Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
14 сентября 2016 г. |
дело N А53-28233/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от ООО "Детский оздоровительный лагерь "Пионер": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Детский оздоровительный лагерь "Пионер" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.07.2016 по делу N А53-28233/2015, принятое судьей Шапкиным П.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Детский оздоровительный лагерь "Пионер" к Управлению Федеральной миграционной службы по Ростовской области о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Детский оздоровительный лагерь "Пионер" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 06.10.2015 N 6114/116102/556/820 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.07.2016 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части размера административного штрафа, превышающего 200 000 рублей. В удовлетворении заявления в остальной части отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в деянии общества имеется состав правонарушения, размер наказания снижен ниже низшего предела на основании ст. 4.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Детский оздоровительный лагерь "Пионер" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Также общество полагает, что не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены и изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27.08.2015 сотрудником Управления подана докладная записка начальнику Межрайонного отдела Управления, что 27.08.2015 Обществом представлены копии отрывных талонов уведомления в отношении 25 выбывших граждан Республики Украины, в том числе на гражданку Республики Украина Горшкову В.А., 01.03.2012 года рождения.
На основании распоряжения 31.08.2015 N 164, сотрудниками межрайонного отдела Управления проведена проверка места пребывания иностранных граждан по ул. Ленина, 317, п. Приморка Неклиновского района Ростовской области.
В ходе проверки было установлено, что 25 граждан Республики Украины, поставленных на учёт по адресу: ул. Ленина, 317, п. Приморка Неклиновского района Ростовской области, выбыли, уведомления о выбытии в Управление Обществом не представлено, в том числе на гражданку Республики Украина Горшкову В.А, 01.03.2012 года рождения, выбывшую 27.07.2015.
В ходе проведения проверки 31.08.2015 были получены объяснения от директора Общества.
По результатам проверки был составлен акт от 31.08.2015 N 164.
01.09.2015 инспектором отделения Межрайонного отдела Управления вынесено определение N 21 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Копия определения вручена представителю Общества.
По окончании административного расследования, 29.09.2015 инспектором отделения Межрайонного отдела Управления в присутствии представителя Общества составлен протокол РОN 6114/116102/556/820 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
06.10.2015 должностным лицом Управления, в присутствии представителя Общества, вынесено постановление N 6114/116102/556/820 по делу об административном правонарушении, которым Обществу назначено административное наказание, предусмотренное частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Полагая, что постановление Межрайонного отдела Управления от 06.10.2015 N 6114/116102/556/820 по делу об административном правонарушении, является незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учёта влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц, в размере от четырёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учёта.
Субъектом административной ответственности по указанной норме может быть как юридическое лицо (и приравненный к нему в целях применения данной нормы примечанием к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях индивидуальный предприниматель), так и конкретные должностные лица, не обеспечившие соблюдение законодательства о миграционном учёте.
Организация миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства по осуществлению миграционного учёта регламентирована Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Постановление N 9).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 109-ФЗ дано понятие стороны, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), согласно которому таковым является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или её представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Статьёй 20 Федерального закона N 109-ФЗ установлено, что при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания администрация указанных организаций обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днём убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учёта (часть 3).
При убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определённого места жительства, либо из учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учёта администрацией соответствующих организации или учреждения об убытии данного иностранного гражданина из указанного места пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона N 109-ФЗ при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, больницы либо из иного учреждения здравоохранения или социального обслуживания администрация указанных организаций или учреждения обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.
Во исполнение Федерального закона N 109 Правительство Российской Федерации постановлением от 15.01.2007 N 9 утвердило "Правила осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее -Правила).
Пунктом 45 Правил установлено, что при убытии иностранного гражданина из организации (учреждения) из числа указанных в пункте 44 настоящих Правил администрация соответствующей организации (учреждения) обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днём убытия иностранного гражданина, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы путём направления (передачи) отрывной части бланка уведомления о прибытии для его снятия с учёта по месту пребывания. Уведомление территориального органа Федеральной миграционной службы администрациями указанных организаций и учреждений об убытии иностранного гражданина из места пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
Пунктом 44 Правил (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) установлено, что по прибытии иностранного гражданина в организацию, оказывающую гостиничные услуги (за исключением гостиниц), в санаторий, дом отдыха, пансионат, в детский оздоровительный лагерь, на туристскую базу, в кемпинг, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждение социального обслуживания, либо в специальное учреждение для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо в учреждение, исполняющее административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания.
Постановлением N 9 утверждена форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отрывная часть которого содержит надпись "для принимающей стороны".
Как следует из материалов дела, гражданка Республики Украина Горшкова В.А. поставлена на учёт 20.11.2014 сроком до 27.07.2015 по адресу: ул. Ленина, 317, п. Приморка Неклиновского района Ростовской области.
На экземпляре, представленном Обществом, отрывная часть формы уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, содержит запись о том, что принимающая сторона является Общество, в графе "подпись принимающей стороны" проставлена подпись Добровольского Александра Геннадьевича и поставлена печать Общества в графе "Печать организации", в графе "дата убытия иностранного гражданина" указано 27.07.2015.
В экземпляре, представленном Управлением, указано, что принимающая сторона -Общество, в графе "подпись принимающей стороны" проставлена подпись Добровольского Александра Геннадьевича и поставлена печать Общества в графе "Печать организации", графа "дата убытия иностранного гражданина" не заполнена.
При этом, на корешке уведомления, представленном Управлением, в правом нижнем углу проставлены цифры "27.07", на корешке уведомления, представленном Обществом в указанном месте отсутствуют какие-либо отметки.
В ходе проведённой Управлением проверки директор Общества в объяснениях от 31.08.2015 сообщил, что уведомление в связи с выбытием 27.07.2015 гражданки Республики Украины Горшковой В.А., из адреса регистрации: ул. Ленина, 317, п. Приморка Неклиновского района Ростовской области, представлено в межрайонный отдел Управления 27.08.2015.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учётом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что оно не является принимающей стороной, в силу пункта 47 Правил, в виду следующего.
Распоряжением Губернатора Ростовской области от 04.06.2014 N 150 введен режим чрезвычайной ситуации, в том числе в пределах границ муниципального образования Неклиновский. Данным распоряжением органам местного самоуправления рекомендовано организовать работу пунктов временного проживания и питания для эвакуированных и пострадавших граждан и обеспечения их жизнедеятельности.
В целях обеспечения мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.12.2014 N 1502 "О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения", которым утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения (далее - Правила финансирования).
Правилами финансирования установлено, что пунктами временного размещения являются места временного пребывания граждан Украины и лиц без гражданства (за исключением жилых помещений, находящихся в собственности граждан, и жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма), определенные решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Ростовской области от 01.08.2011 N 635-ЗС "О Правительстве Ростовской области" Правительство Ростовской области является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти Ростовской области общей компетенции. Губернатор Ростовской области возглавляет Правительство Ростовской области и является по должности Председателем Правительства Ростовской области.
Пунктом 5 постановления администрации от 05.06.2014 N 807 "О ликвидации чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования "Неклиновский район" (далее - постановление N 807) администрация рекомендовала обществу развернуть пункт временного размещения граждан, прибывающих с сопредельной территории Республики Украина.
Согласно пункту 10 постановления N 807 главам сельских поселений рекомендовано организовать работу пунктов временного проживания и питания для эвакуированных и пострадавших граждан и обеспечение их жизнедеятельности.
В дальнейшем администрация приняла постановление от 30.01.2015 N 131 "О ликвидации чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования "Неклиновский район" (далее - постановление N 131), согласно пункту 10 которого главам сельских поселений рекомендовано организовать работу пунктов временного проживания и питания для эвакуированных и пострадавших граждан и обеспечение их жизнедеятельности; назначить начальниками пунктов временного размещения пострадавших граждан, прибывших из Республики Украина на территорию Неклиновского района, руководителей организаций и учреждений, на базе которых они создаются; заключить муниципальные контракты (договоры) по размещению и питанию эвакуированных граждан, пребывающих на территории Неклиновского района.
Пунктом 13 постановления N 131 администрации поручено организовать работу по заключению контрактов (договоров) на возмещение расходов по содержанию пунктов временного размещения и питанию эвакуированных граждан Украины.
Постановлением N 131, в том числе утвержден перечень учреждений, на базе которых создаются пункты временного размещения пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения, согласно которому пункт временного размещения N 2 организован на базе общества. Данный факт общество не оспаривает.
Таким образом, пункт временного размещения N 2, расположенный по адресу общества: Ростовская область, Неклиновский район, п. Приморка, ул. Ленина, д. 317, является местом, куда временно прибывают и где фактически проживают граждане Украины и лица без гражданства, прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке с территории Украины. Таким образом, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ общество фактически осуществляет (выполняет) функции принимающей стороны.
Судом правомерно учтено то обстоятельство, что в материалы дела представлено уведомление о постановке гражданки Украины Горшковой В.А. на учет по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, п. Приморка, ул. Ленина, д. 317. Принимающей стороной указано общество, чья круглая печать и подпись Добровольского А.Г. (директор общества) проставлены в уведомлении.
Согласно выписке из журнала учета исходящей корреспонденции общества, свидетельствующую о том, что в отношении других граждан Украины (также временно прибывающих и фактически проживающих по адресу общества: Ростовская область, Неклиновский район, п. Приморка, ул. Ленина, д. 317) общество уведомляло орган миграционного учета о прибытии (убытии) граждан Украины в соответствии со статьей 23 Закона N 109-ФЗ, выполняя, тем самым, функции принимающей стороны.
Согласно пояснениям представителя общества, общество своевременно предоставляло в орган миграционного учета уведомления о прибытии (убытии) граждан Украины, но поскольку сотрудники органа миграционного учета не ставили отметку о получении этих документов, то по прошествии времени сложно доказать факт уведомления органа миграционного учета о выбытии 27.07.2015 гражданки Республики Украины Горшковой В.А., 01.03.2012 года рождения, из адреса общества: Ростовская область, Неклиновский район, п. Приморка, ул. Ленина, д. 317.
Апелляционной коллегией также отклоняется довод общества об отсутствии события вменённого ему административного правонарушения по следующим основаниям.
Пунктом 45 Правил предусмотрено, что уведомление территориального органа Федеральной миграционной службы администрациями указанных организаций и учреждений об убытии иностранного гражданина из места пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
В материалы дела Обществом не представлено доказательств даты направления письма от 27.07.2015 N 32 в Межрайонный отдел Управления, как и доказательств того, что сотрудниками Межрайонного отдела Управления было отказано в принятии такого письма.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от24.06.2016 по делу N А53-28272/2015, от 29.06.2016 по делу N А53-2824/2015,от 2706.2016 по делу NА53-28274/2015.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что Управлением доказан факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушен, поскольку обжалуемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.07.2016 по делу N А53-28233/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28233/2015
Истец: ООО "Детский оздоровительный лагерь "Пионер", ООО "ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ ПИОНЕР"
Ответчик: Межрайонный отдел УФМС России по РО в с. Покровское, Управление Федеральной миграционной службы по Ростовской области
Третье лицо: Межрайонный отдел УФМС России по Ростовской области