Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2017 г. N Ф08-497/17 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
02 ноября 2016 г. |
дело N А53-3729/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Герасименко А.Н., Емельянова Д.В.
при ведении протокола судебного заседания Баевой А.П.
при участии:
от ООО "Медицинская научно-производственная фирма "АВИЦЕННА": представитель Стадниченко А.Н. по доверенности от 03.03.2016, директор Артеменко М.М., лично, по паспорту,
от АО " Страховая компания "Согаз-Мед": представитель Соколова И.В. по доверенности от 14.01.2015.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "АВИЦЕННА"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.06.2016 по делу N А53-3729/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма "АВИЦЕННА"
к акционерному обществу " Страховая компания "Согаз-Мед"
при участии третьего лица: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Казаченко Г.Б.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская научно-производственная фирма" "АВИЦЕННА" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Страховая компания" "СОГАЗ-МЕД" о взыскании задолженности по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному страхованию N N ГМф-20-02-20/210/2 от 01.01.2013 (в редакции доп. соглашений) в размере 895 711,87 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.06.2016 г. в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что АО "СК "СОГАЗ-МЕД" произвело в полном объеме оплату за счет целевых средств обязательного медицинского страхования медицинскую помощь, оказанную в пределах объемов медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.
ООО "МЕДИЦИНСКАЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "АВИЦЕННА" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учел, что исполнение бюджета территориального фонда ОМС не может быть безусловным обстоятельством, означающим невозможность исполнения обязательств по выделению медучреждению средств ОМС. Превышение фактических расходов над запланированными на соответствующий отчетный период не является основанием для отнесения разницы на финансовые результаты деятельности медучреждения. Судом не учтено, что количество застрахованных лиц, обратившихся за медицинской помощью в 2015 году, существенно увеличилось. Неоднократные обращения ООО "МНПФ "Авиценна" в Комиссию по разработке территориальной программы ОМС привели лишь к частичному удовлетворению ее запросов. В распоряжении страховой медицинской организации АО "СК "СОГАЗ-Мед" имелись денежные средства, достаточные для оплаты всех счетов ООО МНПФ "Авиценна", предъявленных к оплате по результатам оказания медицинской помощи по территориальной программе ОМС. Кроме того, ООО МНПФ "Авиценна" вправе самостоятельно выбирать способы зашиты своих нарушенных прав.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "СК "СОГАЗ-МЕД", Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.01.2013 между АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (страховая медицинская организация) и ООО "МНПФ "Авиценна" (организация) заключен договор N ГМф-20-02-20/210/2 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию,по условиям договора организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), а страховая медицинская организация - оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС (пункт 1 договора).
Согласно пункту 3.1. договора организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании договора в соответствии с установленными тарифами.
В силу пунктов 4.1. - 4.7. договора Страховая медицинская организация обязалась:
- оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (Приложение N 1 к договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (Тарифы) в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования (Территориальный фонд) путем перечисления указанных средств на расчетный счет Организации на основании предъявленных Организацией счетов и реестров счетов, до 30 числа каждого месяца включительно ( в редакции доп. соглашения от 24.02.2014 г.);
- аванс на январь 2016 г. в размере средств, указанной в заявке на авансирование, направить в организацию в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования (в редакции доп. соглашения от 11.01.2016 г.);
- проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в Организации в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов и сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (Порядок организации контроля), устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (Федеральный фонд) в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Федерального закона, и передавать акты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, содержащие результаты контроля, в Организацию, в сроки, определенные порядком организации контроля;
- обеспечивать Организацию информационным материалом (брошюрами, листовками, памятками) о правах граждан в сфере обязательного медицинского страхования, информационными стендами с плакатами и/или информацией о предоставляемых видах и объемах медицинской помощи, условиях ее получения в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования;
- проводить ежемесячно, на 1 число месяца, следующего за отчетным, а также ежегодно по состоянию на конец финансового года, сверку расчетов с Организацией, по результатам которой составляется акт о принятии к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь, подтверждающий сумму окончательного расчета между сторонами и содержащий сведения, предусмотренные правилами обязательного медицинского страхования;
- осуществлять информационный обмен сведениями о застрахованных лицах и оказанной медицинской помощи в соответствии с общими принципами построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденными Федеральным фондом согласно пункту 8 части 8 статьи 33 Федерального закона;
- выполнять иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом и настоящим договором.
Пунктами 5.1. - 5.17. договора Организация обязана:
- обеспечить застрахованным лицам реализацию права на выбор медицинской организации и врача в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- бесплатно оказывать застрахованным лицам при наступлении страхового случая медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, перечень видов которой содержится в сведениях, представляемых в соответствии с пунктом 5.15 настоящего договора;
- предоставлять застрахованным лицам сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, показателях доступности и качества медицинской помощи и информацию, получаемую от страховой медицинской организации в соответствии с пунктом 4.4 настоящего договора;
- представлять страховой медицинской организации сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, изменении видов, объемов, плановых и фактических сроков оказания медицинской помощи в течение трех рабочих дней с даты изменения, о застрахованном лице и оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (медицинскую, учетно-отчетную документацию, результаты внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской помощи при наличии), подписанные акты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи в сроки, определенные порядком организации контроля, а также показателях доступности и качества медицинской помощи, в том числе информацию о сроках ожидания медицинской помощи в Организации;
- направлять в страховую медицинскую организацию в срок до десятого числа текущего месяца Заявку на авансирование в размере до 55 процентов от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние 3 месяца, либо с периода начала действия договора (в случае периода действия договора менее трех месяцев).
- представлять страховой медицинской организации в течение пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным, реестр счетов и счет на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;
- представлять отчетность об использовании средств обязательного медицинского страхования, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи и иную отчетность в порядке, установленном Федеральным фондом в соответствии со статьей 33 Федерального закона;
- вести персонифицированный учет медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и представлять медицинской организации сведения, необходимые для исполнения договора;
- предоставлять Страховой медицинской организации доступное для пациентов место для размещения информационных материалов о правах застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования;
- использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования;
- вести раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования;
- проводить ежемесячно на 1 число месяца, следующего за отчетным, а также ежегодно по состоянию на конец финансового года сверку расчетов со страховой медицинской организацией, по результатам которой составляется акт о принятии к оплате оказанной медицинской помощи, подтверждающий сумму окончательного расчета между Сторонами и содержащий сведения, предусмотренные правилами обязательного медицинского страхования;
- осуществлять информационный обмен сведениями о застрахованных лицах и оказанной им медицинской помощи в соответствии с общими принципами построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденными Федеральным фондом в соответствии с пунктом 8 части 8 статьи 33 Федерального закона;
- представлять до_числа каждого месяца включительно в электронном виде и (или) на бумажном носителе сведения в страховую медицинскую организацию о численности застрахованных лиц (приложение N 2 к настоящему договору) и списки застрахованных лиц (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, номера полиса обязательного медицинского страхования), выбравших Организацию для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, информацию об изменении представленных ранее сведений, о возникших обстоятельствах, которые могут привести к нарушению требований стандартов медицинской помощи;
- представить страховой медицинской организации в срок не позднее 1 рабочего дня после дня заключения настоящего договора сведения, подтверждающие право Организации на осуществление медицинской деятельности, заверенные в установленном порядке, перечень видов медицинской помощи, предоставляемых в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, сведения об условиях предоставления медицинской помощи застрахованным лицам и режиме работы Организации, показатели доступности и качества медицинской помощи, установленные для Организации, и другие документы, необходимые для выполнения настоящего договора;
- предоставлять страховой медицинской организации сведения об оказании медицинской помощи застрахованному лицу, пострадавшему в результате противоправных действий (бездействия) третьих лиц, одновременно с предоставлением счетов за оказанную медицинскую помощь;
- выполнять иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом и настоящим договором.
Согласно пункту 9 договора, договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует по 31 декабря года, в котором он был заключен.
Действие договора продлевается на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за тридцать дней до его окончания (пункт 10 договора).
В период действия договора подписывались дополнительные соглашение изменяющие срок перечисления авансовых платежей, наименование стороны договора, увеличения авансовых платежей и т.д. (л.д.19-24 том 1).
Совместным приказом Министерства здравоохранения Ростовской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области от 30.12.2014 N 2099/04-777 "О распределении объемов предоставления медицинской помощи медицинским организациям в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ростовской области на 2015 год", истцу выделено 223 500 посещений.
Письмами от 28.10.2015 N 04.2-6116 и 28.12.2015 N 04.2-8124 ТФОМС Ростовской области уведомил руководителей медицинских организаций и страховых медицинских организаций о том, что решениями Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ростовской области (протоколы от 23.10.2015, от 21.12.2015) внесены корректировки в "Распределение объемов предоставления медицинской помощи медицинским организациям в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ростовской области на 2015 год".
В соответствии с принятыми решениями объем предоставления медицинской помощи ООО "МНПФ "Авиценна" на 2015 год увеличен соответственно до 234 500 посещений, а затем до 279 500 посещений.
По результатам работы в сентябре 2015 года ООО "МНПФ "Авиценна" выставило ответчику счет N 17091 от 02.10.2015 на сумму 895 711,87 рублей на оплату амбулаторно-поликлинических услуг, фактически оказанных истцом за указанный период застрахованным в Ростовском филиале АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед". Данные услуги, по мнению ответчика, были оказаны истцом с превышением объемов оказания медицинской помощи, установленных решением Комиссии.
Письмом (исх. N 238 от 17.09.2015) ООО "МНПФ "Авиценна" уведомило Ростовский филиал АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" об оказании медицинских услуг дополнительно к гарантированным объемам, информировало страховую компанию о примерном объеме планируемой медицинской помощи до конца 2015 года и ходатайствовало об изыскании средств для оплаты оказанных специалистами ООО "МНПФ "Авиценна" услуг.
ООО "МНПФ "Авиценна" обращалось в Комиссию о пересмотре плановых объемов в сторону увеличения были удовлетворены лишь в декабре 2015 года и только частично (заявления ООО "МНПФ "Авиценна" от 15.07.2015 N 153, от 03.09.2015 N 210, от11.11.2015N328).
В соответствии с уведомлением N 2829 (исх. N 1829 от 05Л0.2015) и актом медико-экономического контроля сводных счетов и реестров индивидуальных счетов (далее - Акт МЭК) N 401170928290 от 05.10.2015 АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" не приняло к оплате 895 711,87 рублей по счету N 17091 от 02.10.2015 в связи с "предъявлением к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы" (код дефекта/нарушения - 5.3.2. Раздел V Приложения 5 к Тарифному соглашению об оплате медицинской помощи по ОМС в Ростовской области на 2015 год).
Письмом от 14.10.2015 N ГМф20-01/06-1110 АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" подтвердил свое намерение не оплачивать медицинскую помощь, оказанную сверх объемов, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС.
Письмом - претензией от 19.10.2015 N 286 ООО "МНПФ "Авиценна" сообщило АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" о несогласии с результатами проверки счетов за сентябрь 2015 года, аргументировало необоснованность принятого ответчиком решения с требованием произвести оплату в пользу ООО "МНПФ "Авиценна" предъявленных к оплате счетов за оказанную медицинскую помощь за август - сентябрь 2015 года в сумме 895 711,87 рублей.
Руководствуясь пунктами 73-75 Приказа ФФОМС от - 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", ООО "МНПФ "Авиценна" обжаловало Акт МЭК N 401170928290 от 05.10.2015 путем направления соответствующей претензии в ТФОМС Ростовской области (исх. N 307 от 30.10.2015).
ТФОМС Ростовской области письмом N 04.2-7384 от 02.12.2015 подтвердило обоснованность отказа АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в оплате счетов ООО "МНПФ "Авиценна" за сентябрь 2015 года.
Сумма задолженности АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" по оплате медицинской помощи, по данным ООО "МНПФ "Авиценна", составляет 895 711,87 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "МНПФ "Авиценна" в арбитражный суд.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, участники обязательного медицинского страхования -территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
По смыслу пункта 7 статьи 14, статьи 37 Закона N 326-ФЗ права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, равно как и деятельность страховых медицинских организаций в названной сфере реализуются на основании договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, а также договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
По договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (пункт 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (пункт 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинская организация имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Законом.
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования (пункт 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
В то же время, в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона N 326-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Пунктом 1 статьи 81 указанного Закона предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом указанных норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что медицинское учреждение (истец), включенное в территориальную программу обязательного медицинского страхования, являющуюся гарантией обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам.
Вместе с тем, как указано выше, оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи, осуществляется в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным правилами ОМС.
Правила обязательного медицинского страхования, которые устанавливают порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования".
Согласно пункту 110 Правил ОМС оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы (далее - Комиссия), по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным названными Правилами.
Из содержания пункта 123 Правил ОМС следует, что объемы медицинской помощи устанавливаются медицинской организации на год, с последующей корректировкой при необходимости, исходя из потребности застрахованных лиц в медицинской помощи и с учетом их права выбора медицинской организации и врача, с учетом условий, указанных в названном пункте:
1) количество прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, и показателей объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом показателей потребления медицинской помощи, видов медицинской помощи, условий предоставления медицинской помощи и врачебных специальностей;
2) показатели объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом профилей отделений (коек), врачебных специальностей, видов медицинской помощи и условий ее предоставления медицинскими организациями, не имеющими прикрепленных застрахованных лиц;
3) количество диагностических и (или) консультативных услуг для обеспечения потребности медицинских организаций по выполнению стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания по заболеваниям и состояниям в полном объеме при отсутствии или недостаточности у медицинских организаций данных диагностических и (или) консультативных услуг, в целях учета в договорах с медицинскими организациями, оказывающими только указанные услуги в соответствии с правом на их осуществление;
4) соотношение оказанных объемов предоставления медицинской помощи и оплаченных страховыми медицинскими организациями;
5) территориальную доступность отдельных видов медицинской помощи;
6) необходимость и возможность внедрения и развития новых современных медицинских технологий;
7) наличие ресурсного, в том числе кадрового, обеспечения планируемых объемов предоставления медицинской помощи;
8) права пациента на выбор медицинской организации и врача;
9) возможность достижения оптимальной медицинской, экономической и социальной эффективности использования материально-технических и финансовых ресурсов;
10) возможность достижения социально значимых показателей деятельности здравоохранения, ориентированных на результат.
Согласно части 6 статьи 38 Закона N 326-ФЗ в случае превышения установленного в соответствии с названным Законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона N 326-ФЗ обращение страховой медицинской организации за предоставлением целевых средств сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации из нормированного страхового запаса территориального фонда рассматривается территориальным фондом одновременно с отчетом страховой медицинской организации об использовании целевых средств.
Таким образом, объемы медицинской помощи, устанавливаемые на год, могут быть скорректированы.
Решение о предоставлении средств из нормированного страхового запаса территориального фонда принимается территориальным фондом после проведения проверки в целях установления причин недостатка целевых средств у страховой медицинской организации.
Цели, на которые могут быть использованы средства нормированного страхового запаса, устанавливаются Порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 N 227.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства здравоохранения Ростовской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области от 30.12.2014 N 2099/04-777 "О распределении объемов предоставления медицинской помощи медицинским организациям в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ростовской области на 2015 год", ООО "МНПФ "Авиценна" выделено 223 500 посещений.
В течение 2015 года на основании обращения общества Комиссия дважды увеличивала объемы оказания медицинской помощи: решением от 23.10.2015 и решением от 21.12.2015 г. в общем объеме на 56 000 посещений.
Решение Комиссии в части отказа в выделении дополнительных объемов медицинской помощи на 2015 год ООО "МНПФ "Авиценна" не оспаривалось.
Установлено, что АО "СК "СОГАЗ-МЕД" произвело в полном объеме оплату за счет целевых средств обязательного медицинского страхования медицинскую помощь, оказанную в пределах объемов медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы о том, что превышение фактических расходов над запланированными на соответствующий отчетный период не является основанием для отнесения разницы на финансовые результаты деятельности медучреждения, а также ссылки на то, что количество застрахованных лиц, обратившихся за медицинской помощью в 2015 году, существенно увеличилось, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как было отмечено, факт увеличения количества застрахованных лиц, обратившихся за медицинской помощью в 2015 году, был учтен, Комиссия дважды увеличивала объемы оказания медицинской помощи (23.10.2015 и 21.12.2015). При этом, Решение Комиссии в части отказа в выделении дополнительных объемов медицинской помощи ООО "МНПФ "Авиценна" не оспаривалось.
ООО "МНПФ "Авиценна" не представило доказательств, подтверждающих обоснованность превышения установленного в соответствии с Законом N 326-ФЗ для страховой медицинской организации объема средств.
Кроме того, необходимо отметить, что 07.09.2015 г. платежным поручением N 6051 АО "СК "СОГАЗ-МЕД" перечислило ООО "МНПФ "Авиценна" 20000 руб. - авансирование оплаты медицинской помощи в сентябре 2015 г., фактически не был оплачен счет за сентябрь в сумме 875 711,87 руб., оплата счетов за октябрь и ноябрь 2015 г. была произведена в январе 2016 г., после выделения дополнительных объемов на 2015 г.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что выделенных на ООО "МНПФ "Авиценна" в 2015 году посещений 279 500 достаточно, в том числе на оплату спорной задолженности за сентябрь 2015 года, отклоняется судом как не подтвержденный надлежащими доказательствами. Количество выделяемых на медицинскую организацию посещений относится на ряд страховых компаний. Сведения и счета, выставленные в 2015 году иным страховым компаниям, истцом не представлены. Из материалов дела следует, что по жалобе истца на отказ по оплате счетов за сентябрь месяц 2015 года в сумме 895 711,87 рублей, ТФОМС РО проводилась реэкспертиза счетов, которая подтвердила правомерность отказа в оплате. Отказ страховой медицинской организации обоснован несогласованием оплаты со стороны ТФОМС. При этом, действия ТФОМС истцом не обжалованы. Доводы о том, что 15.04.2016 г. проведена новая реэкспертиза счетов и оплата подтверждена, отклоняется судом апелляционной инстанции. Данное обстоятельство не подтверждено в судебном заседании представителем ТФМОС. Из представленного акта прямо не следует, что таковой относится к неоплаченному счету за сентябрь 2015 года.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Позиция суда соответствует сложившейся практике, сформированной Постановлением АС СКО от 12.10.2016 года по делу А53-32153/2015.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.06.2016 по делу N А53-3729/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3729/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2017 г. N Ф08-497/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "МЕДИЦИНСКАЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "АВИЦЕННА"
Ответчик: АО " Страховая компания "Согаз-Мед", АО СК "Согаз-Мед"
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области, Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3658/18
09.01.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20402/17
30.10.2017 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-3729/16
16.03.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-497/17
02.11.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11210/16
02.06.2016 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-3729/16