Требование: о взыскании долга и пени по договору аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
20 апреля 2016 г. |
Дело N А41-93616/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Боровиковой С.В., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от истца, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от ответчика, ООО "Рантект-МФД": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Рантект-МФД" на решение Арбитражного суда Московской области от 21 января 2016 года по делу N А41-93616/15, принятое судьей Федулиной Л.В., по иску КУМИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области к ООО "Рантект-МФД" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Рантект-МФД" (далее - ответчик) со следующими требованиями: - взыскать с ООО "Рантект-МФД" в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области задолженность по арендной плате по договору аренды N 2383 от 10.12.2008 г. за период с 01.01.2014 по 31.03.2015 в сумме 3 436 331,99 руб., а также пени за период с 01.01.2014 по 31.03.2015 в сумме 873 923,46 руб., а всего 4 310 255,45 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 января 2016 года по делу N А41-93616/15 с ООО "Рантект-МФД" в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области взыскана задолженность по арендной плате по договору аренды N 2383 от 10.12.2008 г. за период с 01.01.2014 по 31.03.2015 в сумме 3 436 331,99 руб., а также пени за период с 01.01.2014 по 31.03.2015 в сумме 873 923,46 руб., а всего 4 310 255,45 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Рантект-МФД" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
10.12.2008 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (арендодатель) и ООО "Рантект-МФД" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 2383.
В соответствии с условиями договора аренды арендатор принял в аренду земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, общей площадью 2180 кв.м, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 50:20:0030102:43, расположенный по адресу: Московская обл., г.Одинцово, мкр.N 2, д.5/2, для жилищного строительства. Договор аренды заключен сроком на 3 года: с 15.12.2008 по 14.12.2011.
Согласно приложению N 2 к договору размер арендной платы определяется в соответствии с абзацем 1 пункта 13.1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" и на момент подписания договора составлял 145 388,13 в квартал.
Пунктом 3.5 договора установлено, что размер арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в случае изменения административно-территориального устройства Московской области, изменения базового размера арендной платы и коэффициентов к ним, перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка в установленном порядке, без согласования с арендатором.
Исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании письменного уведомления, направленного арендодателем по адресу арендатора, указанному в договоре.
Стороны считают размер арендной платы измененным со дня введения нового базового размера арендной платы, коэффициентов к базовым размерам арендной платы, а также с даты принятия распорядительного акта об изменении административно-территориального устройства Московской области, об изменении категории, вида разрешенного использования участка, если законодательством Московской области не предусмотрено иное.
12.11.2011 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области и ООО "Рантект-МФД" подписано дополнительное соглашение к договору аренды от 10.12.2008 N 2383, в соответствии с которым размер арендной платы с 01.01.2011 установлен в сумме 155 772, 99 в квартал.
03.08.2011 стороны подписали дополнительное соглашение к договору аренды, согласно которому срок действия договора продлен до 14.12.2017.
Законом Московской области от 02.10.2013 N 116/2013-ОЗ в Закон Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" были внесены изменения. В частности, пункт 13.1 статьи 14 был признан утратившим силу. В связи с чем, по мнению истца, данные изменения подлежали применению для определения арендной платы с 01.01.2013.
На основании указанных норм права Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области произвел перерасчет арендной платы по договору аренды от 10.12.2008 N 2383, установив, что с 01.01.2014 она составляет 686 029, 78 руб. в квартал.
Уведомлением N 7.1.18/892/2 истец уведомил ООО "Рантект-МФД" об изменении размера арендной платы с 01.01.2014.
В связи с неисполнением ответчиком договорных обязательств в части полного и своевременного внесения арендной платы в период с 01.01.2013 по 31.12.2015, Комитет обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика образовавшейся задолженности по арендной плате.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о взыскании с ООО "Рантект-МФД" задолженности по арендной плате за период с 01.01.2014 по 31.03.2015, пеней за период с 01.01.2014 по 31.03.2015 в заявленных суммах в связи со следующим.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Частью 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен статьей 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
На основании изложенного Комитет правомерно при расчете размера арендной платы комитет руководствовался Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" в редакции Закона Московской области от 02.10.2013 N 116/2013-ОЗ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о взыскании с ООО "Рантект-МФД" задолженности по арендной плате в размере 3 436 331,99 руб.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на неприменение судом первой инстанции принципа учета необходимости поддержки социального значимой деятельности не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, так как не прекращает его обязательств по оплате долга на основании Главы 26 ГК РФ.
Пунктом 5.2 договора аренды, статьей 330 ГК РФ и статьей 15 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" предусмотрена необходимость начисления пеней на несвоевременно уплаченную арендную плату.
Проверив расчет суммы пеней за период с 01.01.2014 по 31.03.2015 в размере 0,05% от суммы задолженности, представленный Комитетом, апелляционный суд находит его правильным, соответствующим Закону Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о взыскании с ООО "Рантект-МФД" в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области пеней за период с 01.01.2014 по 31.03.2015 в сумме 873 923,46 руб.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы ООО "Рантект-МФД", считает ее основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.01.2016 года по делу N А41-93616/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-93616/2015
Истец: КУМИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
Ответчик: ООО "Рантект-МФД"
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ