Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2017 г. N Ф08-9361/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти по договору купли-продажи в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
25 октября 2016 г. |
дело N А32-10044/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пономаревой И.В.,
судей Ванина В.В., Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от истца: представитель Корякина Е.Ф., удостоверение, паспорт, по доверенности
от третьего лица: представитель не явился, извещено.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 34/70/75 лит. А материалы апелляционной жалобы департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28 июля 2016 года по делу N А32-10044/2016
по иску Крестьянского (фермерского) хозяйства "Федорово"
к ответчику - департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица - администрации муниципального образования Кавказский район
о признании незаконным решения, обязании предоставить в собственность земельный участок
принятое в составе судьи Семушина А.В.,
УСТАНОВИЛ:
КФХ "Федорово" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края и с учетом ходатайства об уточнении заявленных требований, удовлетворенного определением суда от 27.06.2016, просит признать незаконными решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившиеся в отказе от 17.02.2016 N 52-2908/16-32.20 предоставить КФХ "Федорово" в собственность за плату земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 215839 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0201003:9, местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК "Кавказ" (участок N 101), расположенного в границах участка, предназначенный для сельскохозяйственного использования, как противоречащие положениями пп. 9 п. 2 ст.39.3 ЗК РФ и п. 4 ст. 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении КФХ "Федорово" государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 215839 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0201003:9, местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК "Кавказ" (участок N 101), расположенного в границах участка и подготовить проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:09:0201003:9, общей площадью 215839 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК "Кавказ" (участок N 101), расположенного в границах участка, предназначенный для сельскохозяйственного использования и направить в адрес КФХ "Федорово" в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения. Требования мотивированы правом выкупа земельного участка.
Решением суда от 28.07.2016 г. признано незаконным решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившиеся в отказе от 17.02.2016 N 52-2908/16-32.20 предоставить КФХ "Федорово" в собственность за плату земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 215839 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0201003:9, местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК "Кавказ" (участок N 101), расположенного в границах участка, предназначенный для сельскохозяйственного использования, как противоречащие положениями пп. 9 п. 2 ст.39.3 ЗК РФ и п. 4 ст. 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении КФХ "Федорово" государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 215 839 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0201003:9, местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК "Кавказ" (участок N 101), расположенного в границах участка и подготовить проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:09:0201003:9, общей площадью 215 839 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК "Кавказ" (участок N 101), расположенного в границах участка, предназначенный для сельскохозяйственного использования и направить в адрес КФХ "Федорово" в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что заявитель утратил право на обращение в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. По мнению заявителя, решение суда является незаконным и необоснованным.
В судебное заседание ответчик, третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представленный письменный отзыв судом апелляционной инстанции рассмотрен и приобщен к материалам дела.
Изучив и оценив представленные в дело доказательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее, выслушав пояснения представителя истца Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 25.02.1992 на основании заявления Главы КФХ "Федорово" Федорова П.П. Главой администрации Кавказского района Краснодарского края было вынесено Постановление N 387 "О предоставлении земельного участка г. Федорову Петру Петровичу для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с указанным постановлением Федорову П.П. был предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 21,6 га, изымаемый из земель госземзапаса, расположенных юго-западнее п. Возрождение на территории отделения N 1 совхоза "Кавказ", с запада участок примыкает к железной дороге "Кавказская-Тихорецкая", для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Между администрацией Кавказского района и Главой КФХ "Федорово" был заключен договор аренды о предоставлении земельного участка в аренду от 03.03.1992 N 32.
19.06.1997 между администрацией Кавказского района и КФХ "Федорово" был заключен договор N 3244 аренды земель сельскохозяйственного назначения в отношении земельного участка площадью 21,6 га сроком до 01.11.1997, зарегистрированный в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Кавказского района Краснодарского края.
16.04.1998 года между администрацией Кавказского района и КФХ "Федорово" был заключен договор N 5550 аренды земель сельскохозяйственного назначения в отношении земельного участка площадью 21,6 га сроком на пять лет, зарегистрированный в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Кавказского района Краснодарского края.
20.10.2003 на основании заявления Главы КФХ "Федорово" Федорова П.П. Главой администрации Кавказского района Краснодарского края было вынесено Постановление N 1320 "О продлении срока аренды земельного участка КФХ "Федорово". В соответствии с указанным постановлением КФХ "Федорово" был продлен срок аренды земельного участка площадью 21,6 га (пашня) на пять лет. Земельный участок расположен в 2500 м юго-восточнее пос. Мирской.
20.09.2003 между администрацией Кавказского района и Главой КФХ "Федорово" был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 090000078, в зарегистрированный Управлением Федеральной регистрационной службы 12.01.2004, запись регистрации 23-01.42-13-2003-316, в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кавказский р-он, примерно в 2500 м по направлению на юго-восток от ориентира пос. Мирской, площадью 216000 кв.м., кадастровый номер 23:09:0201003:0003, в границах, указанных в кадастровом плане Участка, прилагаемого к договору и являющегося его неотъемлемой частью.
20.10.2008 на основании заявления КФХ "Федорово" Главой МО Кавказский район Краснодарского края было вынесено Постановление N 808 "О предоставлении в аренду земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с указанным постановлением КФХ "Федорово" был предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 215839 кв.м. с кадастровым номером 23:09:0201003:9 (предыдущий кадастровый номер 23:09:0201003:0003), местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК "Кавказ" (участок N 101), расположенного в границах участка, предназначенный для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения).
20.10.2008 между администрацией Кавказского района и Главой КФХ "Федорово" был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 8809000116, зарегистрированный Управлением Федеральной регистрационной службы 23.01.2009, запись регистрации 23-23-42/047/2008-213.
14.08.2013 на основании заявления КФХ "Федорово" Главой МО Кавказский район Краснодарского края было вынесено Постановление N 985/3 "О продлении срока аренды земельного участка, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК "Кавказ" (участок N 101). Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Кавказский. В соответствии с указанным постановлением КФХ "Федорово" срок аренды указанного земельного участка был продлен на 20 лет, между администрацией МО Кавказский район и КФХ "Федорово" было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 20.10.2008 N 8809000116.
Указанное дополнительное соглашение от 14.08.2013 зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 27.08.2013, номер регистрации 23-23-25/079/2013-467.
Таким образом, земельный участок площадью 215839 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0201003:9, местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК "Кавказ" (участок N 101), расположенного в границах участка, предназначенный для сельскохозяйственного использования, был предоставлен КФХ "Федорово", на основании договора аренды с 1992 года и находится во временном владении и пользовании до настоящего времени.
Заявитель обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением от 21.01.2016 о предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 215839 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0201003:9.
17.02.2016 департаментом имущественных отношений Краснодарского края в адрес Заявителя было направлено письмо N 52-2908/16-32.20 "Об отказе в предоставлении государственной услуги". Отказ мотивирован тем, что департаментом при проведении правовой экспертизы заявления и представленных документов, выявлено, что согласно пп. 4.1.1 п. 4 выписки из ЕГРП от 18.01.2016 N 90-13923264 срок, на который установлено ограничение (обременение) права установлен с 23.01.2009 по 20.10.2013, соответственно заявление подано после дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка, что противоречит пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.
Также департамент указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером 23:09:00201003:9 был передан администрации муниципального образования Кавказский район по акту приема-передачи земельных участков государственной собственности от 05.11.2009 в соответствии с Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101 -КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края". Таким образом, объем полномочий администрации муниципального образования Кавказский район в части распоряжения спорным земельным участком определяется ст. 1 Закона от 10.10.2006 N 1 ЮГ-КЗ. Законом Краснодарского края от 11.02.2013 N 2660-КЗ в ст. 1 Закона от 10.10.2006 N 1101-КЗ внесены изменения, согласно которым из числа полномочий муниципальных образований по распоряжению земельными участками исключены полномочия на заключение соглашений об изменении срока действия договоров аренды земельных участков.
Департамент указывает на то, что с 14.02.2013 администрация муниципального образования Кавказский район не обладала полномочиями на заключение дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 20.10.2008 N 8809000116 в части изменения срока его действия и считает дополнительное соглашение от 14.08.2013 ничтожной сделкой.
Заявитель полагает, что решение департамента незаконно и не обосновано в связи с чем обратился в суд с заявленными требованиями.
При решении вопроса о законности и обоснованности заявленных требований суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом соответствующего ненормативного правового акта, решения либо действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного акта, решения либо действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями ст. 39.3 ЗК РФ, вступившей в силу с 01.03.2015, без проведения торгов осуществляется продажа, в частности: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
К числу участков, исключенных из сферы действия данного Закона, испрашиваемый заявителем в собственность земельный участок не относится (п. 1 ст. 1 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (в редакции, действующей с 01.03.2015).
Ранее п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ устанавливал норму, согласно которой переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Ст. 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в редакции, действовавшей на момент отказа) определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением (помимо других случаев) участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих участков.
По смыслу названных норм законов Российской Федерации и Краснодарского края, гражданином или юридическим лицом может быть приобретен в собственность не любой земельный участок, а переданный ему в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения, при условии его надлежащего использования.
Согласно выписки из единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении спорного земельного участка его правообладателем является субъект Российской Федерации Краснодарский край, право собственности зарегистрировано 29.12.2004.
Согласно Положению о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345).
Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Департамент осуществляет реализацию государственной политики в области имущественных и земельных отношений, приватизации государственного имущества, за исключением вопросов, регулируемых жилищным законодательством Российской Федерации.
Департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, наделенным правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевой счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие штампы и бланки.
Заключает договоры купли-продажи, мены, аренды, безвозмездного пользования, соглашения об установлении сервитутов (принимает решение об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута), соглашения о перераспределении, выступая стороной по сделкам, принимает решение о перераспределении (об отказе в перераспределении) земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3.10.3. Положения).
Таким образом, заинтересованное лицо определено заявителем верно.
Для возникновения у заявителя права на приобретение участка сельскохозяйственного назначения в собственность без торгов заявитель должен являться арендатором земельного участка, в течение определенного законом времени (не менее 3 лет), надлежащим образом исполнять свои обязанности арендатора, использовать участок по назначению.
Первое условие - наличие у заявителя статуса арендатора, наличие арендных отношений - материалами дела подтверждено.
В дело представлены договоры аренды, заключенные заявителем с администрацией муниципального образования Кавказский район, которая является надлежащим арендодателем.
Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований согласно приложению 1 к Закону наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками.
По окончании срока действия договора аренды от 20.09.2003, администрация муниципального образования Кавказский район 20.10.2008 заключила договор аренды в отношении спорного земельного участка сроком до 20.10.2013.
На момент заключения данного договора аренды действовала статья 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ в редакции, наделяющей администрацию муниципального образования Кавказский район в том числе следующими полномочиями по распоряжению земельными участками: принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном: а) статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; б) статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; заключение договоров аренды земельных участков; заключение соглашений об изменении срока действия договоров аренды земельных участков при условии надлежащего исполнения арендаторами земельных участков условий договоров аренды; осуществление юридических действий по защите имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в случае их нарушения арендаторами земельных участков и иными лицами.
14.08.2013 сторонами подписано дополнительное соглашение, которым продлен срок действия договора - до 20.10.2033.
В основание заключения данного соглашения положен Закон Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ.
На момент подписания данного соглашения органы местного самоуправления также были наделены государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном: статьей 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Полномочия в отношении распоряжения органами местного самоуправлении земельными участками прекращаются в порядке статьи 8 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ. Обоснования прекращения таких полномочий администрации муниципального образования Кавказский район на момент подписания соглашений департаментом не представлено
Согласно пункту 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Наделение полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду означает не что иное, как наделение органов местного самоуправления полномочиями арендодателя в соответствующем правоотношении.
Изменение договора аренды, как и любого иного договора, осуществляется его сторонами.
Порядок заключения договоров, указанный в ч. 1 ст. 17.1 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с ЗК РФ. ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в редакции, действовавшей в соответствующий момент, не запрещал как продление срока действия договора с КФХ, так и заключение договора без торгов на новый срок.
Поэтому, продлевая срок действия аренды, администрация муниципального образования Кавказский район Краснодарского края не вышла за пределы полномочий арендодателя в соответствующих правоотношениях.
Департамент ссылается на отсутствие полномочия органов местного самоуправления на продление договоров аренды. Вместе с тем Закон Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ не содержит запрета по осуществлению данного полномочия. Внесенные изменения, а именно изложение п.3 ч. 2 ст. 2 указанного закона вместо редакции "заключать договоры аренды земельных участков и соглашения об изменении срока действия договоров аренды земельных участков по форме, установленной департаментом имущественных отношений Краснодарского края" в новой редакции "заключать договоры аренды земельных участков и соглашения об изменении размера ежегодной арендной платы и размера пени за нарушение сроков внесения арендной платы по форме, установленной департаментом имущественных отношений Краснодарского края" также не свидетельствует об отсутствии полномочий арендодателя на продление срока действия договора аренды земельного участка.
Арендатор вступает в правоотношение с определенным субъектом - арендодателем, "усечение" полномочий арендодателя толкованием закона края по сравнению с полномочиями арендодателя, закрепленными в ГК РФ, нарушает принцип правовой определенности.
Глава КФХ, с которым заключено соглашение уполномоченным краем арендодателем на продление срока договора аренды, со ссылкой на краевой закон, который обрабатывает земельный участок, при этом собственником не предъявляются какие-либо требования, в том числе об освобождении участка, правомерно полагает, что обладает статусом арендатора, с соответствующими правовыми гарантиями, закрепленными федеральным законодателем, в том числе на предоставление земельного участка в собственность.
Кроме того, согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
Участок предоставлен заявителю для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, действующие на момент его предоставления положения Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не предусматривал предоставление земельного участка для КФХ на торгах и соблюдение публичных процедур (по общему правилу, при наличии одной заявки).
По истечении срока действия договора аренды от 20.10.2008 возражений со стороны департамента или администрации муниципального образования Кавказский район Краснодарского края не заявлено, в связи с чем договор считается возобновленным на неопределенный срок в порядке ст. 621 ГК РФ (в случае принятия толкования, согласно которому администрация района не обладала полномочиями по продлению срока договора аренды).
Положения п.7.1 договора от 20.10.2008, согласно которым действие договора прекращается по истечении срока аренды участка. С учетом последующего поведения сторон и использования КФХ заявителя участка по назначению не препятствуют возобновлению договора на неопределенный срок.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" при рассмотрении споров о защите от несправедливых договорных условий суд должен оценивать спорные условия в совокупности со всеми условиями договора и с учетом всех обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 при разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия. Пока не доказано иное, предполагается, что такой стороной было лицо, являющееся профессионалом в соответствующей сфере.
При буквальном применении пункта 7.1 договора и лишении фактически владеющего участком и обрабатывающего его предпринимателя статуса арендатора предприниматель (глава КФХ) лишается предоставленных ему законодательством гарантий, что недопустимо.
Надлежащее использование спорного земельного участка материалами дела подтверждено.
Заявителем представлен акт обследования земельного участка, подготовленный представителем ГКУ КК "Кубаньземконтроль" (л.д.60); информация о производственной деятельности за 2015 год (л.д. 51-52), информация о наличии ресурсов за 2015 год (л.д. 53- 105), сведения о сборке урожая по состоянию на 01.10.2014, 01.11.2014 (01.12.2014) (л.д. 54-59).
Таким образом, даже в случае принятия толкования, согласно которому администрация района не обладала полномочиями по продлению срока договора аренды, заявитель обладает статусом арендатора в отношении испрашиваемого земельного участка.
Что касается формулировки ст. 39.3 Земельного кодекса ("если _ заявление о заключении договора купли-продажи такого участка подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка") - заявление подано главой КФХ до введения в действия данной статьи.
При обращении с заявлением о предоставлении земельного участка предприниматель предоставил документы согласно действовавшему в соответствующий момент Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 04.06.2012 N 767 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края"
В отказе департамента не содержится указаний на непредоставление какого- либо документа, необходимого для принятия решения по заявлению предпринимателя.
Таким образом, глава КФХ отвечает критериям, установленным положениями пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ и п. 4 ст. 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поэтому отказ департамента в предоставлении предпринимателю земельного участка в собственность за плату противоречит нормам земельного законодательства и нарушает права заявителя.
Суд обоснованно пришел к выводу о том, что требования заявителя о признании незаконными действий Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившихся в отказе от 17.02.2016 г. N 52-2908/16-32.20 предоставлении КФХ "Федорово" в собственность за плату земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 215 839 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0201003:9, местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК "Кавказ" (участок N 101), расположенного в границах участка, предназначенный для сельскохозяйственного использования, подлежат удовлетворению, как противоречащие положениями пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ и п. 4 ст. 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С учетом характера настоящего спора (который не является преддоговорным), даты рассмотрения заявления предпринимателя и изменения правового регулирования соответствующих отношений суд полагает правильным указать на обязание департамента принять решение о предоставлении КФХ "Федорово" государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 215839 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0201003:9, местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК "Кавказ" (участок N 101), расположенного в границах участка, подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка, без указания конкретных условий такого договора.
В соответствии с п.5 ст.39.17 ЗК РФ уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление о предоставлении земельного участка в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления. Поскольку в рассматриваемом случае наличие оснований для заключения договора получило оценку суда, суд полагает достаточным установить двухнедельный срок
Аналогичная правовая позиция высказана в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.20116 15АП-1897/2016 по делу N А32- 16592/2015.
Все доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Краснодарского края от 28 июля 2016 года по делу N А3-10044/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.В. Пономарева |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10044/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2017 г. N Ф08-9361/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Крестьянское (фермерское) хозяйство "Федорово", КФХ "Федорово"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация Кропотинского городского поселения Кавказского района, Администрация МО Кавказский район, Департамент имущественных отношений Краснодарского края