г. Москва |
|
16 сентября 2016 г. |
Дело N А41-19547/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Вента-Гранд" - Филатовой Ю.А. (представителя по доверенности от 04.04.2016);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Фирсова А.В. (представителя по доверенности от 16.12.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08.07.2016 по делу N А41-19547/16, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вента-Гранд" (далее - ООО "Вента-Гранд", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями, уточненными в порядке ст.49 АПК РФ:
- признать незаконным отказ в приеме к рассмотрению заявления общества о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:1670, оформленный уведомлением от 13.01.2015 N 50-10а-10-18/16, подписанным секретарем Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Московской области
- обязать принять заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:1670 и передать его в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Московской области, созданную при управлении, для рассмотрения по существу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.07.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей общества и управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество 28.12.2015 обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением (вх. N 50-01-01-23702/15 от 28.12.2015) о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:1670 с приложением следующих документов:
- справки о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:1670;
- нотариально заверенной копии свидетельства о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070106:1670;
- отчета N ФН-1510157/1 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества - в бумажном виде;
- CD-диска с отчетом N ФН-1510157/1 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества - в электронном виде, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью;
- положительного экспертного заключения N 3782/С-15 некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации "СВОД" - в бумажном виде;
- CD-диска с положительным экспертным заключением N 3782/С-15 некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "СВОД" - в электронном виде, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью.
Уведомлением от 13.01.2016 N 50-10а-10-18/16 управление отказало в принятии к рассмотрению заявления, сославшись на статью 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии которой заявление о пересмотре кадастровой стоимости без документов, указанных в этой статье рассмотрению не принимается.
Посчитав, данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции на дату обращения общества с заявлением в Комиссию) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также, органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок создания и работы комиссии, в том числе, формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22.02.2011 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее -Порядок), комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении.
Согласно пункту 13 Порядка комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;
- отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Пункт 15 Порядка предусматривает, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Из оспариваемого уведомления следует, что возврат документов обществу осуществлен по причине того, что представленный в составе документов отчет составлен на даты, несоответствующие датам, по состоянию на которые определялась кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Полномочия секретаря Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными; на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Порядок не наделяет секретаря комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (пункты 19, 20 Порядка); несоответствие представленных документов по их содержанию заявленным требованиям может являться основанием для принятия Комиссией отказа (отклонения) заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
Из оспариваемого уведомления следует, что возврат документов обществу осуществлен по причине того, что представленный в составе документов отчет составлен на дату, несоответствующую дате по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Несоответствие представленных документов по их содержанию заявленным требованиям, может являться основанием для принятия комиссией отказа (отклонения) заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что решение управления об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, оформленное уведомлением от 13.01.2016 N 50-10а-10-18/16, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
Возражениями управления, изложенными в апелляционной жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Из доводов управления, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.07.2016 по делу N А41-19547/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19547/2016
Истец: ООО "Вента-Гранд"
Ответчик: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области
Третье лицо: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области, Управление Росреестра по МО, Управление Росреестра по Московской области