Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
01 июня 2016 г. |
дело N А32-38920/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Эталон чистоты" - Васильева Д.В. по доверенности от 25.01.2016 N 1-01/16;
от Управления внутренних дел по г. Сочи - Горбачева И.М. по доверенности от 14.03.2016 N 43-19/1-5151;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эталон чистоты"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2016 по делу N А32-38920/2015, принятое судьёй Меньшиковой О.И.,
по заявлению Полка дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по г. Сочи Главного управления внутренних дел по Краснодарскому краю Министерства внутренних дел Российской Федерации
к обществу с ограниченной ответственностью "Эталон чистоты"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Полк дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по г. Сочи Главного управления внутренних дел по Краснодарскому краю Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - заявитель, административный орган, Полк ДПС ГИБДД УВД по г. Сочи ГУВД по Краснодарскому краю МВД РФ) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эталон чистоты" (далее - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2016 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 14.37 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что с 01.03.2016 примененный судом ГОСТ Р 52044-2003 включен в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Соответственно, применение ГОСТа должно осуществляться с учётом норм вышеуказанного технического регламента, согласно пункту 1 части 1 статьи 42 которого требования к сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, не применяются. Таким образом, по мнению заявителя, ГОСТ вошел в состав технического регламента о безопасности зданий и сооружений с 01.03.2016 и не может распространяться на рекламные конструкции, введенные в эксплуатацию до указанной даты. Кроме того, общество сослалось на процессуальные нарушения, выразившиеся в составлении акта выявленных недостатков, не соответствующего требованиям Приказа МВД РФ от 30.03.2015 N 380, а также неизвещении представителя общества о составлении акта и проведении проверки.
В дополнении к апелляционной жалобе общество сослалось на то, что из акта проверки не следует, что измерения проведены в соответствии с требованиями ГОСТа, и правильно определены точки отсчёта расстояния от проезжей части до края рекламной конструкции; использовались ненадлежащие измерительные приборы.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган не согласился с доводами общества, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель инспекции в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, государственным инспектором дорожного надзора роты ДПС N 1 полка ДПС ГИБДД УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю капитаном полиции Горбачевым И.М. совместно с лейтенантом полиции Буюкян Ж.Р., начальником участка ЗАО "ПО РОСДорСтрой" Исаевым А.В. на основании приказа МВД от 30.03.2015 N 380 проведен выезд на место дорожно-транспортного происшествия с целью изучения и фиксирования наличия дорожных условий, сопутствующих дорожно-транспортному происшествию, а также недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог.
В ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия выявлено, что рекламная конструкция в районе федеральной автомобильной дороги "Джубга - Сочи" км. 205+994 установлена с нарушением требований, установленных Государственным стандартом РФ "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" ГОСТ Р 52044-2003, утвержденным постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст. (далее - ГОСТ Р 52044-2003):
- в нарушение требований части 5 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 рекламная конструкция размещена на разделительной полосе автомобильной дороги;
- в нарушение требований части 9 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 рекламная конструкция размещена на автобусной остановке;
- в нарушение требований части 10 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 рекламная конструкция размещена на расстоянии менее 50 м от пересечения улиц в одном уровне и пешеходного перехода, расстояния 22 м и 17 м соответственно;
- в нарушение требований части 11 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 расстояние от ближайшего края рекламной конструкции составляет: 37 см со стороны автомобильной дороги и 74 см со стороны заездного кармана автобусной остановки;
- в нарушение требований пункта 6.2 ГОСТа Р 52044-2003 нижний край рекламного щита расположен на высоте 316 см со стороны автомобильной дороги и 326 см со стороны заездного кармана автобусной остановки.
Указанные нарушения зафиксированы в Акте выявленных недостатков в размещении рекламной конструкции от 10.08.2015.
По факту выявленных нарушений в отношении общества административным органом 04.09.2015 составлен протокол N 23ЯЯ059306 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ.
Административный материал, составленный в отношении общества, направлен по подведомственности в арбитражный суд для рассмотрения по существу вопроса о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Пунктом 3 части 4 статьи 5 Закона о рекламе определено, что реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта. В соответствии с пунктом 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) определено, что техническим регламентом является документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технические регламенты, определяющие правила установки рекламных конструкций с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, до настоящего времени не приняты.
На основании пункта 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе, целям защиты жизни или здоровья граждан.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 N 4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании.
Поскольку ГОСТ Р 52044-2003 принят 22.04.2003, то есть до 01.07.2003, а соответствующий технический регламент до настоящего времени не разработан и не утвержден, исполнение требований указанного ГОСТа в рассматриваемом случае является обязательным в силу направленности его норм на обеспечение безопасности дорожного движения, то есть имеющего целью охрану жизни и здоровья граждан.
Разделом 6 ГОСТа Р 52044-2003 установлены правила размещения средств наружной рекламы. Согласно пункту 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 (в редакции, действовавшей на момент совершения обществом административного правонарушения) средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены, в том числе:
- над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;
- ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;
- в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м <*> от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м <*> - в населенных пунктах;
<*> Расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы (сноска введена Изменением N 2, утв. Приказом Ростехрегулирования от 24.03.2009 N 117-ст).
Согласно пункту 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 (в редакции, действовавшей на момент совершения обществом административного правонарушения) на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м.
Как следует из материалов дела, на основании разрешения от 01.06.2013 N 2277 обществом с ограниченной ответственностью "Эталон Чистоты" по адресу: г. Сочи, ул. Ленина, маг. "Славутич" - 1, установлена рекламная конструкция площадью 9,99 кв. м, на основании договора от 01.06.2013 N 40.
На основании приказа МВД от 30.03.2015 N 380 проведен выезд на место дорожно-транспортного происшествия с целью изучения и фиксирования наличия дорожных условий, сопутствующих дорожно-транспортному происшествию, а также недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог.
В ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия выявлено, что рекламная конструкция установлена с нарушением требований, установленных ГОСТом Р 52044-2003:
- в нарушение требований части 5 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 рекламная конструкция размещена на разделительной полосе автомобильной дороги;
- в нарушение требований части 9 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 рекламная конструкция размещена на автобусной остановке;
- в нарушение требований части 10 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 рекламная конструкция размещена на расстоянии менее 50 м от пересечения улиц в одном уровне и пешеходного перехода, расстояния 22 м и 17 м соответственно;
- в нарушение требований части 11 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 расстояние от ближайшего края рекламной конструкции составляет: 37 см со стороны автомобильной дороги и 74 см со стороны заездного кармана автобусной остановки;
- в нарушение требований пункта 6.2 ГОСТа Р 52044-2003 нижний край рекламного щита расположен на высоте 316 см со стороны автомобильной дороги и 326 см со стороны заездного кармана автобусной остановки.
Актом выявленных недостатков в размещении рекламной конструкции от 10.08.2015, протоколом от 04.09.2015 N 23ЯЯ059306 об административном правонарушении и приложенными фотоматериалами подтверждается факт наличия выявленных нарушений (том 1, л.д. 11, 21 - 26).
Таким образом, общество допустило установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, предусмотренных действующим законодательством.
Вина общества выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения требований действующего законодательства.
Довод общества о том, что с 01.03.2016 ГОСТ Р 52044-2003 включен в состав технического регламента безопасности зданий и сооружений, и его положения распространяются с указанной даты только на вновь проектируемые и стоящиеся объекты, основан на неверном толковании действующих правовых норм.
Факт включения с 01.03.2016 ГОСТа Р 52044-2003 в перечень стандартов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", не означает, что указанный государственный стандарт применяются только к отношениям, урегулированным соответствующим федеральным законом и должен применяться с учётом правил пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" только к вновь проектируемым или строящимся объектам.
Как было указано выше, в силу пункта 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании, Постановления Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 N 4 положения ГОСТа Р 52044-2003 являются обязательными в части, соответствующей, в том числе, целям защиты жизни или здоровья граждан, до принятия соответствующего технического регламента в отношении правил установки рекламных конструкций.
Довод общества о том, что при измерении параметров установки рекламной конструкции использовались ненадлежащие измерительные приборы, в связи с чем зафиксированные органом данные не могут являться доказательством наличия в действиях общества события правонарушения, не принимается судом апелляционной инстанции.
Общество, ссылаясь на некорректность данных, полученных в результате проведенных административным органом измерений, не доказало в порядке статьи 65 АПК РФ соблюдение соответствующих параметров при установке рекламной конструкции, в том числе не представило какие-либо данные аналогичных параметров, проверенных административным органом, соответствующие ГОСТу и полученные с использованием надлежащих измерительных приборов.
Доводы общества об отсутствии состава правонарушения в связи с изменением ГОСТ Р 52044-2003 были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и правомерно отклонены, поскольку, несмотря на введенные изменения ГОСТ Р 52044-2003, размещение рекламной конструкции обществом осуществлено с нарушением требований ГОСТ.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
При этом суд учитывает, что суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что спорная рекламная конструкция установлена за пределами полосы отвода дороги, что подтверждается письмом Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 N 8787/09 (том 1, л.д. 78), что исключает квалификацию правонарушения по части 2 статьи 11.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. О времени и месте составления протокола общество извещено надлежащим образом (том 1, л.д. 14 - 16).
Недостатки в содержании и форме акта выявленных недостатков, на которые указало общество (отсутствие ссылки на осуществление фотосъемки, ненадлежащее наименование акта, отсутствие владельца автодороги при составлении акта, отсутствие представителя общества при составлении акта) не повлекли за собой невозможность полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела. Общество, надлежащим образом уведомленное о времени и месте составления протокола, имело возможность воспользоваться своими процессуальными правами и представить свои возражения и пояснения по существу вменяемых нарушений. По смыслу пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указанные недостатки в оформлении акта не являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2016 по делу N А32-38920/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38920/2015
Истец: ГУ Рота ДПС N1 ДПС ГИБДД МВД России по КК, ООО "Эталон красоты", ПОЛК ДПС ГИБДД РОТА ДПС 1, Рота ДПС N1 ДПС ГИБДД ГУ МВД России по КК, Рота ДПС N1 Полка Дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по г. Сочи
Ответчик: ООО "ЭТАЛОН ЧИСТОТЫ", ООО Эталон Чистоты, Полк ДПС ГИБДД г. Сочи