Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 февраля 2017 г. N Ф05-295/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
31 октября 2016 г. |
Дело N А41-33192/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от АО "ЗАРА СНГ" - Булгаков П.А. (по доверенности от 12.07.2016),
от Управления Роспотребнадзора по Московской области - Сивякова О.В.
(по доверенности от 11.01.2016 N 15/27-06),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ЗАРА СНГ" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 июля 2016 года по делу N А41-33192/16, принятое судьей Афанасьевой М.В.
по заявлению Управления Роспотребнадзора по Московской области к АО "ЗАРА СНГ" о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - заявитель, управление Роспотребнадзора по Московской области, управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) акционерного общества "ЗАРА СНГ" (далее - АО "ЗАРА СНГ", общество)
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 июля 2016 года по делу N А41-33192/16 заявление удовлетворено (т.2 л.д.14-17).
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "ЗАРА СНГ" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель управления Роспотребнадзора по Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 24.05.2016 по 02.06.2016 управлением Роспотребнадзора по Московской области на основании распоряжения от 25.04.2016 N 80/07 (т.1 л.д. 10-11) проведена внеплановая выездная проверка исполнения АО "ЗАРА СНГ" повторно выданного предписания N 42/07 от 30.03.2016 о прекращении нарушений требований Технического Регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011) (т.1 л.д. 19-20).
В ходе проведения проверки установлено, что АО "ЗАРА СНГ" при осуществлении деятельности по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Мира, стр. 51 допустило нарушение по невыполнению ранее выданного предписания N 42/07 от 30.03.2016 о прекращении нарушений требований Технического Регламента Таможенного союза TP ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности".
В нарушение требования статьи 9 Технического Регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011), статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и пункта 15 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, в торговом зале в реализации находились непродовольственные товары, на маркировке которых отсутствовал объем обязательной информации об изготовителе (его адресе), импортере (его адресе), а так же стране происхождения товара на русском языке, обеспечивающая возможность их правильного выбора и безопасность товара:
- джинсы, артикул 8228/032/406, размер 34, производитель Бангладеш, стоимость - 3599 рублей, в количестве 1 пары;
- джинсы, артикул 6045/054/400, размер 36, производитель Египет, стоимость - 4 999 рублей, в количестве 1 пары;
- джинсы, артикул 7147021427, размер 42, производитель Бангладеш, стоимость - 2999 рулей, в количестве 1 пары;
- джинсы, артикул 4473048400, размер 42, производитель Пакистан, стоимость- 2799 рублей, в количестве 1 пары.
По результатам проверки составлен акт проверки N 100/07 от 02.06.2016 (т.1 л.д. 13-16).
02.06.2016 главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Московской области в отношении АО "ЗАРА СНГ" составлен протокол об административном правонарушении по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, совершённых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.
В связи с изложенным управление Роспотребнадзора по Московской области обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно пункту 5 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N 412, государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя: организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора; организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
Согласно статье 41 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию органа государственного надзора, его должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления органом государственного надзора и его должностными лицами полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184- ФЗ "О техническом регулировании" на основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.
Согласно пункту 3 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в случае, если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе: выдать предписание о приостановке реализации этой продукции; информировать приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.
В случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184- ФЗ "О техническом регулировании").
В соответствии с частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что в установленный срок предписание N 42/07 от 30.03.2016 АО "ЗАРА СНГ" исполнено не было. В установленном порядке предписание не оспорено, недействительным не признано.
Более того, письмом от 12.04.2016, направленным в адрес управления Роспотребнадзора, генеральный директор АО "ЗАРА СНГ" сообщил об исполнении предписания N 42/07 от 30.03.2016 (т.1 л.д. 22).
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого а административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Доказательств надлежащего исполнения предписания N 42/07 от 30.03.2016 общество в материалы дела не представило.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что в действиях АО "ЗАРА СНГ" имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Доводы общества о необходимости признании данного правонарушения малозначительным, отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Следовательно, необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того либо иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу части 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В пункте 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное обществом, как малозначительное, не представлено.
Между тем судом первой инстанции объективно указано, что в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В данном случае минимальное наказание, предусмотренное частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ для юридических лиц в виде штрафа в размере 300 000 рублей, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных данной статьей.
В рассматриваемом случае сумма минимального размера санкции в размере 300 000 руб. представляет собой несоразмерное ограничение гарантированных Конституцией Российской Федерации свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.
Исходя из обстоятельств дела, с целью наложения справедливого и соразмерного административного наказания, с учетом характера и степени общественной опасности, ввиду отсутствия ущерба, учитывая, привлечение к административной ответственности впервые (иного в материалы дела не представлено), суд первой инстанции с учетом части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ обоснованно привлек общество к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Довод апелляционной жалобы о наличии нарушений управлением порядка проведения проверки и уведомления о составлении акта проверки и протокола об административном правонарушении отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный и противоречащий материалам дела.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 июля 2016 года по делу N А41-33192/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33192/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 февраля 2017 г. N Ф05-295/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление Роспотребнадзора, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области
Ответчик: АО "ЗАРА СНГ"
Третье лицо: АО "ЗАРА СНГ"