собственность за плату, и, соответственно, встречная обязанность администрации города подготовить и направить проект договора купли-продажи возникло в день обращения акционерного общества "Колхоз им. Ленина" с соответствующим заявлением в администрацию, то есть 17 декабря 2015 года.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал, что выкупная цена должна быть определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период обращения общества с заявлением о предоставлении земельных участков, что соответствует принципу равенства участников гражданских правоотношений, которым законодатель предоставил право выкупить земельный участок по специальной цене.
Поскольку проект договора купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, направленный ответчиком в адрес истца, подписан с протоколом разногласий по вышеуказанным мотивам, не принятым второй стороной, суд первой инстанции правильно посчитал, что истец правомерно передал разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда, учитывая, что в соответствии со статьей 555 Гражданского кодекса цена является существенным условием договора купли-продажи недвижимости.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Разногласия возникли в части определения выкупной стоимости земельных участков, порядок установления которой зависит в данном случае от даты, по стоянию на которую следует определять выкупную стоимость земельных участков.
Судебной практикой в целях устранения правовой неопределенности при разрешении споров о цене выкупа земельных участков и обеспечения гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельного участка, выработан правовой подход, согласно которому при определении выкупной цены необходимо исходить из даты подачи заявки такого лица в уполномоченный орган.
Судом первой инстанции верно установлено, что датой возникновения права истца на предоставление земельных участков является 17.12.2015.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что по состоянию на указанную дату определение выкупной цены земельных участков должно производится в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона Ставропольского края N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", которым предусмотрено что выкупная цена земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретаемых гражданами и юридическими лицами, за исключением специализированных сельскохозяйственных организаций, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения", устанавливается размере:
1) кадастровой стоимости земельных участков - по истечении трех лет со дня заключения договора аренды этих земельных участков;
2) 80 процентов кадастровой стоимости земельных участков - по истечении шести лет со дня заключения договора аренды;
3) 60 процентов кадастровой стоимости земельных участков - по истечении девяти лет со дня заключения договора аренды;
4) 40 процентов кадастровой стоимости земельных участков - по истечении 12 лет со дня заключения договора аренды;
5) 20 процентов кадастровой стоимости земельных участков - по истечении 15 и более лет со дня заключения договора аренды.
На момент обращения общества в администрацию города Новоалександровска с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность (17.12.2015):
- земельные участки с кадастровыми номерами: 26:04:040201:218, 26:04:040202:100, 26:04:040203:415, 26:04:040202:104, 26:04:040202:103, 26:04:040202:102, 26:04:040201:220, 26:04:040201:219, 26:04:040202:101, как указано в договоре аренды N 21 от 06.09.2001, использовались обществом с 01.10.2001, следовательно, срок использования данных земельных участков на 17.12.2015 составлял 14 лет 2 месяца 17 дней, что является основанием для определения их выкупной цены в размере 40% от кадастровой стоимости, действующей 17.12.2015;
- земельный участок с кадастровым номером: 26:04:040201:43 использовался обществом с 01.04.2011, следовательно, срок использования данного земельного участка на 17.12.2015 года составлял 4 года 8 месяцев 17 дней, что является основанием для определения его выкупной цены в размере 100% от кадастровой стоимости, действующей 17.12.2015;
- земельный участок с кадастровым номером: 26:04:040102:184 использовался обществом с 01.03.2010, следовательно, срок использования данного земельного участка на 17.12.2015 составлял 5 лет 9 месяцев 17 дней, что является основанием для определения его выкупной цены в размере 100% от кадастровой стоимости, действующей 17.12.2015;
- земельные участки с кадастровыми номерами: 26:04:040202:105, 26:04:040203:473, 26:04:040202:106, как указано в договоре аренды N 58 от 31.12.2002 использовались обществом с 01.10.2003, следовательно, срок использования данных земельных участков на 17.12.2015 составлял 12 лет 11 месяцев 17 дней, что является основанием для определения их выкупной цены в размере 40% от кадастровой стоимости действующей 17.12.2015.
Доводы администрации города об исчислении сроков по состоянию на дату предоставления дополнительных документов 04.02.2016, на дату подписания проекта договора N 6-зу от 15.02.2016 рассмотрены и судом первой инстанции правомерно признаны несостоятельными.
Как правильно установлено судом первой инстанции, решением Ставропольского краевого суда от 03.11.2015 по делу N 3а-201/2015, вступившим в законную силу 10 декабря 2015 года, кадастровая стоимость испрашиваемых земельных участков установлена равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012: с кадастровым номером 26:04:040201:218 в размере 306 737 рублей; с кадастровым номером 26:04:040202:100 в размере 3 319 876 рублей; с кадастровым номером 26:04:040203:415 в размере 610 000 рублей; с кадастровым номером 26:04:040202:104 в размере 295 300 рублей; с кадастровым номером 26:04:040202:102 в размере 31 500 рублей; с кадастровым номером 26:04:040201:220 в размере 16 838 рублей; с кадастровым номером 26:04:040201:219 в размере 81 978 рублей; с кадастровым номером 26:04:040202:101 в размере 55 000 рублей; с кадастровым номером 26:04:040201:43 в размере 208 100 рублей; с кадастровым номером 26:04:040102:184 в размере 234 352 рублей; с кадастровым номером 26:04:040202:105 в размере 1 364 621 рублей; с кадастровым номером 26:04:040202:106 в размере 28 605 рублей; с кадастровым номером 26:04:040203:473 в размере 29 628 рублей; с кадастровым номером 26:04:040202:103 в размере 47 000 рублей.
Решение Ставропольского краевого суда исполнено в установленном законом порядке, указанная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается справками о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 17.12.2015, имеющимися в материалы дела.
В соответствии с положениями статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30.06.2015 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", разъяснено, что для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, установленная решением Ставропольского краевого суда от 03.11.2015 по делу N 3а-201/2015 для целей предусмотренных законодательством, в том числе для выкупа, применяется в период с 01.01.2015 до 01.01.2016 (дата внесения очередных результатов государственной кадастровой оценки).
Суд первой инстанции также верно установил, что истцом правомерно определена выкупная цена испрашиваемых земельных участков на основании кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением Ставропольского краевого суда от 03.11.2015 по делу N 3а-201/2015.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал необходимым принять спорные условия договора купли-продажи в редакции истца.
Ввиду чего Администрацией г. Новоалександровска была определена выкупная цена земельных участков исходя из положений п. 3 ст. 11 закона Ставропольского края N 21-Кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
Таким образом, на дату обращения АО "Колхоз им. Ленина" за выкупом земель сельскохозяйственного назначения в администрацию г. Новоалександровска в порядке и по основаниям п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п. 9 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ Земельным кодексом, не установлен исчерпывающий перечень документов необходимых для предоставления Муниципальной услуги.
Кроме того, АО "Колхоз им. Ленина" не относится к специализированным сельскохозяйственным организациям и предоставление справки об объеме производимой специализированной сельскохозяйственной продукции не требуется.
Обстоятельства, которые могут быть подтверждены данной справкой, не имеют значения для разрешения настоящего дела по существу.
Таким образом, получив заявление о предоставлении земельных участков от АО "Колхоз им. Ленина", которое, не соответствует закону, в частности к которому не приложены документы, подтверждающие надлежащее использование, не указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, не указаны основания для предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов и цель испрашиваемого земельного участка, не приложены какие-либо иные требуемые документы, орган местного самоуправления в силу положений п. 3 ст. 39.17 Земельного кодекса должен был осуществить возврат данного заявления в течение десяти дней со дня его поступления.
Тот факт, что администрация города Новоалександровска не возвратила в течение 10 дней заявление АО "Колхоз им. Ленина" о выкупе, свидетельствует о соответствии поданного заявления от 17.12.2015 г. требованиям законодательства ввиду следующего.
Административный регламент Новоалександровска указывает на дату подачи заявления как дату регистрации заявления.
Потому указание на дату начала рассмотрения документов с привязкой к дате донесения дополнительных документов противоречит закону и административному регламенту, поскольку административная процедура рассмотрения заявления начинается датой регистрации заявления
Исходя из вышеприведенных положений, основанием для начала рассмотрения документов является регистрация заявления.
Предоставление дополненных документов не только не является новым заявлением, поданным в рамках оказания одной муниципальной услуги, но и не является основанием для начала административной процедуры.
Право заявителя на предоставление земельных участков без проведения торгов на основании п.4 ст. 10 ФЗ "Об обороте" и пп. 9 ч.2 ст. 39.3 Земельного кодекса возникает не в связи с подачей заявления, а в связи с фактом надлежащего использования земельных участков в течение трех лет с даты заключения договора аренды.
Подача заявления о предоставлении земельного участка является основанием для начала реализации механизма данного права и порождает у органа, уполномоченного на распоряжение земельных участков осуществить комплекс мероприятий по предоставлению данного земельного участка в рамках установленной законом процедуры.
Регистрация заявления (проверка наличия либо отсутствия основания для возврата заявления в связи с несоответствием закону).
Рассмотрение заявления (установление фактов наличия, либо отсутствия права на данный земельный участок на основании поданных документов, наличие предусмотренных статье 39.16 Земельного кодекса РФ оснований для отказа в предоставлении земельного участка принятие решения о предоставлении земельного участка либо отказе в его предоставлении.
При этом в предоставлении земельного участка возможен только по основаниям предусмотренным ст. 39.16. Земельного кодекса.
В рамках рассмотрения заявления от 17.12.2015 года Администрацией Новоалександровского района не установлено оснований для возврата заявления либо отказа в предоставлении земельных участков, о чем свидетельствует подготовка и направление в адрес АО "Колхоз им. Ленина" проекта договора купли-продажи земельных участков.
Следовательно, предоставление в рамках процедуры рассмотрения заявления дополнительных документов не является основанием для начала новой процедуры, не является новым заявлением. При отсутствии исчерпывающего перечня документов, установленного административным регламентом, истребование документов с целью затягивания процедуры предоставления земельного участка является злоупотреблением правом со стороны уполномоченного органа.
Пунктом 3.5.2 Административного регламента установлено, что при наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги специалист администрации подготавливает мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги - в срок 20 дней.
В соответствии со статьей 193 Гражданского Кодекса последним днем двадцатидневного срока подготовки отказа в предоставлении муниципальной услуги является 11 января 2016 года.
До указанной даты администрация города не предоставила отказа в предоставлении муниципальной услуги акционерному обществу "Колхоз им. Ленина", как и не предоставила суду доказательств, свидетельствующих о невозможности направления такого отказа.
При таких обстоятельствах, позиция Администрации города Новоалександровска о том, что датой возникновения у колхоза права на предоставление земельных участков следует считать дату 04 февраля 2016 года, когда общество предоставило в администрацию города недостающие документы противоречит закону и фактическим обстоятельствам дела.
Изложенные в апелляционной жалобе Администрации доводы об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований АО "Колхоз им. Ленина" не обоснованы и противоречат закону, исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела.
Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований ОАО "Колхоз им. Ленина".
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправлению от уплаты государственной пошлины освобождены, то государственная пошлина с Администрации муниципального образования город Новоалександровск Новоалександровского района Ставропольского края за подачу апелляционной жалобы не подлежит взысканию.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2016 по делу N А63-4288/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Новоалександровск Новоалександровского района Ставропольского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4288/2016
Истец: АО "Колхоз им. Ленина", ОАО "Колхоз им. Ленина"
Ответчик: Администрация муниципального образования города Новоалександровска Новоалександровского района СК
Третье лицо: Администрация Новоалександровского муниципального района СК, Министерство имущественных отношений Ставропольский край, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по СК