Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2017 г. N Ф08-10116/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
17 октября 2016 г. |
дело N А53-17588/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.
при участии:
от муниципального унитарного предприятия "Центр технической инвентаризации": представители Площев Д.Б. по доверенности от 11.01.2016, N 2, Гуматова Е.Б. по доверенности от 27.01.2016 N 5;
от Региональной службы по тарифам Ростовской области: представители Кабаргина С.В. по доверенности от 07.12.2015 N 40/9073, Вербицкий Е.А. по доверенности от 28.12.2015, N 40/9682,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28.07.2016 по делу N А53-17588/2016
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Центр технической инвентаризации"
к заинтересованному лицу - Региональной службе по тарифам Ростовской области
об оспаривании предписания,
принятое в составе судьи И.В. Чернышевой,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Центр технической инвентаризации" (далее - заявитель, предприятие, МУП "ЦТИ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее - региональная служба, РСТ) N 5 от 04.04.2016, вынесенного по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.07.2016 заявленные требований удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что с 01.01.2013 положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не применяются, поскольку государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Региональная служба по тарифам Ростовской области обжаловала решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.07.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что предписание N 5 от 04.04.2016 соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы МУП "ЦТИ" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. РСТ осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, определенных Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 N 20. В соответствии с данным положением РСТ устанавливает ставки на техническую инвентаризацию жилищного фонда и осуществляет контроль за применением установленных РСТ цен. В настоящее время продолжает действовать Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, согласно которому техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативно правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утвержденным органами исполнительной власти субъектов РФ. Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 14.05.2003 N 40 утвержден Прейскурант предельных цен на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности для предприятий технической инвентаризации Ростовской области. В нарушение действующего законодательства, в том числе положения N 1301, МУП "ЦТИ" выполняло работы по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, без утвержденных в установленном законом порядке ставок на техническую инвентаризацию жилищного фонда на предоставляемые услуги.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители региональной службы поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители предприятия поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения руководителя региональной службы от 10.03.2016 N 8 в отношении предприятия была проведена плановая проверка.
Согласно акту проверки от 04.03.2016 предприятие выполняло работы по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности без утвержденных в установленном порядке ставок на техническую инвентаризацию жилищного фонда на предоставляемые услуги.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении предприятия дела об административном правонарушении по признакам наличия в действиях юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен 23.03.2016.
Постановлением РСТ по РО от 04.04.2016 предприятие признано виновным в совершении вмененного ему в вину правонарушения с наложением административного штрафа в размере 100 000 рублей.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, региональная служба внесла представление N 30 от 04.04.2-15 о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, а также вынесла предписание N 5 от 04.04.2016, которым на МУП ЦТИ возложена обязанность прекратить нарушение установленного порядка ценообразования (применение тарифов, не утвержденных в установленном порядке), и утвердить в установленном порядке ставки на техническую инвентаризацию жилищного фонда на предоставляемые услуги.
Не согласившись с вынесенным предписанием, предприятие оспорило его в судебном порядке.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции о признании предписания N 5 от 04.04.2016 недействительным ввиду следующего.
По общему правилу федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты не должны противоречить федеральным законам.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 указанного Федерального закона).
Региональная служба по тарифам Ростовской области осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, определенных Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 N 20 (далее - Положение об РСТ), в соответствии с которым РСТ является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области, и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п.п.2.1.4 пункта 2 Положение об РСТ ставки на техническую инвентаризацию жилищного фонда, осуществляемую в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Согласно пп. 2.1.7 п. 2.1 Положения об РСТ осуществляет контроль за применением установленных РСТ цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на товары (работы, услуги).
Согласно части 5 статьи 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Региональной службой при вынесении предписания, не учтено, что частью 1 статьи 43, частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) установлено, что с 1 января 2013 на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями Закона о кадастре, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.
В соответствии с частью 3 статьи 47 Закона о кадастре предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 марта 2015 года. При этом установленные в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" до дня вступления в силу Закона о кадастре предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, признаются установленными в соответствии с настоящей частью предельными максимальными ценами (тарифами, расценками, ставками и тому подобное) кадастровых работ в отношении указанных земельных участков.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Закона о кадастре впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
Таким образом, с 1 января 2013 для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2013 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 N 70 "Об утверждении Положения об аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" (с 01.01.2013 не применяются, аккредитация организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства не осуществляется.
Таким образом, до установления порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и признания утратившим силу указанного Постановления N 1301 специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда.
При этом процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37.
Региональная служба, обосновывая наличие полномочий на осуществление государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, ссылается на пункт 8 положения N 1301, согласно которому техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 положения N 1301 государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 17 Закон N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Региональная служба не учла, что Постановление Правительства N 1301 не полностью соответствует действующему федеральному законодательству, так как издано до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (с 1 марта 2005 г.) и Закона о кадастре (с 1 марта 2008 г.).
В частности, Постановлением N 1301 предусмотрено, что основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
При этом Постановлением N 1301 не установлены цели осуществления технического учета и технической инвентаризации жилищного фонда, объем информации, подлежащей учету, механизмы, обеспечивающие накопление и актуализацию учетных сведений.
Таким образом, Постановление N 1301 регулирует порядок осуществления государственного учета жилищного фонда в части, не противоречащей действующему федеральному законодательству Российской Федерации, которое обладает большей юридической силой.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что техническое описание объекта капитального строительства, его графическое изображение в техническом паспорте, не может свидетельствовать об отнесении данного вида работ к оказанию предприятием государственной услуги - техническая инвентаризация жилищного фонда.
Вывод суда первой инстанции согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 15 февраля 2016 г. N 307-ЭС15-20179.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что статья 16 Закона N 131-ФЗ не относит работы по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, региональная служба должна была руководствоваться нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, применять тот нормативно -правовой акт, который не противоречит федеральному закону, действующему на данный момент.
При этом, судебная коллегия учитывает решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 04.05.2016 по делу N 12-154/2016, согласно которому постановление заместителя руководителя РСТ по Ростовской области N 31 от 04.04.2016 о привлечении к административной ответственности руководителя МУП "ЦТИ" по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ отменено ввиду отсутствия в действиях руководителя предприятия состава административного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенного, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права и фактически направлены на переоценку обстоятельств, рассмотренных в рамках данного дела.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.07.2016 по делу N А53-17588/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17588/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2017 г. N Ф08-10116/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУП " ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ" Г. НОВОЧЕРКАССКА, МУП "ЦТИ" г. Новочеркасска, МУП ЦТИ Г. НОВОЧЕРКАССК
Ответчик: Региональная служба по тарифам по ро, Региональная служба по тарифам Ростовской области