Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
21 октября 2016 г. |
Дело N А41-27366/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Мальцева С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "МЕГА-ТРАНС": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от административного органа по делу - Министерства транспорта Московской области в лице Управления регионального административно-транспортного контроля территориального отдела N 8: Рем Е.А. по доверенности от 13.01.2016,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-27366/16 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕГА-ТРАНС" к Министерству транспорта Московской области в лице Управления регионального административно-транспортного контроля территориального отдела N 8 о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МЕГА-ТРАНС" (далее - заявитель, Общество, ООО "МЕГА-ТРАНС") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному отделу N 8 Управления регионального административно-транспортного контроля Министерства транспорта Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2016 50 АА N 017122/8-104/2016, по делу об административном правонарушении, предусмотренным статьей 10.3 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и электрическом транспорте в Московской области" (далее - Закон N 170/2006-ОЗ).
Решением Арбитражный суд Московской области от 05.08.2016 постановление министерства признано неподлежащим исполнению.
Не согласившись с решением суда, министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Определением от 19.09.2016 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела судом первой инстанции.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ООО "МЕГА-ТРАНС", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель министерства в судебном заседании против доводов заявления возражал, просил в его удовлетворении отказать.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя министерства, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.03.2016 при проведении мониторинга административным органом было выявлено, что Общество произвело выпуск на маршрут регулярных перевозок N 1161 "м. Молодежная-Западное Кунцево" транспортное средство марки "Фольксваген", государственный номер А 289 МЕ 750, не оборудованное терминалом, обеспечивающим пассажирам возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты, что является нарушением требований Закона Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-О "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области".
21.03.2016 по факту выявленных нарушений административным органом в отношении Общества составлен протокол 50 АА N 020142/8-104/2016 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.3 Закона N 170/2006-ОЗ.
04.04.2016 по результатам рассмотрения административных материалов, уполномоченным должностным административного органа в отношении Общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении 50 АА N 017122/8-104/2016 и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявление общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 10.3 Закона об ответственности предусмотрена административная ответственность за нарушение требования к смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, если начальный остановочный пункт находится на территории Московской области, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, установленного статьей 14.1 Закона Московской области N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области".
В силу части 2 статьи 12 Закона об организации транспортного обслуживания перевозчик пассажиров обязан: выполнять перевозки пассажиров в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, условиями заключенных договоров; соблюдать требования иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
В соответствии со статьей 14.1 Закона об организации транспортного обслуживания на смежных межрегиональных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, если начальный остановочный пункт находится на территории Московской области, муниципальных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, должна быть обеспечена возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты.
Согласно статье 5 Закон об организации транспортного обслуживания правительство Московской области в пределах своей компетенции регулирует вопросы организации транспортного обслуживания населения на межсубъектных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам (пригородного и межмуниципального сообщения).
В соответствии с Законом об организации транспортного обслуживания и постановлением Правительства Московской области от 27.09.2013 N 778/40 "О создании системы обеспечения безналичной оплаты проезда Московской области "Единый транспортный билет Московской области" Правительство Московской области постановлением от 10.09.2014 N 727/36 утвердило Порядок функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок (далее - Порядок, Порядок функционирования системы).
Порядком определены правила и условия взаимодействия сторон, возникающие при осуществлении оплаты проезда на общественном транспорте в Московской области по маршрутам регулярных перевозок по тарифам, утверждаемым Правительством Московской области и самими перевозчиками, с использованием электронных средств платежа, регулирует вопросы формирования, использования и прекращения действия приобретаемых с их помощью билетов в электронном виде.
Под системой обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок (далее - система) в Порядке понимается технологический комплекс, обеспечивающий возможность использования электронных средств платежа для оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области (далее - проезд на общественном транспорте), осуществления безналичных расчетов, учета проданных билетов и совершенных поездок, в том числе в целях обеспечения удобства оплаты проезда на общественном транспорте; обеспечения денежных выплат перевозчикам за фактический объем оказанных услуг по перевозке пассажиров и багажа; снижения доли наличных средств в обороте перевозчиков и расходов на их инкассацию.
В состав участников названной системы входят, в том числе: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выполнение перевозок пассажиров и багажа на маршрутах регулярных перевозок Московской области по регулируемым тарифам, утверждаемым Правительством Московской области, и нерегулируемым тарифам, утверждаемым самими перевозчиками (далее - перевозчики).
Все участники системы подключаются к ней за счет собственных средств на основе утвержденных Министерством транспорта Московской области и Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области технических условий подключения к системе и протоколов обмена данными с ее использованием.
В рамках созданной системы пользователям обеспечиваются возможности безналичной оплаты проезда на общественном транспорте Московской области, в том числе, оплата проезда с использованием единой транспортной карты.
Перевозчики имеют право добровольно стать участниками системы, путем заключения договора с оператором системы, приняв на себя с момента вступления в силу названных договоров обязательства, в том числе:
- обеспечить за свой счет подключение к системе в соответствии с техническими условиями и обучение сотрудников ее использованию;
- обеспечить установку и функционирование на всех транспортных средствах, используемых для перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, терминалов оплаты за свой счет или за счет средств оператора системы в соответствии с условиями заключенных с ним договоров;
- предоставить пользователям на всех транспортных средствах перевозчиков, используемых для перевозки пассажиров и багажа на маршрутах регулярных перевозок Московской области, возможность приобретения единых транспортных карт, а также использования для оплаты проезда разрешенных в рамках системы электронных средств платежа;
- использовать для проведения операций с использованием электронных средств платежа только исправные терминалы оплаты, соответствующие установленным техническим требованиям, и обеспечивать их надлежащее техническое обслуживание.
В соответствии с Порядком функционирования системы Единая транспортная карта и ее приложение на банковской транспортной карте принимаются для оплаты проезда на общественном транспорте по маршрутам регулярных перевозок всеми перевозчиками в соответствии с Законом об организации транспортного обслуживания.
В качестве правонарушения обществу вменено отсутствие в транспортном средстве, эксплуатируемом обществом для перевозки пассажиров по регулярному маршруту, терминала, обеспечивающего безналичную оплату проезда с использованием единой транспортной карты.
Состав и событие вмененного обществу правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Апелляционный суд отклоняет довод общества о нарушении министерством требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц) как несоответствующий действительности.
В силу пункта 3 статьи 1 Закона о защите прав юридических лиц его положения не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рассматриваемом случае факт правонарушения выявлен при проведении мониторинга маршрута N 1161, что не требовало какого-либо взаимодействия сотрудником Минтранса Московской области с обществом, какие-либо обязанности по предоставлению информации и исполнению требований на него не возлагались.
Таким образом, положения Закона о защите прав юридических лиц к действиям министерства в данном случае по проведению мониторинга на маршруте перевозок не применимы.
Доводы общества о том, что в действиях общества отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, поскольку начальный остановочный пункт находится на территории Москвы является несостоятельны. Маршрут N 1161 "м. Молодежная - ЖК Западное Кунцево" является смежным межрегиональным маршрутом, начальный остановочный пункт которого находится на территории Московской области в ЖК "Западное Кунцево". Фактически движение транспортных средств осуществляется с 05.00 до 06.00 ежедневно от остановочного пункта ЖК "Западное Кунцево".
Ссылка общества о том, что общество осуществляет перевозку пассажиров на основании заключенного договора от 20.03.2007 N МТ-Д/07-038, по условиям которого на общество не возложена обязанность установки специального оборудования для безналичной оплаты проезда и провоза багажа на маршруте, не принимается апелляционным судом, поскольку наличие договорных отношений и отсутствие в нем указанной обязанности не освобождает общество от соблюдения публичных требований законодательства, распространяющихся на деятельность, осуществляемую обществом по перевозке пассажиров.
Довод общества о том, что в протоколах об административном правонарушении и постановлениях о привлечении общества к административной ответственности не содержат ссылок на норму законодательства, несоблюдение которой влечет привлечение к ответственности по статье 10.3 Закона об ответственности, является несостоятельным, поскольку как в протоколах об административных правонарушениях, так и в постановлениях о привлечении общества к административной ответственности министерством сделана ссылка на несоблюдение обществом статьи 14.1 Закона об организации транспортного обслуживания.
Довод общества о том, что в адрес общества не направлялись протоколы об административных правонарушениях, в связи с чем министерством нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности, поскольку общество лишено было права на ознакомление с ним, также подлежит отклонению, поскольку общество не лишено было возможности ознакомится с материалами административного дела непосредственно в здании министерства при рассмотрении дела об административном правонарушении, заявить в связи с этим ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, однако этого не сделало. При этом доказательств того, что министерство чинило препятствия обществу в ознакомлении с материалами административного дела, суду не представлено.
Довод общества об отсутствии полномочий у территориального отдела N 8 Управления регионального административно-транспортного контроля Министерства на вынесение оспариваемых постановлений отклоняется как основанный на неправильном понимании и применении норм права.
Закон об ответственности (Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ), которым предусмотрена административная ответственность за нарушение требования к смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, если начальный остановочный пункт находится на территории Московской области, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, установленного статьей 14.1 Закона Московской области N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" (статья 10.3 Закона об ответственности), утратил силу 01.07.2016.
Между тем с этой же даты введен в действие Закон Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", которым установлена та же ответственность - за нарушение требования к межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, установленного статьей 14.1 Закона Московской области N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" (статья 8.4 данного Кодекса).
При этом, чт. 10.3 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Московской области" было предусмотрено, что нарушение требования к смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, если начальный остановочный пункт находится на территории Московской области, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, установленного статьей 14.1 Закона Московской области N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В свою очередь, ст. 8.4 Кодекса Московской области об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение требования к межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, установленного статьей 14.1 Закона Московской области N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции ответственность за указанное правонарушение не устранена и не смягчена, в связи с чем основания для признании оспариваемых постановлений не подлежащими исполнению отсутствовали.
Требования КоАП РФ к порядку, назначению наказания и сроку давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.08.2016 по делу N А41-27366/16 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
С.В. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27366/2016
Истец: ООО "МЕГА-ТРАНС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТРАНСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ N 8
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТРАНСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ N 8