Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А66-9053/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 декабря 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери" на решение Арбитражного суда Тверской области от 16 сентября 2016 года по делу N А66-9053/2016 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери" (ОГРН 1146952014747, ИНН 6950185135; место нахождения: 170034, город Тверь, проспект Чайковского, дом 1, корпус 2; далее - общество, ООО "ГУК Пролетарского района города Твери") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; место нахождения: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4; далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 09.06.2016 N 3005/ОГ-16.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 16 сентября 2016 года по делу N А66-9053/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ГУК Пролетарского района города Твери" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что площадь находящихся в доме (бывшем общежитии) помещений вспомогательного назначения (ванных комнат, душевых, туалетов, коридоров), предназначенных для обеспечения коммунальных потребностей жильцов, отдельных обособленных по секциям жилых помещений (комнат) следует включать в общую площадь квартир и учитывать при расчете платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. В связи с этим полагает предписание инспекции незаконным.
Инспекция в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, должностным лицом инспекции на основании распоряжения от 26.05.2016 N 3005/ОГ-16 с целью проверки фактов, изложенных в обращении Сорокина А.В., проведена внеплановая документарная проверка деятельности общества по вопросу увеличения им размера общей площади занимаемого жилого помещения с последующим начислением платы за жилищно-коммунальные услуги исходя из увеличенного размера общей площади занимаемого жилого помещения гражданам, проживающим по адресу: город Тверь, проспект 50 лет Октября, дом 10а.
В ходе проверки инспекцией выявлено, что расчет платы за содержание и ремонт общего имущества, предъявленной к оплате гражданам, проживающим в квартирах N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, по квитанциям за март, апрель, май 2016 года произведен обществом с учетом увеличения общей площади занимаемого жилого помещения без соответствующих на то оснований, что является нарушением положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), пунктов 1.5, 4.2.1 договора от 01.06.2015 управления домом N 10а по проспекту 50 лет Октября города Твери.
Результаты вышеуказанного внепланового мероприятия отражены в акте проверки от 09.06.2016 N 3005/ОГ-16.
Должностным лицом инспекции 09.06.2016 обществу выдано предписание N 3005/ОГ-16, согласно которому ему необходимо выполнить следующие мероприятия:
- в срок до 27.07.2016 начисление платы за услуги, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома N 10а по проспекту 50 лет Октября города Твери для потребителей, проживающих в квартирах N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, производить исходя из общей площади указанных жилых помещений и применяемой до 01.03.2016 без ее дополнительного увеличения;
- в срок до 27.07.2016 произвести перерасчет размера платы за услуги, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома потребителям, проживающим в квартирах N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22 в доме N 10а по проспекту 50 лет Октября города Твери, за период с 01.03.2016 по 31.05.2016, исходя из общей площади указанных жилых помещений, применяемой до 01.03.2016;
- в срок до 17.06.2016 уведомить общество с ограниченной ответственностью "Единый расчетно-кассовый центр" о необходимости производить в дальнейшем начисление платы за коммунальные услуги, взносы на капитальный ремонт для потребителей, проживающих в квартирах N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22 дома N 10а по проспекту 50 лет Октября города Твери исходя из общей площади указанных жилых помещений, применяемой до 01.03.2016 без ее дополнительного увеличения;
- в срок до 17.06.2016 уведомить общество с ограниченной ответственностью "Единый расчетно-кассовый центр" о необходимости производства перерасчета платы за коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт потребителям, проживающим в квартирах N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22 дома N 10а по проспекту 50 лет Октября города Твери за период с 01.03.2016 по 31.05.2016 исходя из общей площади указанных жилых помещений, применяемой до 01.03.2016.
Считая вышеуказанное предписание инспекции незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Обжалуемым решением суда в удовлетворении заявленных требований общества отказано, поскольку административным органом выявлены нарушения общеобязательных требований законодательства, а заявителем не доказано нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд считает данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
Сторонами не оспаривается, что предписание инспекции от 09.06.2016 N 3005/ОГ-16 выдано уполномоченным должностным лицом инспекции в соответствии с полномочиями данного органа регионального государственного жилищного надзора.
Из анализа положений части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении прав и охраняемых законом интересов заявителя. При этом обязанность доказывания наличия нарушенного права возлагается на заявителя.
Согласно части 1 статьи 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, в которую входит плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
На основании части 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
В случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ управления многоквартирным, домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Из материалов дела следует, что ООО "ГУК Пролетарского района города Твери" осуществляет управление многоквартирным домом N 10а, расположенным на проспекте 50 лет Октября в городе Твери, на основании лицензии от 06.05.2015 N 000074, выданной на основании решения лицензионной комиссии Тверской области от 29.04.2015 N 14 (приказ Главного управления от 05.05.2015 N 130-ОД), а также договора управления многоквартирным домом от 01.06.2015 (далее - договор управления).
Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Доказательства того, что собственники помещений на общем собрании приняли решение об установлении и изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения указанного многоквартирного дома, в материалах дела отсутствуют.
В связи с изложенным ООО "ГУК Пролетарского района города Твери" при начислении платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения должно руководствоваться нормами действующего законодательства, согласно которым размер указанной платы определяется исходя из размера фактически занимаемой площади.
Часть 5 статьи 15 ЖК РФ, раскрывая юридическое содержание понятия общей площади жилого помещения, предусматривает, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.
При этом исходя из содержания положений части 1 статьи 7, статей 15, 16, 42 названного Кодекса в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
Согласно части 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 (далее - Обзор ВС РФ), указанные правила исчисления общей площади комнаты как части коммунальной квартиры применяются и в целях определения общей площади жилого помещения в виде комнаты в коммунальной квартире как отдельного объекта прав.
Как следует из материалов дела, здание многоквартирного дома N 10а по проспекту 50 лет Октября в городе Твери построено по типу общежития.
Постановлением главы администрации города Твери от 13.12.2007 N 3836 указанный дом переведен из разряда общежития в категорию жилых домов.
Сам по себе факт приватизации комнат в общежитии не изменил статус спорных вспомогательных помещений в секциях и их назначение. Данные вспомогательные помещения предназначены для удовлетворения коммунальных потребностей жильцов комнат, находящихся в соответствующих секциях.
Указанные факты обществом не оспариваются.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что при расчете платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома применительно к рассматриваемой ситуации подлежат применению вышеприведенные положения ЖК РФ и разъяснения, изложенные в Обзоре ВС РФ.
Вместе с этим, в соответствии с техническим паспортом, в частности, по квартире N 15 в доме N 10а по проспекту 50 лет Октября города Твери ее общая площадь составляет 85 кв. м, при этом в указанную площадь, помимо жилых комнат площадью 12,6 кв. м, 12,4 кв.м, 11,6 кв. м и 12,3 кв. м, уже включена площадь таких вспомогательных помещений, как туалет - 1,3 кв. м, умывальная - 2,1 кв. м, душевая - 1,3 кв. м, шкаф - 0,3 кв. м, кухня - 24,3 кв. м, шкаф - 0,3 кв. м, шкаф - 0,3 кв. м, шкаф - 0,3 кв. м, лоджия - 3,1 кв. м, балкон - 6,2 кв. м.
Согласно материалам дела до 01.03.2016 начисление платы за жилищно - коммунальные услуги, а также взносов на капитальный ремонт, производилось на двух потребителей, проживающих в квартире N 15, а именно на Сорокину П.А. исходя из площади 42,84 кв. м и Сорокину В.А. исходя из площади 42,16 кв. м (42,84 кв. м + 42,16 кв. м = 85 кв. м), что подтверждается счетами-квитанциями за январь, февраль 2016 года (листы дела 98-100).
Из изложенного следует, что до 01.03.2016 при выставлении счетов, в том числе на уплату взноса на капитальный ремонт, обществом в составе общей площади квартиры уже учитывалась площадь вспомогательных помещений.
Однако из счета - квитанции за март 2016 года следует, что начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, а также взносов на капитальный ремонт произведено Сорокиной П.А. исходя из 49,78 кв. м площади, а Сорокиной В.А. - исходя из 48,76 кв. м (49,78 кв. м + 48,76 кв. м = 98,54 кв. м).
Аналогичное увеличение общей площади занимаемых жилых помещений произведено и для потребителей, проживающих в квартирах N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22 указанного многоквартирного дома.
В апелляционной жалобе ООО "ГУК Пролетарского района города Твери" указало на следующие обстоятельства.
В соответствии с техническим паспортом в доме N 10а по проспекту 50 лет Октября города Твери имеется 22 квартиры общей площадью 1848,2 кв. м (раздел 4). До 01.03.2016 начисления по строке "Содержание и текущий ремонт" осуществлялись исходя из указанной площади. В январе-феврале 2016 года управляющей компанией проводились проверки площадей, используемых при начислении жилищно-коммунальных услуг жителям бывших общежитий, в том числе жилого дома N 10а по проспекту 50 лет Октября города Твери. В ходе проверки установлено, что начисления по статье "Содержание и текущий ремонт общего имущества МКД" жителям дома производились без учета площади вспомогательных помещений, общая площадь которых составляет 301,3 кв. м.
В связи с изложенным обществом самовольно в сторону увеличения изменена площадь квартир указанного дома, а соответствующие сведения направлены обществу с ограниченной ответственностью "Единый расчетный кассовый центр" для последующего начисления жителям квартир платы за оказанные жилищно-коммунальные услуги и платы за капитальный ремонт и содержание общего имущества дома (листы дела 34-36).
Доводы ответчика о том, что в действительности общая площадь вспомогательных помещений больше, отклоняются, поскольку вопросы внесения изменения сведений о характеристиках здания в утвержденный в установленном порядке технический паспорт здания выходят за рамки рассматриваемого спора.
Согласно пункту 3.34 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37), при осуществлении подсчета площадей зданий по каждой квартире, а также в целом по зданию подсчитываются: жилая площадь квартиры (квартир), площадь квартиры (квартир), общая площадь квартиры (квартир). Показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей.
Основой для текущей инвентаризации зданий служат: данные обследования зданий, данные сплошного обхода (пункт 3.43 Инструкции N 37).
В соответствии с пунктами 3.46 и 3.47 указанной Инструкции результаты обследований вносятся в абрисы, поэтажные планы и технические паспорта. Изменения в зданиях устанавливаются путем сравнения старых данных, отраженных в планах и технических паспортах, с действительным состоянием объектов путем обследования последних на месте инвентаризаторами.
В рассматриваемом случае доказательства соблюдения порядка проведения инвентаризации и внесения изменений в технический паспорт здания в материалах дела отсутствует, в связи с этим суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что общество произвело увеличение общей площади занимаемого жилого помещения с 85 кв. м до 98,54 кв. м без соответствующих на то оснований.
Доводы ООО "ГУК Пролетарского района города Твери" об обратном подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права, и противоречащие материалам дела.
Поскольку инспекцией в ходе проверки выявлены вышеуказанные нарушения обязательных требований законодательства, инспекция имела законные основания для выдачи обществу предписания от 09.06.2016 N 3005/ОГ-16, в котором содержатся требования об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные по делу доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, по правилам статьи 71 АПК РФ пришел к правомерному выводу, что заявителем в данном случае не доказано нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16 сентября 2016 года по делу N А66-9053/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-9053/2016
Истец: ООО "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ТВЕРИ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ" ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ