Требование: о взыскании платежей по сбору за негативное воздействие на окружающую среду
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
12 сентября 2016 г. |
Дело N А15-913/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Чистая вода" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02 июня 2016 года по делу N А15-913/2016 (судья Тагирова З.Т.),
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан,
к муниципальному унитарному предприятию "Чистая вода",
о взыскании в бюджет обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2013- 2014 годы в размере 1 052 164 рублей 07 копеек,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (далее - Управление Росприроднадзора по РД, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Чистая вода" (далее - МУП "Чистая вода", предприятие) в бюджет обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2013- 2014 годы в размере 1 052 164 рублей 07 копеек.
Решением от 02.06.2016 с МУП "Чистая вода" взысканы в бюджет обязательные платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2013-2014 годы в размере 1006607 рублей 41 копейка. В остальной части в иске отказано. С МУП "Чистая вода" взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина по иску в размере 23066 рублей 07 копеек.
МУП "Чистая вода" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 02.06.2016 и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда от 02.06.2016 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "Чистая вода" городского округа "город Дагестанские Огни" согласно уставу, зарегистрированному в Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Республике Дагестан 29.12.2012 за основным государственным регистрационным номером 1120550000966, по месту нахождения: Республика Дагестан, г.Дагестанские Огни, улица Кутузова,1 осуществляет эксплуатацию, ремонт и строительство внешних и внутренних систем водоснабжения и систем водоотведения города.
29.12.2012 налоговая инспекция выдала МУП "Чистая вода" городского округа "город Дагестанские Огни" свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
13.10.2015 МУП "Чистая вода" представило в Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду( далее - НВОС) за 2013 - 2014 годы (зарегистрированы за N 4040/13/1 и N 4040/14/1-1У).
Согласно расчету платы за 2013 год, подписанному руководителем и главным бухгалтером предприятия, плата за выброс загрязняющих веществ от передвижных объектов и за размещение отходов определена в размере 12 987 рублей 62 копейки.
По расчету платы за 2014 год, подписанному руководителем и главным бухгалтером предприятия, плата за выброс загрязняющих веществ от передвижных источников и за размещение отходов определена в размере 13 754 рублей 56 копеек.
В расчетах платы за 2013 -2014 годы предприятие не определила размеры платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Управление в рамках осуществления полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по плате за негативное воздействие на окружающую среду установило, что МУП "Чистая вода" не осуществляет платеж за НВОС в бюджет в полном размере, а именно за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Управление письмом от 02.11.2015 N 04-3179 сообщило предприятию о том, что в расчетах платы за НВОС за 2013 - 2014 годы не учтена плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, и предложило последнему произвести корректирующие расчеты за указанный периоды и внести плату в срок до 10.11.2015.
В связи с непредставлением предприятием корректирующих расчетов платы и неоплаты платежей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты управление на основании представленных МУП "Чистая вода" г.Дагестанские Огни в Западно-Каспийское бассейновое водное управление Росводресурсы Сведений об использовании воды (статистические отчеты по форме N 2-ТП (водхоз) (раздел 2.Водоотведение) за 2013 и 2014 годы произвело корректирующие расчеты платежей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты (Каспийское море, реку Дарваг).
За указанные периоды по данным управления задолженность предприятия за НВОС в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты за 2013 год составила 435 302 рубля 99 копеек и за 2014 год - 616 861 рубль 08 копеек, всего: 1 052 164 рублей 07 копеек.
02.12.2015 управление предъявила предприятию претензию N 04-3500 о добровольном перечислении в бюджет задолженности по платежам за НВОС (за сброс загрязняющих веществ в водные объекты) за 2013 - 2014 годы в размере 1 052 164 рубля 07 копеек в месячный срок.
Данная претензия направлена ответчику и получена последним.
На претензию предприятие письмом от 24.12.2015 N 182 ответило, что МУП "Чистая вода" осуществляет плату за сброс загрязняющих веществ в водные объекты согласно полученным в целом на город Дагестанские Огни 08.02.2013 и действующих до 08.02.2018 нормативам допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Каспийское море (регистрационный N 04/13- ЗКБВУ).
Поскольку предъявленная претензия по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду добровольно предприятием не была удовлетворена в установленный срок, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрено иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 АПК РФ).
Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Минприроды Российской Федерации от 20.05.2013 N 259 "Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета", пунктом 34 Приложения N 1 и пунктом 17 Приложения N 2 к указанному приказу наделено полномочиями администратора доходов федерального бюджета по кодам доход федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации на соответствующей территории в части платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе и в части сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7 (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (часть 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).
Согласно части 3 статьи 16 Закона об охране окружающей среды порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" (в редакции от 01.07.2005, 08.01.2009, 30.04.2013, 26.12.2013, 24.12.2014) утвердило нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия).
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально - возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе фискальным сбором.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (далее - Приказ N 557), зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077, установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признается календарный квартал.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 10.12.2002 N 284-О указано, что обязанность по внесению платы распространяется на хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Материалы дела свидетельствуют о соблюдении управлением установленного частью 2 статьи 231 АПК РФ порядка обращения в суд с настоящим иском.
По сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении МУП "Чистая вода" г.Дагестанские Огни (ОГРН 1120550000966) предприятие зарегистрировано по адресу: РД, г.Дагестанские Огни, ул.Кутузова,1. Согласно уставу МУП "Чистая вода" предприятие создано с целью обеспечения технической эксплуатации инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, санитарной очистки, содержания, ремонта, строительства коммуникаций водоснабжения и осуществляет эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения.
Для проверки обоснованности произведенного управлением корректирующего расчета платы за НВОС в результате сброса предприятием загрязняющих веществ в водные объекты за 2013-2014 годы и на предмет проверки соответствия представленных предприятием в Западно-Каспийское бассейновое водное управление Росводресурсы (далее - ЗКБВУ) сведений по массе загрязняющих веществ в отведенных водах по кодам загрязняющих веществ, отраженных в статистических отчетах по форме 2-ТП (водхоз) за 2013-2014 годы, суд определением от 26.04.2016 предложило ответчику представить заверенные копии указанных статистических отчетов.
Одновременно определением от 27.04.2016 суд истребовал от Отдела водных ресурсов по Республике Дагестан ЗКБВУ заверенные копии статистических отчетов по форме N 2-ТП (водхоз) за 2013-2014 годы, представленных МУП "Чистая вода".
По представленным на запрос суда предприятием и Отделом водных ресурсов по РД ЗКБВУ копиям статистических отчетов МУП "Чистая вода" по форме N 2-ТП (водхоз) за 2013 -2014 годы расхождений по отраженным в разделе 2. Водоотведение (статистические отчеты) количествам (массам) загрязняющих веществ в отведенных водах по кодам загрязняющих веществ судом не установлено.
Согласно письму управления от 26.04.2016 N 04-1371 нормативы допустимых сбросов в водный объект для МУП "Чистая вода" на согласование в управление не поступало, разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект ему не выдавалось. Начиная с 4 квартала 2012 года включительно ООО "Коммунсервис" г.Дагестанские Огни не представляет расчеты платы за НВОС и не вносит платежи. Нормативы допустимых сбросов согласованы ООО "Коммунсервис", разрешение на сброс данному юридическому лицу не выдавалось.
В материалах дела имеется копия нормативов допустимых сбросов веществ в Каспийское море для ООО "Коммунсервис" от 08.02.2013 (регистрационный номер 04/13- ЗКБВУ).
Доказательств, подтверждающих согласование МУП "Чистая вода" нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Каспийское море на 2013-2014 годы, предприятие в материалы дела не представило.
Указание в письме предприятия от 24.12.2015 N 182 на то, что осуществляет плату за сброс в водные объекты по полученным в целом на город Дагестанские Огни 08.02.2013 и действующим до 08.02.2018 нормативам допустимых сбросов в море за регистрационным N 04/13-ЗКБВУ, не соответствует действительности, поскольку в целом на город не устанавливаются нормативы допустимых сбросов, а устанавливаются конкретному лицу, и данные нормативы за N 04/13-ЗКБВУ были определены ООО "Коммунсервис".
ООО "Коммунсервис" г.Дагестанские Огни (ОГРН 1110550000098) согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (по состоянию на 25.04.2016) создано 03.02.2011 и 14.11.2014 ликвидировано.
МУП "Чистая вода" г. Дагестанские Огни (ОГРН 1120550000966) согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (по состоянию на 25.04.2016) и уставу 2012 года создано 29.12.2012 не в форме реорганизации, а как новое юридическое лицо, и не является правопреемником ООО "Коммунсервис", так как последнее не реорганизовано, а ликвидировано.
Таким образом, материалами дела не подтверждается, что МУП "Чистая вода" в установленном порядке установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, и что данное предприятие является правопреемником ООО "Коммунсервис".
Согласно статистическим отчетам МУП "Чистая вода" (форма N 2-ТП (водхоз) за 2013-2014 годы (Раздел 2.Водоотведение), представленным в Западно-Каспийское бассейновое управление, сточные воды отводятся в Каспийское море, реку Дарваг.
До принятия судебного акта по существу управление с сопроводительным письмом от 30.05.2016 N 07-1917 представило по делу уточненные расчеты доначисления платы за сброс загрязняющих веществ в водный объект предприятием за 2013-2014 годы, произведенные на основании данных статистических отчетов 2-ТП (водхоз), представленных ЗКБВУ Дагводресуры в Арбитражный суд Республики Дагестан. Согласно данным расчетам плата за НВОС в общем размере составляет 1 006 607 рублей 53 копейки, из них: за 2013 год - 421 059 рублей 73 копеек и за 2014 год - 585 547 рублей 80 копеек.
Судом проверен представленный управлением 30.05.2016 расчет доначисления платы за НВОС в виде сбросов загрязняющих веществ в водный объект в общем размере 1 066 607 рублей 53 копеек.
Данный расчет доначисления платы произведен управлением на основании данных, отраженных предприятием в статистических отчетах за 2013 - 2014 годы (форма 2-ТП- водхоз), представленных в ЗКБВУ Дагводресурсы, и в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (статья 16), постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия", от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения _" и в соответствии с Федеральными законами от 03.12.2012 N 216-ФЗ (в редакции от 02.12.2013) "О Федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов" и от 02.12.2013 N 349 (в редакции от 26.12.2014) "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Факт осуществления обществом негативного воздействия на окружающую среду в виде сбросов загрязняющих веществ в водный объект (Каспийское море, река Дарваг) подтверждается представленными последним в Западно-Каспийское бассейновое водное управление статистическими отчетами по форме N 2-ТП (водхоз) за 2013-2014 годы (Раздел 2.Водоотведение).
В Разделах 2. Водоотведение указанных статистических отчетов содержатся сведения о массе загрязняющих веществ в отведенных в Каспийское море, Дарваг стоках по кодам, видам загрязняющих веществ.
Судом проверен представленный управлением расчет доначисления платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в размере 1 006 607 рублей 53 копейки.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что управлением порядок расчета произведен в соответствии с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, законами и статистическими отчетами по форме N 2-ТП (водхоз) за 2013-2014 годы правильно и обоснованно.
Вместе с тем при сложении общей суммы платы по каждому загрязняющему веществу в уточненном расчете допущены арифметические ошибки.
По данным управления общая сумма платы за НВОС за 2013-2014 годы составляет 1 006 607 рублей 53 копейки, тогда как точная сумма платы за указанные периоды составляет 1 006 607 рублей 41 копейка.
Управление на день рассмотрения спора просит взыскать с ответчика в бюджет обязательные платежи за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты за 2013-2014 годы согласно уточненному расчету платы в общем размере 1 006 607 рублей 53 копейки.
Точная сумма платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за указанные периоды, подлежащая оплате в бюджет предприятием, составит 1 006 607 рублей 41 копейка.
Заявленные управлением требования о взыскании с предприятия задолженности по обязательным платежам за негативное воздействие на окружающую среду (сброс загрязняющих веществ) за 2013 - 2014 годы в размере 1 006 607 рублей 41 копейка суд правильно признал законными и обоснованными.
Пунктом 1 Приказа Ростехнадзора России от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каковым признается календарный квартал.
Судом установлено, что в нарушение действующего законодательства предприятие не исполнило в установленный срок обязательства по оплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в Каспийское море, реку Дарваг за 2013-2014 годы в размере 1 006 607 рублей 41 копейка.
Материалами дела подтверждается и судом установлено наличие у ответчика в силу статьи 16 Закона об охране окружающей среды обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды в размере 1 006 607 рублей 41 копейка.
На день рассмотрения судом настоящего спора ответчиком не представлены по делу доказательства погашения числящейся за ним задолженности по указанным платежам за 2013-2014 годы в размере 1 006 607 рублей 41 копейка.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно взысканы с ответчика в бюджет обязательные платежи за негативное воздействие на окружающую среду в результате сброса загрязняющих веществ в Каспийское море, реку Дарваг за 2013 -2014 годы в размере 1 006 607 рублей 41 копейка.
В остальной части в иске о взыскании с ответчика платежей за НВОС в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты в размере 45 556 рублей 66 копеек (1052164 руб. 07 коп. - 1006607 руб. 41 коп.) в связи с необоснованностью требования судом первой инстанции правомерно отказано.
Доводы МУП "Чистая вода", изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 02 июня 2016 года по делу N А15-913/2016.
На основании статей 104 и 112 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с МУП "Чистая вода" следует взыскать в доход федерального бюджета 11 533 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02 июня 2016 года по делу N А15-913/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Чистая вода" в доход федерального бюджета 11 533 рубля государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-913/2016
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РД, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ответчик: МУП "Чистая вода", Филиал ОАО СО ЕЭС "Региональое диспетчерское управление энергосистемы РД"
Третье лицо: Западно- Каспийское бассейное водное управление, МУП "Чистая вода", Филиал Открытое акционерное общество СО ЕЭС "Региональое диспетчерское управление энергосистемы РЕСПУБЛЕКА ДАГЕСТАН"