г. Ессентуки |
|
05 октября 2016 г. |
Дело N А61-90/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела капитального строительства Администрации местного самоуправления Алагирского района РСО-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.07.2016 по делу N А61-90/2016 (судья Родионова Г.С.)
по заявлению Отдела капитального строительства Администрации местного самоуправления Алагирского района РСО-Алания (ОГРН 1041500500040, ИНН 1505006052)
к Ликвидационной комиссии ТУ Росфиннадзора в РСО-Алания,
об оспаривании ненормативного правового акта,
третье лицо - ООО "Спецтепломонтаж",
в отсутствии представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.07.2016 отказано в удовлетворении требований Отдела капитального строительства администрации местного самоуправления Алагирского района РСО-Алания (далее по тексту - отдел) к Территориальному управлению Росфиннадзора в РСО-Алания (далее - управление) об оспаривании представления от 21.09.2015 N 10-0618/1087. Судебный акт мотивирован тем, что представление от 21.09.2015 не нарушает прав и интересов отдела в сфере экономической деятельности, направлено на выполнение бюджетного законодательства, не возлагает на него дополнительных обязательств и не влечет негативных для него последствий. Суд исходил из того, что материалами дела подтверждены выводы управления о передаче 4-х квартир лицу, не являющемуся участником программы.
В апелляционной жалобе отдел просит отменить решение суда и удовлетворить его заявление, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, апеллянт указывает, что им не были допущены нарушения бюджетного законодательства, так по программе подлежат переселению 17 семей, ля этих семей построено 17 квартир. Для строительства данных квартир внебюджетные средства не привлекались, они построены за счет средств фонда. Подрядчик осуществил строительство 4-х квартир за свои средства, конструктивные элементы которых никакого воздействия не оказывают на остальные 17 квартир и в целом на здание. Более того подрядчиком 40,4 кв.м жилья передано безвозмездно.
Управление и третье лицо ООО "Спецтепломонтаж" в судебное заседание не явились, отзывы на жалобу не направили, извещены о судебном заседании надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствии представителей сторон.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с приказом Территориального управления Росфиннадзора в РСО-Алания от 17.07.2015 N 68 специалистами управления проведена плановая проверка соблюдения законодательства РФ при предоставлении и использовании средств государственной финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры в 2014 году, по результатам которой, с учетом выявленных нарушений, в соответствии с порядком оформления результатов проверки и реализации материалов, предусмотренным Административным регламентом исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 04.09.2007 года N 75н (далее - Административный регламент). По результатам проверки 31.07.2015 составлен акт.
21.09.2015 управлением вынесено представление N 10-06-18/1087N (далее - представление), содержащее обязательную для рассмотрения в установленный в нем срок информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, перечислены факты выявленных указанной проверкой нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, нормативного правового акта, положения которого нарушены, и требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений.
В частности, службой финансового надзора выявлены нарушения Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Адресной программы РСО-Алания "Переселение граждан их аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства РСО-Алания от 31.05.2013 N 207 и муниципальной адресной программы Алагирского района "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год", выразившиеся в передаче по акту приема - передачи от 22.09.2014 четырех квартир, созданных на основании муниципального контракта от 26.12.2013 N АЭ-ОКС-28, в собственность ООО "Спецтепломонтаж", не являющему участником программы "Переселение граждан их аварийного жилищного фонда на 2013 -2015 годы" и муниципальной адресной программы Алагирского района РСО-Алания "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год", а также в недостижении целевого показателя этапа 2013 года "Переселение из аварийного жилищного фонда общей площадью 1 733 кв.м." по состоянию на 31.12.2014.
Не согласившись с вышеназванным представлением, отдел обратилось в суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Решением Собрания представителей Алагирского района РСО-Алания от 30.05.2013 N 5-16-5 принята муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год".
Постановлением Правительства РСО-Алания от 31.05.2013 N 207 утверждена Адресная программа РСО-Алания ""Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы" (далее - программа). В соответствии с программой, общий объем финансирования программы по Алагирскому району составил 46 444 400 руб., в том числе: средства фонда - 29 808 010,13 руб., средства республиканского бюджета - 8 387 783,75 руб., средства местного бюджета - 8 248 606,12 руб. В реестр аварийных многоквартирных домов включены, в том числе семьи, проживающие по адресу: г. Алагир, ул. Ворошилова, 1 и домов N 20 и N 31, находящихся в поселке Бурон; расселяемая площадь составила 1733 кв.м., стоимость строительства многоквартирных домов - 46 444 400 руб. (1 кв.м.- 26 800 руб.).
14.06.2013 АМС Алагирского района отделу выдала разрешение N RU15501101-28 на строительство 21 - квартирного жилого дома, общей площадью 870 кв.м, по адресу: г. Алагир, микрорайон "Северный" на срок до июня 2015 года.
Согласно сводному сметному расчету стоимость строительства составила 18 407 970 руб.
В соответствии с соглашением от 22.08.2013 N 1 о долевом финансировании адресной программы, Министерство топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания и АМС Алагирского района РСО-Алания заключили соглашение о долевом финансировании региональных адресных программ. При этом Министерство обязалось предоставить на безвозвратной и безвозмездной основе финансовую поддержку в 2013 году за счет средств фонда, а АМС Алагирского района, в свою очередь, направлять средства, полученные из фонда и республиканского бюджета на реализацию адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
На основании постановления АМС Алагирского района от 06.06.2013 АМС Алагирского района (арендодатель) и отдел (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 06.06.2013 N 304. Арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 15:07:0050206:68, находящийся по адресу: г.Алагир, ул. К. Хетагурова, микрорайон "Северный" для использования под строительство микрорайона "Северный", общей площадью 20 000 кв.м. (пункт 1.1. договора). Срок договора: 10.06.2013 -10.05.2014 (пункт 2.1.договора).
13.11.2013 отдел (инвестор) и ООО "Спецтепломонтаж" (соинвестор) заключили договор инвестирования в строительство многоквартирного жилого дома в три этажа, общей площадью 889,59 кв.м. по адресу: г. Алагир, микрорайон "Северный" с использованием собственных и привлеченных средств.
26.12.2013 отдел (заказчик) и ООО "Спецтепломонтаж" (подрядчик) заключили контракт N АЭ-ОКС-28, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по строительству многоквартирного дома в г. Алагире, стоимостью 18 407 970 руб. (статьи 1 и 3 договора). В контракте не отражен адрес строящегося жилого дома, этажность, площадь объекта и количество квартир.
Дополнительным соглашением N 1 от 13.01.2014 к указанному муниципальному контракту внесены изменения о том, что общая площадь квартир составила 687 кв.м. по 26 800 руб. за 1 квадратный метр общей площади квартир.
Согласно заявкам на кассовый расход от 17.04.2014, от 25.09.2014, от 21.11.2014, от 19.12.2014 отдел перечислил на расчетный счет контрагента ООО "Спецтепломонтаж" платежи в сумме 18 407 970,62 руб. во исполнение муниципального контракта от 26.12.2013 N АЭ-ОКС-28.
То есть при проверке использования средств фонда установлено, что отделом израсходованы средства, предназначенные для реализации программы, по выполнению работ на основании муниципального контракта от 26.12.2013 N АЭ-ОКС-28.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 26 АМС Алагирского района от 19.09.2014 разрешила ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Алагир, ул. К Хетагурова, 235, общей площадью 850,7 кв.м. (21 квартиры).
22.09.2014 сторонами договора аренды от 06.06.2013 N 304 был заключен договор аренды земельного участка N 646, которым установлен срок аренды земельного участка с 01.10.2014 по 01.09.2015.
Отдел и ООО "Спецтепломонтаж" 22.09.2014 составили передаточный акт о передаче в собственность ООО "Спецтепломонтаж" 4 квартир, расположенных в многоквартирном доме N 235 по ул. К.Хетагурова в г. Алагире.
То есть, 850,7 кв.м. выстроенной площади на основании муниципального контракта распределены между гражданами, проживающими по адресу: РСО-Алания, г. Алагир, ул. Ворошилова, 1 и ООО "Спецтепломонтаж".
АМС Алагирского района РСО-Алания 14.11.2014 постановила заключить договоры социального найма и договоры мены помещений в распределяемом многоквартирном доме N 235 по ул. К.Хетагурова в г. Алагире с гражданами в количестве 17 человек (постановление N 1982).
Управление делает вывод о том, что в нарушение части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.20107 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановления Правительства РСО-Алания от 31.05.2013 N 207, решения Собрания предстателей Алагирского района РСО-Алания от 30.05.2013 N 5-16-5, отдел передал 4 квартиры, общей площадью 123,3 кв.м., предназначенные для реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годы, стоимостью 2 668 041,26 руб. в собственность ООО "Спецтепломонтаж", не являющегося участником данной программы. Кроме того, по состоянию на 31.12.2014 переселение граждан из жилых помещений аварийного жилищного фонда не было осуществлено.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что средства Фонда, средства бюджета РСО-Алания и средства бюджета Алагирского района РСО-Алания в сумме 18 407 970 руб., выделенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда Алагирского района РСО-Алания в многоквартирный дом, расположенный по адресу: РСО-Алания, г. Алагир, ул. К.Хетагурова, 235, израсходованы на строительство жилого дома, площадью 850 кв.м. Из них 724,4 кв.м. предоставлены семьям, являющимся участниками адресной программы РСО-Алания "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы", а 123,3 кв.м. ООО "Спецтепломонтаж". Обществом при исполнении обязательств подрядчика по муниципальному контракту было осуществлено строительство дополнительной жилой площади для собственных нужд, которая не была предусмотрена адресной программой. Дополнительная площадь возведена на земельном участке, не отведенном для целей осуществления строительства жилого дома на основании договора инвестирования. В соответствии с договором аренды земельного участка от 06.06.2013 N 304 и от 22.09.2014 N 646 земельные участок был предоставлен отделу (арендатору). Торги по строительству дополнительной площади не были проведены, муниципальный контракт между сторонами не заключен.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.
Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов (часть 6).
При таких обстоятельствах суд считает, что отдел в нарушение части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Адресной программы РСО-Алания "Переселение граждан их аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РСО-Алания от 31.05.2013 N 207 и муниципальной адресной программы Алагирского района "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год" передал по акту приема - передачи от 22.09.2014 четырех квартир, созданных на основании муниципального контракта от 26.12.2013 N АЭ-ОКС-28, в собственность ООО "Спецтепломонтаж", не являющему участником программы "Переселение граждан их аварийного жилищного фонда на 2013 -2015 годы и муниципальной адресной программы Алагирского района РСО-Алания "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год".
В соответствии с частью 11 статьи 16 Закона N 185-ФЗ региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе эти программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, или этапы этих программ, на реализацию которых с 1 января 2011 года до 31 декабря 2015 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении такой финансовой поддержки. Этап региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе этой программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на реализацию которого предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда в 2016 и 2017 годах, должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2017 года. При этом к указанному сроку количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в соответствии с региональными адресными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе в соответствии с региональными адресными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, и количество граждан, которым в соответствии с этими программами выплачено возмещение за изымаемые жилые помещения, в совокупности не должны быть менее чем предусмотренное этими программами на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда количество граждан, которые подлежали переселению и на переселение которых Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка, либо общая площадь аварийного жилищного фонда, из которого осуществлено переселение граждан (включая общую площадь жилых помещений, в связи с изъятием которых гражданам выплачено возмещение) в соответствии с этими программами, не должна быть меньше чем предусмотренная этими программами на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда общая площадь аварийного жилищного фонда, на переселение из которого Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка часть.
Из материалов дела следует, что во втором пункте предписания управление установило нарушения, выразившиеся в недостижении планируемого показателя реализации областной адресной Программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год". В срок установленный Программой, то есть до 31.12.2014 года отдел не осуществил переселение 40 семей проживающих в жилых помещениях общей площадью 1 733 кв.м., переселение которых обеспечено средствами Фонда.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В пункте 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" определено, что при рассмотрении споров об обоснованности выводов уполномоченных органов о неэффективном использовании бюджетных средств следует учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Из материалов дела следует, что строительство многоквартирного жилого дома в пос. Бурон Алагирского района РСО-Алания в рамках адресной программы осуществилось на основании муниципального контракта от 13.01.2014 N АЭ-ОКС-29, заключенного между отделом и ООО "Строй-Альянс". Разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома выдано 27.10.2014. Между тем, из справки стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) от 17.12.2014 на сумму 12 913 227 руб. и из счета от 29.12.2014 N23 на сумму 12 913 227 руб. следует, что строительство не было завершено и объект не был введен в эксплуатацию в установленный адресной программой срок до 31.12.2014 года. Согласно Альбому унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ", утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100, справка по форме N КС-3составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику).
Статьей 753 ГК РФ определено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При этом, в соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 г. N 100, для приемки выполненных подрядных работ применяется Акт о приемке выполненных работ КС-2.
В силу статьи 55 ГК РФ одним из оснований для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является акт приемки объекта капитального строительства, который не может быть подписан сторонами контракта при отсутствии составленного акта по форме N КС-3.
Вывод суда о том, что объект не был сдан в эксплуатацию до 31.12.2014 подтверждается также заявкой на кассовый расход от 30.01.2015 N 00000003 на сумму 5 104 655,74 руб., по которой окончательный расчет по указанному контракту отдел произвел лишь 30.01.2015.
Наряду с изложенным суд считает необходимым отметить, что при подведении итогов проверки по состоянию на 31.07.2015 документы на право проживания переселенцев из поселка Бурон и г. Алагира во вновь возведенные жилые дома не были оформлены.
То есть установленные обстоятельства объективно свидетельствуют о том, что ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не был осуществлен в установленные сроки в рамках реализации адресной программы; поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств в установленные сроки.
Установленные судом обстоятельства однозначно свидетельствуют о нарушении отделом принципа, закрепленного в статье 34 Бюджетного Кодекса РФ.
На основании части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ при установлении арбитражным судом, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признаний незаконным оспариваемого представления и удовлетворения требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами и не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.07.2016 по делу N А61-90/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-90/2016
Истец: ОКС АМС Алагирского района, ОТДЕЛА КАПИТАТЕЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Алагирского района
Ответчик: ТУ Росфиннадзора в РСО-А
Третье лицо: Территориальное управление ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ финансово-бюджетного надзора в Республике Северная Осетия-Алания