Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
16 ноября 2016 г. |
дело N А32-13299/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Т.Г. Гуденица, О.Ю. Ефимовой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФРИГО"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2016 по делу N А32-13299/2016, принятое судьей Суминой О.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФРИГО"
( ИНН 2315982682, ОГРН 1152315002212)
к Новороссийской таможне ( ИНН 2315060310, ОГРН 103209080264)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фриго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы недоказанностью вмененного обществу правонарушения, так как, по мнению общества, акт таможенного досмотра не может являться достаточным достоверным доказательством.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в недекларировании части ввезенного товара. Процессуальных нарушений при производстве по административному делу судом не установлено. Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не усмотрел.
Общество с ограниченной ответственностью "Фриго" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2016 отменить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что вес брутто и нетто ввезенного товара определены расчетным способом - путем вычитания веса тары и транспортного оборудования из общего веса товара, тары и транспортного оборудования. Таможней использованы две модели весов с разной степенью погрешности. В акте таможенного досмотра N 10317110/241115/002638 отсутствуют сведения о том, на каких весах производилось взвешивание тары и транспортного оборудования, а также об учете погрешности, не указан наибольший и наименьший предел взвешивания для весов. Следовательно, по мнению общества, нельзя считать достоверно установленным фактический вес нетто и брутто товара, указанный в акте таможенного досмотра.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.09.2013 между компанией "KOSErER
SARIKAYA PAK.TAR.URN.OTM. INS. TUR. BES. IHR. ITH. SAN. VE TIC. A.S.", Турция (продавец) и ООО "Фриго", Россия (покупатель) заключен контракт N TR-17/15, согласно которому продавец продает, а покупатель покупает фрукты и овощи, поставляемые отдельными партиями, на каждую партию товара составляется приложение, содержащее сведения о наименовании, количестве, цене и общей стоимости партии.
24.11.2015 в порт Новороссийск прибыл т/х "ANGELA", с которого на территорию зоны таможенного контроля ООО "Контейнерный терминал "НУТЭП" (далее по тексту - ЗТК ООО "КТ "НУТЭП"), расположенную по адресу: 353900, г. Новороссийск, Сухумское шоссе 17А, выгружены контейнеры N N ARKU5021120, ARKU5028315, ARKU5005644, ARKU5025466 с товарами: "апельсины, мандарины", в количестве 8312 грузовых мест (пластиковых коробок) весом брутто 100221 кг. В соответствии с коносаментом от 19.11.2015 N ARKMER0000061871 отправителем товара является компания "KOSELER SARIKAYA PAK.TAR.URN.OTM. INS. TUR. BES. IHR. ITH. SAN. VE TIC. A.S." Турция, получателем товара ООО "Фриго", Россия. Товар помещён в ЗТК ООО КТ "НУТЭП" и зарегистрирован по складскому учету ДО-1 N 10317110/241115/0029511/6.
24.11.2015 в соответствии со ст. 179, 180, 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) директором ООО "Фриго" Чешеновым А.А. в отдел таможенного оформления и таможенного контроля (далее по тексту - ОТОиТК) Новороссийского юго-восточного таможенного внутреннего потребления" с применением электронной формы декларирования подана декларация на товары (далее по тексту - ДТ), прибывшие на т/х "ANGELA" в контейнерах N N ARKU5021120. ARKU50283 1 5.
ARKU5005644, ARKU5025466:
- товар N 1 "мандарины Сатсума свежие для пищевых целей, урожай 2015 года, класс 1, калибр 54-96, 4992 пластиковых коробок, средний вес нетто 1-ой коробки около 9,054 кг, вес брутто с поддонами 47800 кг. код ТН ВЭД ЕАЭС 8005 20 300 0, изготовитель: "KOSELER SARIKAYA PAK.TAR.URN.OTM. INS. TUR. BES. IHR. ITH. SAN. VE TIC. A.S.", Турция, товарный знак: отсутствует, весом нетто 45200 кг, весом брутто 46960 кг, фактурная стоимость 32544 долларов США. таможенная стоимость 2134798,53 рублей;
- товар N 2 "апельсины сладкие свежие, сорт WASHINGTON, для пищевых целей, урожай 2015 года, 3320 пластиковых коробок, средний вес нетто 1-ой коробки около 15,030 кг, вес брутто с поддонами 52000 кг. код ТН ВЭД 0805 10 200 0, изготовитель: "KOSELER SARIKAYA PAK.TAR.URN.OTM. INS. TUR. BES. IHR. ITH. SAN. VE TIC. A.S.", Турция, товарный знак: отсутствует, весом нетто 49900 кг, весом брутто 51370 кг, фактурная стоимость 33932 долларов США. таможенная стоимость 2225847,00 рублей.
Декларация на товары принята таможенным органом и зарегистрирована за N 10317110/241115/0021648. На данный товар ООО "Фриго" в ОТОиТК Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни были представлены товаросопроводительные документы, в частности: приложение от 17.11.2015 N 0050-KOSELER и инвойс от 17.11.2015 N 39389 в соответствии с которыми стоимость товара "мандарины свежие Сатсума", в количестве 45200 кг нетто составила 32544 долларов США, а стоимость товара "апельсины свежие" количестве 49900 кг нетто составила 33932 долларов США, при этом цена товаров установлена за один килограмм товара "мандарины свежие Сатсума" в размере 0.72 долларов США, и за один килограмм товара "апельсины свежие" в размере 0,68 долларов США. являющихся количественной характеристикой.
В ходе проверки документов и сведений, заявленных в ДТ N 10317110/241115/0021648, принято решение о проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра товаров NN 1.2 (поручение на таможенный досмотр N 10317110/241115/002638).
В результате проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра вышеуказанного товара (акт таможенного досмотра (далее по тексту - АТД) N 10317110/301115/002638) установлено, что фактическое количество товара N 1 "мандарины свежие Сатсума" составило 45717,72 кг нетто, вес брутто составил 47415 кг. а фактическое количество товара N 2 "апельсины свежие" составило 50543,12 кг нетто, вес брутто составил 51984 кг. Таким образом, фактическое превышение веса нетто товара N 1 "мандарины свежие" составило 517,72 кг, товара N 2 "апельсины свежие" составило 643,12 кг, относительно заявленных сведений о весе нетто товаров NN 1,2 в ДТ N -10317110/241115/0021648.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
12.02.2016 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем начальника Новороссийской таможни Онипко В.Е. вынесено постановление N 10317000-1004/2015 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ФРИГО" к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Недекларирование по установленной форме товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, влечет наступление ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективную сторону состава данного правонарушения образует невыполнение требований таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара.
Обязательным элементом состава части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является недостоверность сведений о товарах, если такие сведения повлекли освобождение или уменьшение размера таможенных пошлин.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Примечанием N 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии со ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного Союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Согласно ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде, сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость; сведения о соблюдении ограничений; сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются сведения о товарах, в том числе: наименование, описание, классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость.
В соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) основной единицей измерения товара является килограмм (кг), остальные единицы измерения - дополнительные.
Ответственность декларанта урегулирована статьей 189 ТК ТС, согласно которой декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 190 ТК ТС таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 7 статьи 190 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 191 ТК ТС сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий: если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений; если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.
Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки таможенным органом установлено фактическое превышение обществом веса нетто товара N 1 "мандарины свежие" составило 517,72 кг, товара N 2 "апельсины свежие" составило 643,12 кг, относительно заявленных сведений о весе нетто товаров NN 1,2 в ДТ N -10317110/241115/0021648.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований таможенного законодательства о достоверном декларировании в материалы дела не представлено.
В данном случае, отсутствуют основания полагать, что нарушения вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля общества при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Поскольку доказательств принятия заявителем необходимых и достаточных мер для соблюдения требований ТК ТС в материалы дела представлено не было, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы о недостоверности результатов взвешивания товара ввиду того, что вес товара определен расчетным способом без указания в акте таможенного досмотра сведений о весах и учете их погрешности, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении (часть 2 настоящей статьи).
В силу части 1 статьи 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для подтверждения соответствия измерительных приборов установленным требованиям, измерительные приборы должны иметь соответствующие сертификаты и проходить метрологическую проверку.
Так, в акте таможенного досмотра (осмотра) от 28.11.2015 (том Материалы дела об АП л.д. 79) отражены сведения о наличии у используемых весов действующих свидетельств о поверке, а также об их погрешности.
В акте таможенного досмотра в графе о применении технических средств таможенного контроля указаны сведения о применении весов: электронных весов "Геркулес Б", заводской номер 12100503-2, дата поверки 12.10.2015; электронных весов "TB-S-60.2-А3", заводской номер С63605 (поверка от 12.10.2015), дозиметра ИСП-РМ 1401К-01 N 70406 (свидетельство о поверке от 01.08.2015 до 01.08.2016). Из приложенных к акту фотоматериалов видно, с помощью каких весов производилось взвешивание товара и тары.
Таможенный орган при проведении расчета веса товара также указал, что вес брутто/нетто товара определен с учетом округления полученных значений и допустимых погрешностей, указанных в метрологических паспортах весового оборудования
Отражение в акте вышеназванных сведений свидетельствует о том, что полученные административным органом с помощью весов показания являются достоверными.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии в акте таможенного досмотра сведений о том, на каких весах производилось взвешивание тары и транспортного оборудования, а также об учете погрешности, не принимаются апелляционным судом как противоречащие материалам административного дела.
С учетом изложенного, акт таможенного досмотра N 10317110/301115/002638 является допустимым доказательством по делу об административном правонарушении.
Апелляционный суд также учитывает, что общество не было лишено возможности самостоятельно произвести взвешивание товара после его прибытия на таможенную территорию таможенного союза, однако не посчитало нужным воспользоваться предоставленным ему правом (статьи 187 и 193 ТК ТС).
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу таможней не допущено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2016 по делу N А32-13299/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13299/2016
Истец: ООО "ФРИГО"
Ответчик: Новороссиская таможня
Третье лицо: Новороссийская таможня