город Ростов-на-Дону |
|
21 сентября 2016 г. |
дело N А32-36257/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цушко И.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования города Краснодара на определение Арбитражного суда Краснодарского края о принятии мер по обеспечению иска от 28.07.2016 по делу N А32-36257/2014 (судья Ташу А.Х.) иска Администрации муниципального образования города Краснодара, к обществу с ограниченной ответственностью "Стар" о сносе самовольной постройки,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования города Краснодара (далее-администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Стар" (далее-общество) об обязании ответчика осуществить снос самовольно возведенного третьего этажа трехэтажного нежилого капитального строения с подвальным этажом, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Бабушкина, 206.
Обществом с ограниченной ответственностью "Стар" предъявлен встречный иск о признании права собственности на самовольное строение - третий этаж трехэтажного нежилого капитального строения с подвальным этажом площадью застройки 594,5 кв. м, общей площадью третьего этажа 428,8 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Бабушкина, 206.
Истцом подано заявление о принятии обеспечительных мер в виде:
- запрета Управлению Росреестра по Краснодарскому краю осуществлять какие-либо регистрационные действия (возникновение, переход права) с самовольно возведенным объектом строительства ориентировочной площадью застройки 650 кв.м. по адресу: г. Краснодар, ул. Бабушкина, 206;
- о запрете ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ", Краснодарскому отделению филиала ФГУП "Ростехинветаризация - Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю, ФГУП "Ростехинветаризация - Федеральное БТИ" изготовление какой-либо технической документации в отношении самовольно возведенного трехэтажного нежилого капитального строения ориентировочной площадью застройки 650 кв.м. по адресу: г. Краснодар, ул. Бабушкина, 206;
- о запрете ООО "Стар" и другим лицам производства строительных и иных работ на земельном участке на ул. Бабушкина, 206, в городе Краснодаре.
Судом первой инстанции принято определение от 28.07.2016 об отказе в принятии обеспечительных мер.
Администрация муниципального образования города Краснодара обжаловала определение суда в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель просит указанное определение отменить, и удовлетворить его заявление, ссылаясь на то, принятие обеспечительных мер будет защищать права истца в части обеспечения исполнения решения в полном объеме, а непринятие данных мер может затруднить или сделать невозможным решение суда.
В отзыве общество просит определение оставить без изменения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении судами обеспечительных мер" при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
При этом суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая данные разъяснения и оценив доводы апеллянта и обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления о принятии испрашиваемых обеспечительных мер.
Администрация, испрашивая обеспечительные меры, не обосновала их в соответствии с положениями статьи 92 АПК РФ, не представила доказательств, свидетельствующих о том, что в случае непринятия обеспечительной меры, могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 АПК РФ, а также реальной угрозы неисполнения в будущем возможного судебного акта.
Не могут служить основанием для принятия обеспечительных мер доводы администрации, имеющие предположительный характер о возможности наступления тех или иных последствий (самовольное строительство, продажа земельного участка) в отсутствие доказательств их реальности.
Само обращение с заявлением о принятии обеспечительных мер основанием для их принятия не является.
В то же время, самовольные постройки, к которым истец относит спорное строение, ни объектом права собственности, ни объектом иных вещных прав не являются, а сделки с ними запрещены в силу пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Документальных данных о том, что спорное сооружение является объектом зарегистрированных прав и, следовательно, может быть введено в гражданский оборот, истец не представил. Следовательно, обеспечительные меры в виде запрета осуществлять государственную регистрацию прав в отношении спорных объектов, не направлены на реализацию целей обеспечительных мер, предусмотренных статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку фактически не обеспечивают возможность исполнения судебного акта и не направлены на предотвращение значительных убытков администрации.
Применение обеспечительной меры в виде запрета осуществлять строительные работы на спорном земельном участке является нецелесообразным и не соразмерным заявленным исковым требованиям. В случае вывода о самовольном характере строительства вопрос о сносе строений разрешится независимо от стадии строительства в соответствии с положениями статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Истец не привел достаточных доказательств невозможности либо затруднительности исполнения в будущем принятого по существу судебного акта и причинения ему значительного ущерба. Испрашиваемые администрацией обеспечительные меры несоразмерны заявленным требованиям, поскольку изменение характеристик спорного объекта при подтверждении самовольности его возведения не изменит правовое положение данной постройки и не освободит ее владельца от обязанности осуществить снос. В то же время, признание объекта самовольной постройкой и осуществление его сноса решением суда (если такое решение состоится) повлечет только дополнительные расходы для ответчика.
Кроме того, на спорном земельном участке, кроме спорных строений, также могут располагаться и иные объекты незавершенного строительства. Запрет на осуществление строительных работ на указанном участке в целом может привести к нарушению прав ответчика.
Запрет осуществлять регистрационные действия не направлен на устранение правовой неопределенности в статусе спорного объекта, не отвечает принципу законности, нарушит баланс интересов сторон.
Кроме того, наличие государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества не исключает возможности признания такого объекта самовольной постройкой и предъявления требования о сносе (пункт 23 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения определения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют. Нарушения процессуального права, определенные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 90, 91, 184, 258, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Краснодарского края от 28.07.2016 по делу N А32-36257/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий месяца со дня принятия постановления.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36257/2014
Истец: Администрация МО г Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Ответчик: ООО "СТАР"
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14414/19
29.07.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7419/19
17.06.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36257/14
11.06.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7291/19
29.03.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2971/19
06.12.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36257/14
22.11.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36257/14
02.06.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3130/17
10.03.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-618/17
05.12.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8875/16
17.10.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36257/14
21.09.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13719/16
29.07.2016 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36257/14
12.07.2016 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11226/16
23.05.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3124/16
02.03.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13719/15
02.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9248/15
02.07.2015 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9604/15
16.06.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36257/14
03.03.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-779/15
26.12.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21777/14