г. Москва |
|
23 декабря 2016 г. |
Дело N А41-39407/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Селезневым М.И.,
при участии в заседании:
от истца ООО "Городская УК" (ИНН: 1840038019, ОГРН:1151840003480): представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика ПАО "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)-Нилова В.И., представитель по доверенности N 51400-04-37/109 от 03.11.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (ИНН: 1840038019 ОГРН: 1151840003480) на решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2016 года по делу N А41-39407/16, принятое судьей Е.М. Новиковой,
по иску ООО "Городская УК" к ПАО "Т Плюс" об обязании направить договор,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее ООО "Городская УК") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") об обязании направить в адрес ООО "Городская УК" договор теплоснабжения в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, д. 258; ул. Советская, д. 66; ул. Союзная, д. 13, 41, 43, 53, 55, 101, 105, 117, 137. (т. 1 л.д. 2-5).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2016 года по делу N А41-39407/16, в удовлетворении иска отказано (т. 2 л.д. 151-154).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Городская УК" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит отменить решение суда, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Городская УК" направил в адрес ответчика письмо N 211 от 04.04.2016 с просьбой направить договор теплоснабжения в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, д.258; ул. Советская, д.66; ул. Союзная, д. 13, 41, 43, 53, 55, 101, 105, 117, 137.
ПАО "Т Плюс" письмом N 71404-06-02851 от 11.04.2016 приостановило рассмотрение заявки в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов, предусмотренных п.35, 36 Постановление Правительства РФ от 08 августа 2012 года N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее Правила 808).
В ответ на указанное письмо ООО "Городская УК" письмом N 100-309 от 05.05.2016 предоставило требуемый перечень документации и сведений, а также инициировало и до 10.05.2016 провело сверку представленных копий технических паспортов с оригиналами.
Несмотря на исполнение управляющей компанией предъявленных ответчиком требований о соответствии заявки нормам действующего законодательства, ПАО "Т Плюс" письмом N 71404-06-03974 от 18.05.2016 повторно приостановило заявку, сославшись на отсутствие в актах проверки готовности к отопительному сезону информации о готовности.
Как указал истец, в отсутствие законных оснований для приостановления заявки, ответчик уклоняется от обязанности, предусмотренной нормами действующего законодательства РФ.
Указанное обстоятельство и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что ООО "Городская УК" не представило ответчику предусмотренные пунктом 35 Правил N 808 сведения., обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124).
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ООО "Городская УК" указывает, что данный вывод суда является необоснованным.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
Пунктом 1 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Согласно ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.
По смыслу ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации инициатива по заключению договора может исходить как от одной стороны, так и от другой, а при обращении в суд с иском о понуждении заключить договор должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный данной нормой закона.
В силу п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор только в случае, если другая сторона уклоняется от его заключения.
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с частью 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Возможность заключения договора энергоснабжения обусловлена наличием у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.
Порядок заключения договора снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее по тексту - Правила N 124).
В соответствии с пунктами 6, 8 Правил к заявке (оферте) управляющей организации, направленной в адрес ресурсоснабжающей организации для целей заключения договора, прилагаются следующие документы: а) правоустанавливающие документы исполнителя (свидетельство о государственной регистрации исполнителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке исполнителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, выступающего от имени исполнителя, а в случае, если исполнителем выступает индивидуальный предприниматель, - копия паспорта гражданина Российской Федерации); б) документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) обязанности по предоставлению соответствующей коммунальной услуги потребителям, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (жилым домом) (при наличии такой обязанности), указанном в заявке (оферте); в) документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения которым направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения); г) документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета); д) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (если такое решение принято); 3 80_5200237 е) документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками; ж) иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Документы представляются в виде копий, которые должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.
Как предусмотрено пунктами 35, 36 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 года N 808 (далее по тексту - Правила N 808), для заключения договора теплоснабжения с ЕГО заявитель направляет заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую в том числе следующие сведения: - тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией; - договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года; - срок действия договора; - сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии; - сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей); - расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией; - банковские реквизиты; - сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.
К заявке на заключение договора теплоснабжения прилагаются акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством РФ порядке.
При этом в силу пункта 14 Правил N 124 представление исполнителем документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 Правил, не в полном объеме или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения. В этом случае ресурсоснабжающая организация сообщает исполнителю в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения документов о допущенных несоответствиях и порядке их устранения, после чего приостанавливает рассмотрение представленных документов без их возврата исполнителю вплоть до получения от него недостающих (правильно оформленных) документов, если стороны не договорились об ином, в случае если недостающие (правильно оформленные) документы не будут представлены исполнителем ресурсоснабжающей организации в течение 30 дней со дня приостановления рассмотрения представленных документов, ресурсоснабжающая организация вправе прекратить рассмотрение заявки (оферты) и возвратить документы исполнителю.
Представленные истцом сведения и документы не соответствует обязательным нормативным требованиям, поскольку: - сведения о тепловой нагрузке теплопотребляющих установок, в нарушение пункта 35 Правил N 808 не были подтверждены технической или проектной документацией; - акт проверки готовности к отопительному периоду 2015/2016 года на МКД, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, д. 66, не содержал информацию о готовности к отопительному периоду.
Кроме того, на МКД, расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, д. 13, 41, 43, 53, 55, 101, 105, 117, 137, не направлены акты проверки готовности к отопительному периоду 2015/2016 года, составленные в установленном законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 4 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 12.03.2013 г. N 103 {далее по тексту - Приказ N 103), в отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям настоящих Правил лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду.
Согласно пункту 7 Приказа N 103 результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду {далее по тексту - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.
В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки: - объект проверки готов к отопительному периоду; - объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; - объект проверки не готов к отопительному периоду.
Как следует из пункта 8 Приказа N 103, при наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее по тексту - Перечень) с указанием сроков их устранения.
В соответствии с пунктом 9 Приказа N 103 паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.
Согласно пункту 10 Приказа N 103 сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии.
Пунктом 11 Приказа N 103 предусмотрено, что в случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.
В силу пункта 12 Приказа N 103 организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.
Поскольку истец не подтвердил сведения о тепловой нагрузке теплопотребляющих установок технической или проектной документацией, а также не представил в адрес ответчика оформленные в установленном Приказом N 103 акты и паспорта готовности к отопительному сезону или повторные акты с выводом комиссии о готовности к отопительному сезону 2015/2016 года на МКД, расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, д. 66; ул. Союзная, д.13, 41, 43, 53, 55, 101, 105, 117, 137, ПАО "Т Плюс" в лице Филиала "Удмуртский" письмом от 18.05.2016 N71404-06-03974, руководствуясь пунктом 14 Правил, уведомило ООО "Городская УК" о повторном приостановлении рассмотрения заявки N 211 от 04.04.2016.
При несоблюдении названных нормативных требований ресурсоснабжающая организация лишена возможности подготовить оферту на заключение договора, поскольку: 1) отсутствие сведений делает невозможным согласование существенных условий договора, предусмотренных пунктом 21 Правил N 808, в частности: - условия о величине тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; - обязательств теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; при непредоставлении актов готовности к отопительному периоду у ресурсоснабжающей организации отсутствуют доказательства, подтверждающие готовность потребителя к приему энергоресурсов при соблюдении требований к безопасности и надежности теплоснабжения.
В связи с тем, что в установленный пунктом 14 Правил N 124 30-тидневный срок в адрес филиала "Удмуртский" ПАО "Т Плюс" не были предоставлены недостающие (правильно оформленные) документы, рассмотрение заявки ООО "Городская УК" было прекращено, направленные с заявкой на заключение договора документы письмом от 28.06.2016 N71404--06-05751 возвращены истцу.
Согласно пункту 14 Правил N 124 исполнитель вправе направить заявку (оферту) этой же ресурсоснабжающей организации повторно после устранения недостатков, послуживших основанием для прекращения рассмотрения заявки (оферты).
Между тем, ООО "Городская УК" повторно с заявкой (офертой) с приложением необходимых (правильно оформленных) документов ни в адрес ПАО "Т Плюс", ни в адрес филиала "Удмуртский" ПАО "Т Плюс" не обращалось
При отсутствии в полном объеме в заявке необходимых для заключения договора теплоснабжения сведений и документов, установленных действующим законодательством, заявка не может рассматриваться поступившей в адрес теплоснабжающей организации, а действия последней как уклонение от заключения договора теплоснабжения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными так как не опровергая выводов суда области сводятся к несогласию с оценкой установленный судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2016 года по делу N А41-39407/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39407/2016
Истец: ООО "Городская управляющая компания"
Ответчик: ПАО "Т ПЛЮС"