город Ростов-на-Дону |
|
12 октября 2016 г. |
дело N А32-14319/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2016 по делу N А32-14319/2016,
принятое судьей Хмелевцевой А.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Абсолют Логистик"
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае,
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Абсолют Логистик" (далее - ООО "Абсолют Логистик") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае (далее - МТУ Росфиннадзора в КК) о признании незаконным и отмене постановления от 01.03.2016 N 18-04-15/1221 о привлечении ООО "Абсолют Логистик" к административной ответственности, предусмотренной частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
На основании пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере", распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.02.2016 N 153-р, приказа Минфина России от 10.02.2016 N 47 "О ликвидации территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае утратило полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 N 300 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" вышеуказанные полномочия переданы Федеральной налоговой службе России и ее территориальным органам.
Решением от 18.07.2016 суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении к административной ответственности в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей, заменив наказание на предупреждение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС по г. Новороссийску обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд необоснованно изменил административное наказание.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Абсолют Логистик" (далее - клиент) заключило договор транспортно-экспедиционного обслуживания от 05.02.2015 N 020/15 с фирмой-нерезидентом "Arkas Shipping & Transport S.A.", Турция (Экспедитор). Общая сумма договора - БС. Дата завершения обязательств по договору - 31.12.2016. Валюта по договору - Доллар США. Предмет договора: настоящий договор регулирует взаимоотношения сторон по организации и осуществлению транспортно-экспедиторского обслуживания грузов по поручению/заявке Клиента.)
По договору 12.05.2015, в уполномоченном банке - филиал N 2351 Банка ВТБ 24 общество оформило паспорт сделки от N 15020004/1623/0055/4/1 (далее - ПС).
Во исполнение условий договора 19.06.2015 нерезидентом оказаны услуги резиденту на сумму 28,00 долларов США (что подтверждается актом оказания услуг от 19.06.2015); 26.06.2015 на сумму 55,00 долларов США (что подтверждается актом оказания услуг от 26.06.2015); 30.06.2015 на сумму 110,00 долларов США (что подтверждается актом оказания услуг от 30.06.2015); 19.06.2015 на сумму 220,00 долларов США (что подтверждается актом оказания услуг от 19.06.2015); 29.06.2015 на сумму 220,00 долларов США (что подтверждается актом оказания услуг от 29.06.2015); 25.06.2015 на сумму 800,00 долларов США (что подтверждается актом оказания услуг от 25.06.2015); 24.06.2015 на сумму 1 199,99 долларов США (что подтверждается актом оказания услуг от 24.06.2015); 29.06.2015 на сумму 800,00 долларов США (что подтверждается актом оказания услуг от 29.06.2015); 29.06.2015 на сумму 981,00 доллар США (что подтверждается актом оказания услуг от 29.06.2015); 29.06.2015 на сумму 1 534,30 долларов США (что подтверждается актом оказания услуг от 29.06.2015).
Справка о подтверждающих документах, содержащая сведения о документах, подтверждающих оказание услуг, представлена ООО "Абсолют Логистик" в уполномоченный банк 23.07.2015.
Таким образом, исходя из норм, установленных пунктом 9.2.2 Инструкции N 138-И, общество нарушило установленный законодательством Российской Федерации срок представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах в банк паспорта сделки. Справку следовало представить в срок не позднее 21.07.2015, фактически она представлена 23.07.2015
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом МТУ Росфиннадзора в Краснодарском крае в отношении ООО "Абсолют Логистик" составлен протокол об административном правонарушении от 19.02.2016 N 04-08/16-82 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения 10.02.2016 телеграммы-извещения сотруднику организации.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем МТУ Росфиннадзора в Краснодарском крае вынесено постановление от 01.03.2016 N 18-04-15/1221 о привлечении ООО "Абсолют Логистик" к административной ответственности, предусмотренной частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителя общества.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закона N 173-ФЗ) устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2).
В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ).
Согласно требованиям пункта 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты, осуществляющие валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Во исполнение данных положений Центральный банк Российской Федерации утвердил Инструкцию о порядке представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением от 04.06.2012 N 138-И.
В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И (в редакции от 14.06.2013, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.10.2013, в редакции от 06.11.2014 N 343, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 23.02.2015) "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И) справка о валютных операциях, порядок, случаи и сроки представления которой установлены настоящей Инструкцией, является формой учета по валютным операциям резидентов.
Глава 9 Инструкции N 138-И устанавливает порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки.
Пункт 9.2.2 Инструкции N 138-И устанавливает иной срок предоставления резидентом в банк ПС справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов, а именно: не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждено, что обществом "Абсолют Логистик" нарушены сроки представления документов, подтверждающих валютную операцию на срок не более десяти дней.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ, является доказанным.
ООО "Абсолют Логистик", будучи резидентом РФ, как лицо, исполняющее внешнеэкономический контракт, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленного срок представления в банк подтверждающих документов, общество не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом в материалы дела не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер для соблюдения установленного срока.
Таким образом, обществом допущено виновное правонарушение по ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено. Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности признается судом апелляционной инстанции правильным.
Судом первой инстанции также сделан обоснованный вывод о необходимости изменения административного наказания на предупреждение.
В силу статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности, последние обязан учитывать.
В оспариваемом постановлении административный орган не указал на наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств, равно как и не установлено доказательств привлечения общества ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса.
При вынесении оспариваемого постановления административным органом не учтено смягчающее вину обстоятельство, а именно то, что материалы дела не содержат информации о раннем привлечении общества в течение одного года к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.
Учитывая альтернативный характер санкции части 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приняв во внимание само событие правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применении к обществу административного наказания в виде предупреждения в качестве наиболее адекватной меры правового воздействия.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для переоценки соответствующего вывода суда первой инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение от 18.07.2016 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 июля 2016 года по делу А32-14319/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14319/2016
Истец: ООО "Абсолют Логистик"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае
Третье лицо: ИФНС РФ по г. Новороссийску, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску, Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КК, Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю