г. Ростов-на-Дону |
|
23 сентября 2016 г. |
Дело N А53-9770/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Филимоновой С.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кондратко Людмилы Ивановны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.07.2016 г. по делу N А53-9770/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Кондратко Людмилы Ивановны
к заинтересованному лицу Управлению Роспотребнадзора по Ростовской области
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое в составе судьи Кривоносовой О.В.,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кондратко Людмила Ивановна обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления N 58 от 29.03.2016 г. о назначении административного наказания в виде штрафа 20000 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 27.07.2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии предпринимателя состава вменяемого ей правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель Кондратко Л.И. обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что она не получала извещений о рассмотрении дела об административном правонарушении, обстоятельства, отраженные в акте, не соответствуют пояснениям предпринимателя, так как никаких пояснений она не давала. Из акта невозможно определить, какие товары осматривали проверяющие.
Управление Роспотребнадзора отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей участвующих в нем лиц.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10.02.2016 прокуратурой Зимовниковского района проведена проверка в отношении индивидуального предпринимателя Кондратко Л.И. Объект надзора - магазин "Капитошка", расположенный по адресу: Ростовская область, Зимовниковский район, п. Зимовники, ул. Скибы, 122. В ходе проверки выявлены нарушения, а именно: в магазине "Капитошка" на витрине с ценниками в реализации находилась продукция легкой промышленности, которая предлагалась к продаже: шапочки вязанные для девочек - 14 шт.; вязаный жилет для мальчиков -1 шт.; кофта для девочек - 1 шт.; сумки для девочек - 10 шт.; рюкзаки дли мальчиков - 3 шт. На вышеуказанных детских товарах отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, что является нарушением ст.ст. 3, 9, 13 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков".
По результатам проверки, зафиксированным актом то 10.02.2016 г., в отношении предпринимателя составлено постановление от 11.02.2016 г. о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, которое направлено прокуратурой для рассмотрения в Управление Роспотребнадзора по Ростовской области.
Постановлением Управления от 29.03.2016 г. предприниматель Кондратко Т.И. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Считая постановление незаконным, предприниматель обжаловала его в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии предпринимателя состава вменяемого ей правонарушения.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо 8 выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 названного Кодекса.
Согласно примечанию к статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 55 от 19.01.1998 разработаны в соответствии с Законом о защите прав потребителей и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. В силу пункта 11 указанного постановления Правительства продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать:
- наименование товара; - место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;
- сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
- сведения об основных потребительских свойствах товара;
- сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
- гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
- срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
- цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы. Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.
Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом). Согласно пункту 5 статьи 4 Закона N 2300-11 "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работам, услугам), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В силу пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не допускается продажа товара без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, обеспечивающим его безопасность для жизни, здоровья потребителя. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги) без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям.
В силу части 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Таким образом, требования государственных стандартов, касающиеся безопасности продукции и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, являются обязательными к исполнению.
С 01.07.2014 вступил в силу Технический регламент Таможенного союза TP ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции". Согласно пункту 7.1 статьи 5 ТР ТС 025/2012 каждое изделие мебели, реализуемое на территории государства - члена Таможенного союза, должно иметь маркировку на русском языке и, при наличии соответствующих требований в его законодательстве, - на его государственном языке. Торговое наименование продукции, поставляемой из стран, расположенных не на единой территории Таможенного союза, а также наименование фирмы изготовителя могут быть выполнены буквами латинского алфавита.
Маркировка должна быть выполнена печатным способом на бумажном ярлыке (этикетке) или на ярлыке из ткани, прочно прикрепленных к изделию мебели, поставляемому в собранном виде. Изделия мебели, поставляемые в разобранном виде, могут не иметь маркировки с обозначением изделия и даты изготовления. В этом случае обозначение изделия проставляется изготовителем или продавцом во время продажи изделия мебели или во время его сборки у пользователя. Дата выпуска должна быть указана на упаковке (упаковках). Маркировка на мебель в разобранном виде наносится на упаковку.
Допускается наносить маркировку несмываемой краской, штемпелеванием, выжиганием, продавливанием, а также проставлять отдельные реквизиты ярлыка специальным штампом. В соответствии с пунктом 7.2 ТР ТС 025/2012 маркировка должна быть четкой и содержать:
- наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению, обозначение изделия (цифровое, собственное, модель и тому подобное);
- товарный знак (логотип) изготовителя (при наличии);
- наименование страны изготовителя;
- наименование и местонахождение изготовителя;
- наименование, юридический и фактический адрес уполномоченного изготовителем лица, импортера;
- дату изготовления;
- гарантийный срок;
- срок службы, установленный изготовителем;
- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки магазина "Капитошка", предпринимательскую деятельность в котором осуществляет Кондратко Л.И., установлено отсутствие надлежащей маркировки детских товаров единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, что является нарушением ст.ст. 3, 9, 13 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков".
Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 10.02.2016 г. и объяснениями предпринимателя Кондратко Л.И., данными ею помощнику прокурора Зимовниковского района 11.02.2016 г. (л.д. 27-28). Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что из акта прокуратуры невозможно установить, какие именно товары являлись объектом проверки, не принимаются апелляционным судом. В акте зафиксирован факт нахождения в реализации в магазине предпринимателя продукции легкой промышленности - вязаного жилета для мальчиков - 1 шт., шапочек вязаных для девочек - 14 шт., кофты для девочек - 1 шт., сумок для девочек - 10 шт., рюкзаков для мальчиков - 3 шт. без надлежащей маркировки.
Наличие данного товара в магазине на момент проверки предпринимателем в акте не оспорено, акт проверки подписан Кондратко Л.И. без разногласий. Факт дачи объяснений 11.02.2016 г. подтверждается подписью Кондратенко, в том числе после надписи "с моих слов записано правильно, замечания и дополнения к объяснению нет" (л.д. 28-об). При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в деянии предпринимателя Кондратко Л.И. имеется состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ. Вина предпринимателя в совершении правонарушения также является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о принятии предпринимателем всех зависящих от него мер к соблюдению требований, предъявляемых законодательством РФ к реализуемой им продукции. Доводы предпринимателя о нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности не подтверждаются материалами дела.
Так, из текста постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.02.2016 г. следует, что оно вынесено в присутствии предпринимателя Кондратко Л.И. О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Кондратко Л.И. уведомлена надлежащим образом, что подтверждается копий почтового уведомления (л.д. 37).
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на то, что подпись получается в данном уведомлении не принадлежит Кондратко Л.И., отклоняется апелляционным судом, поскольку в силу пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила), вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (законным представителям) осуществляются при предъявлении документов, удостоверяющих личность. В соответствии с пунктом 1.3 Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное" (утверждены приказом ФГУП "Почта России" от 31.08.2005 N 343) судебная повестка, судебные акты (определения, решения, постановления) суда пересылаются в заказных письмах и бандеролях разряда "Судебное" с уведомлением о вручении (форма 119). Пунктами 3.2, 3.3 Особых условий предусмотрено, что заказные письма и бандероли разряда "Судебное" доставляются и вручаются лично адресату под расписку в извещении формы 22 по предъявлении одного из документов, указанных в Приложении. С учетом приведенных норм Правил в возвращаемых отправителю почтовых уведомлениях (форма 119) получатель корреспонденции не расписывается, а в уведомлении делается лишь отметка предприятия почты о том, что отправление вручено лично или по доверенности, и эта отметка заверяется подписью руководителя органа почтовой связи.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что доказательств нарушения административным органом процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности материалы дела не содержат.
Размер назначенного предпринимателю наказания соответствует санкции ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Оснований для признания правонарушения малозначительным судом не установлено. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.07.2016 г. по делу N А53-9770/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9770/2016
Истец: Кондратко Людмила Ивановна
Ответчик: в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовкой области в Орловском, Пролетарском, Мартыновском,Зимовниковском районах, Управление ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РО, в лице ТО Управления Роспотребнадзора по РО в Орловском, Пролетарском, Мартыновском,Зимовниковском районах РО
Третье лицо: ИП Кондратко Людмила Ивановна