Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
02 декабря 2016 г. |
дело N А32-24600/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель Яценко А.Н. по доверенности N 9.НС-27/16-293 от 30.05.2016, паспорт;
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2016 по делу N А32-24600/2016, принятое судьей Лесных А.В.,
по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети"
(ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
(ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
о признании незаконным и отмене постановления, представления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган; управление) о признании незаконным и отмене постановления от 24.06.2016 N 178А/2016 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представления от 24.06.2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Заявленные требования мотивированы тем, что постановление антимонопольного органа вынесено с нарушением норм материального права. По мнению общества, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия вины общества во вмененном ему правонарушении.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2016 (с учетом дополнительного решения от 21.11.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Акционерное общество "НЭСК-электросети" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2016 отменить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не были надлежащим образом установлены все необходимые и имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства. В апелляционной жалобе общество указало, что с учетом необходимого Сугуняка Г.Н. класса напряжения (0,4 кВ) технологическая возможность присоединения на льготной основе отсутствует. По мнению заявителя, указанный в пункте 25 (1) Правил N 861 перечень не является исчерпывающим. Общество действовало в соответствии с Правилами N 861, административным органом не представлены достаточные доказательства наличия в действиях общества события и состава вмененного правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя заинтересованного лица. Представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение и дополнительное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между заявителем и сетевой организацией не достигнута договоренность по пунктам: п. 3,5,6, 10 договора N 1-35-15-386, а также по п. 7,11.1.1, 11.2.1, 11.2.2, технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение.
В рамках дела N 303/2015 АО "НЭСК-электросети" (на основании обращения Сугуняка Г.Н.) было выдано предупреждение о необходимости прекращения вышеуказанных действий.
АО "НЭСК-электросети в целях исполнения предупреждения Краснодарского УФАС России направило заявителю заполненные и подписанные в 2-х экземплярах проекты договора и технических условии на технологическое присоединение к электрическим сетям.
Сугунякой Г.Н. оспорены условия п. 10 Договора, касающиеся платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в размере 667 101,85 руб. в РЭК ДЦиТ КК.
Также установлено, что пункт 7 ТУ противоречит подпункт "а" пункта 25 (1) Правил технологического присоединения N 861, пункт 11.2.2, 11.2.3 дублирует пункт 8 договора, пункт 11.2.1. противоречит Правилам технологического присоединения N 861.
17.06.2016 в присутствии Денисенко А.Ю. представителя АО "НЭСК- электросети" по доверенности от 30.05.2016 N 9.НС-27/16-298, должностным лицом Краснодарского УФАС России составлен протокол по делу N 178А/2016 об административном правонарушении и вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 178А/2016.
24.06.2016 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю АО "НЭСК-электросети" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В связи с выявленным нарушением, управлением было внесено представление от 24.06.2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считая указанные постановление и представление незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо необоснованном отказе в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, установлены требования к выдаче технических условий.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ОАО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Повторно изучив представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции о нарушении обществом правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), обоснованными.
Так, пункт 7 ТУ содержит следующие условия: точка присоединения: КТП проектируемая РУ-0,4 кВ (ПС Горячий Ключ, ГК-9). Согласно п.п. "а" п. 25 (1) в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Электросетевое оборудование находится на расстоянии 516 м. по прямой линии до границы участка гр. Сугуняка Г.Н.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа, под точкой присоединения к электрической сети понимается место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Таким образом, условия пункта 7 ТУ противоречат пп. "а" п. 25 (1) Правил технологического присоединения N 861.
Раздел 11.2 ТУ содержит общие требования к технологическому присоединению и не предусмотрен типовыми требованиями к техническим условиям.
Пункт 11.2.2, 11.2.3 дублирует пункт 8 договора, пункт 11.2.1. противоречит правилам технологического присоединения N 861, так как, Правила устройства электроустановок (далее - ПУЭ), Шестое/Седьмое издание (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР от 05.10.1979, от 09.04.2003 N 150) не являются нормативными актами, носят рекомендательный характер и не распространяются на физических лиц, использующих электроэнергию для бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. В предисловии к тексту ПУЭ указано, что требования ПУЭ обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Раздел 11.2 технических условий содержит общие требования к технологическому присоединению.
Исполнение раздела "Общие требования к технологическому присоединению энергопринимающих устройств" не возложено ни на одну из сторон по договору, более того содержание данного раздела противоречит пункту 25.1 Правил технологического присоединения N 861.
Раздел 11.2 технических условий "общие требования к технологическому присоединению энергопринимающих устройств" подлежит исключению в полном объеме.
Пункт 25.1 Правил технологического присоединения N 861 содержит исчерпывающий перечень требований, которые должны содержаться в технических условиях, при этом данный перечень не подлежит расширительному толкованию.
Таким образом, действия АО "НЭСК-электросети", а именно включение пункта 7, раздела 11.2 в ТУ 1-35-15-386, противоречат требованиям Правил технологического присоединения N 861, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного, в отсутствие нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности суд первой инстанции правомерно признал постановление управления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ законным.
Доказательств, исключающих наличие состава административного правонарушения в деяниях общества при указанных фактических обстоятельствах, суд не установил; иных выводов материалы дела сделать не позволяют.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено и обществом не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, об исключительности случая совершения правонарушения, материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В оспариваемом представлении N 178А/2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, содержится перечень выявленных в ходе проверки обращения граждан нарушений и указания на необходимость их устранения путем внесения изменений в технические условия.
Оценив текст выданного управлением представления на предмет соответствия требованиям к содержанию ненормативного правового акта, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных статьями 198 - 201 АПК РФ оснований для признания представления недействительным.
Кроме того, учитывая законность постановления N 178А/2016, основания для отмены представления отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2016 по делу N А32-24600/2016 (с учетом дополнительного решения от 21.11.2016) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24600/2016
Истец: АО "НЭСК", АО "НЭСК-электросети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК