город Ростов-на-Дону |
|
23 ноября 2016 г. |
дело N А53-15811/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Стрекозова В.Е. по доверенности от 01.06.2016;
от заинтересованного лица: представитель Ефимов А.А. по доверенности от 14.09.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного акцизного таможенного поста
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 25.08.2016 по делу N А53-15811/2016
по заявлению закрытого акционерного общества "Стар-Центрум"
к заинтересованному лицу - Южному акцизному таможенному посту
о признании действий незаконными,
принятое в составе судьи Э.П. Мезиновой,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стар-Центрум" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий Южного акцизного таможенного поста (далее - таможенный орган), выразившихся в отказе в выдаче паспортов транспортных средств на транспортные средства - 8 полуприцепов автомобильных марки Кегель SN 24 Р90/1/110 Карго-Макс Плюс, идентификационные номера WKOS0002400094922,WKOS0002400094923,WKOS0002400094924,WKOS0002400094925,W KOS0002400095029,WKOS0002400095030,WKOS0002400095031,WKOS0002400095032, 2007 года выпуска, производитель Кегель (Германия), выпущенные в свободное обращение из таможенной процедуры "выпуск для внутреннего потребления" по декларациям на товары N 10313010/100315/0001532, N 10313010/100315/0001535,N10313010/050615/0004818,N10313010/050615/0004827 ,N10313010/050615/0004828,N10313010/050615/0004835,N10313010/050615/00048 39,N 10313010/050615/0004840 и обязании таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя ЗАО "Стар-Центрум" путем выдачи паспортов указанных транспортных средств.
Заявленные требования мотивированны тем, что транспортные средства выпущены в свободное обращение без установления ограничений, декларантом уплачены все таможенные пошлины и налоги. При выпуске в свободное обращение в таможенной процедуре "Выпуск для внутреннего потребления" предоставление таможенному органу Одобрения типа транспортного средства (далее - ОТТС) не требуется, так как спорные транспортные средства имеют статус товаров, бывших в употреблении, эксплуатировались в международных перевозках.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.08.2016 заявленные требования удовлетворены, действия таможни, выразившиеся в отказе в выдаче паспортов транспортных средств на транспортные средства, выпущенные в свободное обращение из таможенной процедуры "выпуск для внутреннего потребления", признаны незаконными.
Решение мотивировано тем, что при выпуске рассматриваемых транспортных средств в свободное обращение в таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления" предоставление таможенному органу одобрения типа транспортного средства не требовалось, поскольку данные транспортные средства имеют правовой статус товаров, бывших в употреблении, эксплуатировались с 2007 г. по 2015 г. в международных перевозках, были ранее зарегистрированы для участия в дорожном движении на территории других стран и на территории РФ.
Южный акцизный таможенный пост обжаловал решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.08.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна следующим. По утверждению таможенного органа, представленные обществом ОТТС не могут являться подтверждением соответствия техническому регламенту, так как срок их действия истек. Вывод о том, что, если рассматриваемые товары были выпущены Ростовской таможней в таможенном отношении согласно статье 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, то они соответствуют требованиям технического регламента, является ошибочным, поскольку допуск транспортных средств к участию в дорожном движении осуществляется в соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, утвержденным решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294, а также Техническим регламентом, принятым решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение оставить без изменения.
В судебном заседании представитель таможенного поста поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с целью осуществления своей деятельности, 20.04.2007 г. между фирмами ЛЭЙСЛЕР ХОЛДИНГЗ ЛИМИТЕД (Республика Кипр) и ЗАО "Стар-Центрум" (Россия, г. Аксай) был заключен договор международного лизинга N L-07/02. Предметом исполнения названного договора являлось приобретение лизингодателем ЛЭЙСЛЕР ХОЛДИНГЗ ЛИМИТЕД и дальнейшая передача лизингополучателю ЗАО "Стар-Центрум" транспортных средств: автомобильных тентовых полуприцепов и седельных тягачей, производства Германия. По договору международного лизинга N L-07/02, лизингополучателю ЗАО "Стар-Центрум" были переданы 10 автомобильных тентованных полуприцепов, изготовителем которых являлась фирма Кегель Фахрцегверк ГМБХ (Германия), марки Кегель SN 24 Р90/1/110 Карго-Макс Плюс, идентификационные номера WKOS0002400094922,WKOS0002400094923,WKOS0002400094924,WKOS0002400094925,W KOS0002400094926,WKOS0002400095028,WKOS0002400095029,WKOS0002400095030, WKOS0002400095031, WKOS0002400095032, 2007 года выпуска.
Передача транспортных средств (автомобильных тентованных полуприцепов) в лизинг произведена на территории продавца в Германии в г. Буртенбах. По результатам приемки сторонами были подписаны акты приема-передачи транспортных средств, принятых в лизинг от 20.08.2007 г., от 21.08.2007 г.
09.10.2012 г. между фирмами ЛЭЙСЛЕР ХОЛДИНГЗ ЛИМИТЕД (Кипр) и ЗАО "Стар-Центрум" (Россия, г. Аксай) был заключен договор выкупа предмета лизинга N 1.
Предметом исполнения названного договора являлась продажа товаров - транспортных средств; 10 автомобильных тентовых полуприцелов марки Кегель SN 24 Р90/1/110 Карго-Макс Плюс, идентификационные номера WKOS0002400094922,WKOS0002400094923,WKOS0002400094924,WKOS0002400094925,W KOS0002400094926,WKOS0002400095028,WKOS0002400095029,WKOS0002400095030,WK OS0002400095031, WKOS0002400095032, 2007 года выпуска, производитель Кегель (Германия) (п.п. 1.1 1.4., договора).
В соответствии с разделами 2, 3 договора выкупа предмета лизинга N 1, право собственности на транспортные средства (полуприцепы) перешло к покупателю ЗАО "Стар-Центрум" после подписания акта приема-передачи. Факт и дата перехода права собственности на указанные транспортные средства подтверждаются актом приема-передачи предмета лизинга в собственность от 12.10.2012 г.
В соответствии с требованиями таможенного законодательства РФ, действовавших в период времени 2007 года, товары подлежали декларированию таможенным органам РФ при их перемещении через таможенную границу и помещении под таможенную процедуру. Декларирование товаров производилось путем заявления в грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Транспортные средства ввозились ЗАО "Стар-Центрум" на таможенную территорию РФ с использованием положений Постановления Правительства РФ от 11.03.2003 г. N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта предназначенного для международных перевозок", предоставляющего льготы в отношении транспортных средств при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.
В связи с чем, все транспортные средства ЗАО "Стар-Центрум" декларировало в Ростовской таможне для целей использования только в международных перевозках и в таможенном режиме "временный ввоз".
Декларантом ЗАО "Стар-Центрум" на таможенный пост Ростовской таможни были поданы ГТД N 10313120/270807/0001085, N 10313120/070907/0001155,N10313120/091007/0001305,N10313120/051007/0001298 .
При проведении таможенного оформления транспортных средств декларант ЗАО "Стар-Центрум" заявил о предоставлении льгот на транспортные средства на основании Постановления Правительства N 147 от 11.03.2003 г.
Транспортные средства, декларируемые ЗАО "Стар-Центрум" по ГТД были выпушены Ростовской таможней условно в таможенном режиме "временный ввоз" с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин и налогов, что подтверждается ГТД (графа "Д" ГТД в виде записи "Товар выпущен условно. Допускается использование только для международных перевозок товаров"; таможенным штампом "Выпуск разрешен", графа N 36 ГТД).
Ростовской таможней был установлен срок временного ввоза транспортных средств, выпущенных на территорию РФ по ГТД до 20.04.2017 г., что подтверждается каждой ГТД (графа "А" каждой из ГТД).
В период с августа-октября 2007 г. по март-июнь 2015 г. транспортные средства эксплуатировались ЗАО "Стар-Центрум" в соответствии с целями условного выпуска, установленными таможенным органом при выпуске товаров.
В 2015 г. ЗАО "Стар-Центрум" приняло решение о выводе указанных транспортных средств из участия в международных перевозках. В связи с чем, в соответствии с требованиями таможенного законодательства, действующего на территории РФ в 2015 г. рассматриваемые транспортные средства должны были быть помещены ЗАО "Стар-Центрум" под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления", и выпущены таможенным органом РФ с уплатой всех причитающихся таможенных пошлин и налогов.
На основании статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту ТК ТС) товары подлежат декларированию таможенным органам при их помещении под таможенную процедуру. Декларирование товаров также производится путем заявления в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме, других сведений, необходимых для таможенных целей.
ЗАО "Стар-Центрум" производило помещение транспортных средств (8 автомобильных полуприцепов бортовых тентованных) в таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" в Ростовской таможне.
С целью оформления соответствующей таможенной процедуры, ЗАО "Стар-Центрум" были поданы 8 деклараций на товары: N 10313010/100315/0001532, N 10313010/100315/0001535,N10313010/050615/0004818,N10313010/050615/0004827 ,N10313010/050615/0004828,N10313010/050615/0004835,N10313010/050615/00048 39,N 10313010/100315/0004840.
Одновременно с каждой ДТ для подтверждения заявленных сведений о транспортном средстве, декларантом ЗАО "Стар-Центрум" в таможенный орган были представлены все обязательные документы, необходимые для выпуска товара в таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления" и предусмотренные статьями 183, 184, 209 - 211 ТК ТС. Указанные обстоятельства подтверждаются описью документов к каждой из 8 ДТ, самими ДТ (графа 44 "представленные документы" каждой из 8 ДТ).
Согласно статьям 75, 76, 80 ТК ТС таможенные платежи по каждой ДТ за каждое транспортное средство, декларируемое в таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления", были оплачены ЗАО "Стар-Центрум" в полном объеме, данные факты подтверждаются декларациями на товары (графа 47 "исчисление таможенных пошлин и сборов", пункт "В подробности подсчета") и платежными поручениями ЗАО "Стар-Центрум" N 000154 от 06.03.2015 г., N 000155 от 06.03.2015 г., N 306 от 04.06.2015 г., N 307 от 04.06.2015 г.
10.03.2015 г. транспортные средства: "полуприцеп автомобильный, марки Кегель SN 24 Р90/1/110 Карго-Макс Плюс, идентификационный номер WKOS0002400095032, 2007 года выпуска, тип кузова бортовой тентованный, производитель "Кегель" Германия, помещённое под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10313010/100315/0001532; и "полуприцеп автомобильный, марки Кегель SN 24 Р90/1/110 Карго-Макс Плюс, идентификационный номер WKOS0002400094922, 2007 года выпуска, тип кузова бортовой тентованный, производитель "Кегель" Германия, помещённое под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10313010/100315/0001535; были выпушены Ростовской таможней в заявленной таможенной процедуре, что подтверждается таможенным штампом "Выпуск разрешен" N 369 на соответствующих ДТ, графой "С" самими указанными ДТ.
05.06.2015 г. транспортные средства: "полуприцеп автомобильный, марки Кегель SN 24 Р90/1/110 Карго-Макс Плюс, идентификационный номер WKOS0002400094923, 2007 года выпуска, тип кузова бортовой тентованный, производитель "Кегель" Германия - помещённое под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего.потребления" по ДТ N 10313010/050615/0004818; "полуприцеп автомобильный, марки Кегель SN 24 Р90/1/110 Карго-Макс Плюс, идентификационный номер WKOS0002400094924, 2007 года выпуска, тип кузова бортовой тентованный, производитель "Кегель" Германия, помещённое под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10313010/050615/0004827; "полуприцеп автомобильный, марки Кегель SN 24 Р90/1/110 Карго-Макс Плюс, идентификационный номер WKOS0002400095925, 2007 года выпуска, тип кузова бортовой тентованный, производитель "Кегель" Германия, помещённое под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10313010/050615/0004828; "полуприцеп автомобильный, марки Кегель SN 24 Р90/1/110 Карго-Макс Плюс, идентификационный номер WKOS0002400095030, 2007 года выпуска, тип кузова бортовой тентованный, производитель "Кегель" Германия, помещённое под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10313010/050615/0004835; "полуприцеп автомобильный, марки Кегель SN 24 Р90/1/110 Карго-Макс Плюс, идентификационный номер WKOS0002400095031, 2007 года выпуска, тип кузова бортовой тентованный, производитель "Кегель" Германия, помещенное под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10313010/050615/0004839; "полуприцеп автомобильный, марки Кегель SN 24 Р90/1/110 Карго-Макс Плюс, идентификационный номер WKOS0002400095029, 2007 года выпуска, тип кузова бортовой тентованный, производитель "Кегель" Германия, помещённое под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10313010/050615/0004840; были выпущены Ростовской таможней в заявленной таможенной процедуре, что подтверждается таможенным штампом "выпуск разрешен" N 369 на соответствующих ДТ, графой "С" каждой ДТ.
Задолженности у ЗАО "Стар-Центрум" перед Ростовской таможней по уплате таможенных платежей за транспортные средства (8 автомобильных полуприцепов бортовых тентованных) выпущенные Ростовской таможней в свободное обращение на территории РФ по рассматриваемым декларациям не возникло.
С целью принятия участия в дорожном движении на территории РФ рассматриваемых транспортных средств, после их выпуска таможенным органом в свободное обращение, необходимо получение собственниками паспортов транспортных средств. В рассматриваемом случае паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами, уполномоченными ФТС России. В зоне деятельности Ростовской таможни таким таможенным органом является Южный акцизный таможенный пост.
ЗАО "Стар-Центрум" обратилось на Южный акцизный таможенный пост с целью получения паспортов на рассматриваемые транспортные средства. Указанный факт подтверждается письмами ЗАО "Стар-Центрум" исх.N 16/2/29-1 - 16/2/29-8 от 29.02.2016 г. К письмам ЗАО "Стар-Центрум" приложило соответствующие каждому транспортному средству копии документов (грузовую таможенную декларацию, свидетельствующую о выпуске в режиме временный ввоз с предоставлением льготы, декларацию на товары, свидетельствующую о выпуске в таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления" с уплатой таможенных пошлин и налогов, свидетельство о регистрации транспортного средства, одобрение типа транспортного средства, действующее, на момент, ввоза соответствующего транспортного средства на территорию РФ, договор купли-продажи N 1 от 09.10.2012 г., акт приема-передачи от 12.10.2012 г. к договору купли-продажи N 1 от 09.10.2012 г., и другие).
21.03.2016 г. Южный акцизный пост отказал ЗАО "Стар-Центрум" в выдаче паспортов на данные транспортные средства (8 автомобильных полуприцепов бортовых тентованных), мотивировав своё решение тем, что ЗАО "Стар-Центрум" не предоставило в таможенный орган действующие одобрения типа транспортных средств на транспортные средства. Свой отказ Южный акцизный таможенный пост оформил в виде письма исх.N 48-01-07/0425 от 21.03.2016 г.
Общество, полагая незаконным отказ таможни в выдаче паспортов транспортных средств, обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 наличие паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении. В соответствии с пунктом 2 данного постановления паспорта транспортных средств выдаются, в том числе, и таможенными органами Российской Федерации на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации.
Совместным приказом МВД России, Минпромэнерго Российской Федерации и Минэкономразвития Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - положение).
В соответствии с нормами указанного положения паспорта транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 57 Положения паспорта выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуске для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.
При этом выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии Одобрений и Заключений заявлений на выдачу паспорта (если не производится таможенное оформление), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
Таким образом, паспорт транспортного средства (ПТС) является документом регистрационного учета, в который вносятся сведения о транспортном средстве и его собственнике. ПТС выдается таможенными органами на автомобили, выпускаемые в свободное обращение на территории Российской Федерации с целью повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.
С 01.07.2010 в Российской Федерации применяется договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, утвержденный решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48 и ратифицированный Российской Федерации Федеральным законом от 02.06.2010 N 114-ФЗ.
Статья 1 Таможенного кодекса Таможенного союза содержит определение таможенного регулирования в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз), под которым понимается правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Согласно статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза при декларировании товаров среди прочих документов декларант представляет разрешение, лицензию, сертификат и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством государств членов Таможенного союза.
В соответствии с требованиями статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза товар выпускается таможенным органом, в частности, если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза или в соответствии с международными договорами.
Таким образом, выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение соответствующих ограничений.
Как верно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае таможня, установив выполнение обществом обязательств по представлению необходимой и достаточной документации для соблюдения ограничений, осуществила выпуск ТС в таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления".
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации от 01.04.1998 N 19 (в редакции Изменения N 1, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 N 3453), установлено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной оценке соответствия в форме "Одобрения типа транспортного средства", а составные части их конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств - обязательной сертификации либо (в оговоренных случаях) - декларированию соответствия в целях: обеспечения безопасности дорожного движения; создания условий деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле; содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя; контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества (часть 2 главы 1 Правил).
Одобрение типа транспортного средства является основанием для ввоза импортируемых транспортных средств на территорию Российской Федерации (пункт 2.7 части 2 главы 2 Правил). По своему правовому характеру Одобрение типа транспортного средства является сертификатом соответствия, выдаваемым органами по сертификации на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в целях соблюдения ограничений общество представило в таможенный орган Одобрения типа транспортного средства N РОСС DE MT02 Е04423 сроком действия до 18.10.2008 (том 1 л.д. 44-52).
Следовательно, все документы, предусмотренные статьями 195, 210 Таможенного кодекса Таможенного союза, необходимые для выпуска транспортных средств в свободное обращение, были предоставлены таможенному органу на стадии таможенного оформления. Тем самым таможенный орган признал законным помещение спорных товаров (8 автомобильных полуприцепов бортовых тентованных) в таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления". В связи с этим товары были выпущены в свободное обращение в соответствии с содержанием таможенной процедуры "выпуск для внутреннего потребления" (статья 209 Таможенного кодекса Таможенного союза), что означает возможность нахождения и использования транспортных средств с момента их выпуска на таможенной территории таможенного союза без ограничений.
Согласно материалам дела, все транспортные средства были выпущены Ростовской таможней в таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления", то есть в свободное обращение на территории РФ, без выдачи ПТС. Таможенные пошлины и налоги уплачены обществом. Документы, подтверждающие эти факты, представлены заявителем Южному акцизному таможенному посту.
Довод Южного акцизного таможенного поста о том, что на момент предъявления ОТТС в Южный акцизный таможенный пост уже истекли сроки их действия, отклоняется судебной коллегией.
Тот факт, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, создан специальный таможенный пост по выдаче паспортов транспортных средств, само по себе не свидетельствует о том, что декларант для завершения процедуры таможенного оформления транспортных средств, ранее выпущенных в свободное обращение на территории Российской Федерации по таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления", обязан один и тот же документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений, повторно представить в таможенный орган.
На момент представления вышеназванных Одобрений типа транспортного средства в Ростовскую таможню при таможенном оформлении транспортных средств и их "выпуска для внутреннего потребления" указанные документы были действительны, выданы уполномоченным органом и оформлены в установленном порядке.
В соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров предусматривает действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры (пункт 5 части 1 статьи 4).
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорные транспортные средства на момент их выпуска в свободное обращение являлись товарами, бывшими в употреблении и выпущенными в свободное обращение на территории Российской Федерации, эксплуатировались в международных перевозках с 2007 по 2015 гг. При ввозе транспортных средств (8 автомобильных полуприцепов) на территорию Российской Федерации в 2007 г. общество получило на все ввозимые транспортные средства Одобрение типа транспортного средства. Указанные документы предоставлялись в таможенный орган с грузовыми таможенными декларациями N 10313120/270807/0001085,N10313120/070907/0001155,N10313120/091007/0001305 ,N10313120/051007/0001298. Транспортные средства были выпущены таможенным органом в режиме временного ввоза с целью их эксплуатации только в международных перевозках.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза.
Положение применяется к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которых при их таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенному органу подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие таких товаров обязательным требованиям (пункт 2).
Указанное Положение определяет документы, удостоверяющие соответствие товаров обязательным требованиям, это: документ об оценке, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза; сертификат соответствия или декларацию соответствия, оформленных по единой форме Таможенного союза; сертификат соответствия, декларацию о соответствии, предусмотренные законодательством государства члена Таможенного союза, на территории которого товар помещается под таможенные процедуры (пункт 3).
В соответствии с требованиями Положения о порядке ввоза документы, удостоверяющие соответствие товаров обязательным требованиям, предоставляются одновременно с товарами, помещаемыми под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" (часть "а" пункт 4), за исключением товаров бывших в употреблении, эксплуатации (часть "а" пункт 5).
Из Положения о порядке ввоза следует, что оно исключает предоставление документов, удостоверяющих соответствие товаров обязательным требованиям, на товары, бывшие в употреблении, в эксплуатации при помещении их, в том числе, под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления".
Следовательно, документы, удостоверяющие соответствие товаров обязательным требованиям, не предоставляются таможенным органам при помещении товаров под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" на товары, бывшие е употреблении, эксплуатации.
Вводная часть главы II вышеназванных Правил по проведению работ в системе сертификации устанавливает, что настоящий порядок не распространяется на транспортные средства, условия регистрации и допуска к эксплуатации которых регламентируются другими действующими нормативными правовыми актами, в том числе, на транспортные средства бывшие в эксплуатации (в употреблении), то есть ранее зарегистрированные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации или территории других стран.
Согласно пункту 8 письма Госстандарта Российской Федерации от 15.12.2003 N МГ-110-25/5036 "О новой редакции Комментария к Списку товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации" с учетом писем Федеральной таможенной службы от 20.11.2007 N 01-06/43797 и от 19.01.2009 N 01-11/1605 "Об изменениях в Список товаров", сертификация товаров, бывших в употреблении, в Системе сертификации ГОСТ Р не предусмотрена.
В письме ФТС от 19.02.2007 N 01-06/5905 дано разъяснение по вопросу предоставления при таможенном оформлении транспортных средств Одобрения типа транспортного средства. Таможенное оформление и выпуск новой автомобильной техники, ввозимой юридическими и физическими лицами не для личных целей, производится при одновременном представлении с таможенной декларацией одобрения типа транспортного средства, в котором отражена информация об экологическом классе автотранспортного средства.
В остальных случаях при таможенном оформлении ввозимой автомобильной техники (новой или бывшей в эксплуатации, российской или иностранной, раритетной или обращенной в федеральную собственность, ввозимой физическими или юридическими лицами, беженцами или лицами, переселяющимися на постоянное место жительства) представление документов, подтверждающих соблюдение регламента, не требуется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отклонил довод таможни о необходимости применения с 01.01.2015 года Технического регламента, принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что после выпуска рассматриваемых транспортных средств в свободное обращение по таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления", повторное предоставление Южному акцизному таможенному посту Одобрений типа транспортного средства не требовалось. Данные транспортные средства имеют правовой статус товаров, бывших в употреблении, эксплуатировались с 2007 г. по 2015 г. в международных перевозках, были ранее зарегистрированы для участия в дорожном движении на территории других стран и на территории Российской Федерации.
Южный акцизный таможенный пост с учетом пункта 8 статьи 11 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в том числе с помощью применения современных информационных коммуникационных технологий вправе был самостоятельно запрашивать сведения из Ростовской таможни о представленных обществом Одобрений типа транспортных средств на транспортные средства (10 седельных тягачей и 10 полуприцепов с бортовой платформой).
Поскольку на момент представления указанные Одобрения типа транспортных средств были действующими, то у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче паспортов транспортных средств.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенного, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права и фактически направлены на переоценку обстоятельств, рассмотренных в рамках данного дела.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.08.2016 по делу N А53-15811/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15811/2016
Истец: ЗАО "СТАР-ЦЕНТРУМ"
Ответчик: Южный акцизный таможенный пост, Южный акцизный таможенный пост (со статусом юридического лица)