Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2017 г. N Ф08-106/17 настоящее постановление изменено
Требование: о взыскании долга по договору подряда
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
28 октября 2016 г. |
Дело N А77-89/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Джамбулатова С.И. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Самариной К.К., при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Ведучи": Ганченко О.А. - Корчагиной Э.А. - представитель по доверенности от 14.10.2016, Проскуряковой И.Н. - представитель по доверенности от 14.10.2016; в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ведучи" на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 15.07.2016 по делу N А77-89/2016 по исковому заявлению закрытое акционерное общество "Строительное Управление N32" (ОГРН 1137746311691, ИНН 7717750218, г. Москва) к обществу с ограниченной ответственностью "Ведучи" (ОГРН 1102034000859, ИНН 2028000597, с. Ведучи) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Строительное управление N 32" (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ведучи" (далее - общество) о взыскании задолженности по договору подряда N 04005/0814 от 27.11.2014 в размере 4 000 000 рублей.
В свою очередь общество обратилось со встречным исковым заявлением о расторжении подряда N 04005/0814 от 27.11.2014.
Решением от 15.07.2016 заявленные требования управления удовлетворены, в удовлетворении требований общества - отказано.
Общество не согласилось с вынесенным решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, отказав в удовлетворении первоначального иска и удовлетворить встречный иск. Общество указывает, что управлением нарушены сроки исполнения договора, не исследован объем проведенных работ, а также не переда вся проектная документация.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого судебного акта и правильность применения норм материального и процессуального права.
Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителей общества, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 27.11.2014 между ООО "Ведучи" (заказчик) и ЗАО "СУ-32" (подрядчик) был подписан договор подряда N 04005/0814, по условиям которого подрядчик принимает на себя обязательство по разработке проектно-сметной документации (далее-"ПСД") на стадиях "Проектная документация" и "Рабочая документация" по объекту :строительство гостиничного комплекса категории 3 (три) звезды на 400 мест(до 200-т номеров) с рестораном до 400 посадочных мест в составе объектов ОЭЗ туристко-рекреационного типа "Ведучи", отметка +1530, на территории курорта "Ведучи" (далее-Объект) в Чеченской Республике, с.Ведучи, Итум-Калинский район, на земельных участках с кадастровыми номерами 20:05:2102000:6н67 (24 046 кв.м.) и 20:05:2102000:68 (2 547 кв.м.) с координатами согласно Приложению N 1 с получением положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий в органах государственной экспертизы РФ с проведением проверки достоверности определения сметной стоимости строительства (п.1.1. договора).
В соответствии с п.4.1 договора стоимость работ составляет 39 000 000 руб. с НДС.
Сдача разработанной проектно-сметной документации осуществляется по этапам, с оформлением соответствующих Актов сдачи-приемки выполненных работ. Состав этапов, а также их сроки выполнения определены в Календарном графике работ (этапов), Приложение N 4 к настоящему договору (п.5.1 договора).
Пункт 5.2. Готовность ПСД (этапа) подтверждается подписанием Сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ, который оформляется в следующем порядке:
5.2.1. Стадия 1, в сроки, установленные Календарным графиком работ, Приложение N 4 к настоящему договору, Подрядчик передает уполномоченному представителю Заказчика по накладной акт сдачи-приемки соответствующего этапа разработки ПСД (до прохождения государственной экспертизы) с приложением одного комплекта проектной документации на бумажном и электронном носителе до прохождения государственной экспертизы и получения положительного заключения по ней. Заказчик, в течение, 5 (пяти) рабочих дней, рассматривает принимает решение - подписать акт-сдачи приемки, либо, направить мотивированный отказ в связи с обнаруженными недостатками и требованием об их исправлении. Аналогичный порядок действует до полной готовности всего комплекса ПСД и сдачи его для прохождения государственной экспертизы.
Окончательная приемка ПСД Заказчиком производится после прохождения государственной экспертизы и получения положительного заключения. Подрядчик передает уполномоченному представителю Заказчика по накладной акт сдачи-приемки всех этапов разработанной ПСД, - стадия 1, с приложением одного комплекта проектной документации на бумажном и электронном носителе. Заказчик, в течение 10 (десяти) рабочих дней, рассматривает и принимает решение - подписать акт-сдачи приемки, либо, направить мотивированный отказ в связи с обнаруженными недостатками и с требованием об их исправлении. В течение 5 (пяти) рабочих дней после передачи Подрядчику оформленного акта сдачи-приемки выполненных работ, произведения оплаты по договору, Заказчику но накладной выдаются оставшиеся три экземпляра ПСД на бумажных носителях и один электронный вариант документации на CD,включая графические материалы в виде исходных файлов в редактируемых (*.DWG) и печатных (*.PDF) форматах.
5.2.2. Стадия 2, в сроки, установленные уточненным Календарным графиком работ, Приложение N 4 к настоящему договору, Подрядчик передает уполномоченному представителю Заказчика по накладной акт сдачи-приемки соответствующего этапа разработки РД с приложением одного комплекта проектной документации на бумажном и электронном носителе. Заказчик, в течение, 5 (пяти) рабочих дней, рассматривает и принимает решение - подписать акт-сдачи приемки, либо, направить мотивированный отказ в связи с обнаруженными недостатками и с требованием об их исправлении. В течение 5(пяти) рабочих дней после передачи Подрядчику оформленного акта сдачи-приемки выполненных работ, произведения оплаты по договору, Заказчику по накладной выдаются оставшиеся три экземпляра РД на бумажных носителях и один электронный вариант документации на CD, включая графические материалы в виде исходных файлов в редактируемых (*.DWG) и печатных (*.PDF) форматах.
5.3. В случае, если Заказчик в течение 5 рабочих дней со дня получения письменного уведомления Подрядчика о завершении работ (этапа) не принял проектные материалы, Подрядчик вправе направить ее в адрес Заказчика почтовой корреспонденцией с уведомлением, кроме случая сдачи полного комплекта ПСД по завершению государственной экспертизы.
5.4. Заказчик обязан рассмотреть предоставленные Подрядчиком результаты работ по этапам течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента их получения и, при отсутствии замечаний (обнаруженных недостатков), заверить Акт подписью и печатью с указанием даты его подписания.
Дата подписания Заказчиком Акта является датой фактического выполнения Подрядчиком по каждому из этапов, за исключением случая необоснованного отказа Заказчика от подписания Акта.
5.5. При наличии замечаний (обнаруженных недостатков) Заказчик составляет мотивированный отказ от приемки работ (этапа) и направляет его Подрядчику. Стороны в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения Подрядчиком мотивированного отказа составляют акт с перечнем недостатков, подлежащих устранению, и сроков их устранения.
Устранение замечаний (обнаруженных недостатков) производится за счет Подрядчика. После устранения замечаний (обнаруженных недостатков) Подрядчик повторно представляет Заказчику результат работ (этапа) в соответствии с пунктом 5.2. настоящего договора.
5.6. В случае неполучения Подрядчиком в течение 5 (пяти) рабочих дней от даты получения Заказчиком Акта ни мотивированного отказа от приемки работ (этапа), ни подписанного заказчиком Акта, работы (этап) считаются принятыми и подлежат оплате на основании одностороннего акта. В таком случае Подрядчик составляет односторонний акт о готовности проектных работ (этапа), являющийся основанием для расчета за выполненные работы (этапы) течение 7 (семи) календарных дней с момента получения Заказчиком указанного одностороннего акта о готовности проектных работ (этапа). Датой получения акта о готовности проектных работ (этапа) считается дата, указанная в уведомлении о вручении Заказчику почтового отправления.
5.7. Заказчик имеет право приостановить (прекратить) выполнение работ в любое время, оплатив Подрядчику работу, фактически выполненную до получения Подрядчиком от Заказчика уведомления о приостановлении (прекращении) работ. В случае приостановки (прекращения) работ по требованию Заказчика, а также в связи с расторжением договора оформляется двусторонний акт, в котором указываются: объем и стоимость фактически выполненных Подрядчиком и принятых Заказчиком ; перечень передаваемой Заказчику документации; другие обязательства сторон, связанные с приостановкой (прекращением) работ. Фактически выполненные Подрядчиком работы подлежат оплате в течение 10 календарных дней от даты подписания сторонами акта приостановки (прекращения) работ. Нормы настоящего пункта не распространяются на случаи одностороннего отката Заказчика от настоящего договора (одностороннее расторжение) по причине затягивания Подрядчиком выполнения работ, а также наличия неоднократных замечаний по ним.
5.8. Если в процессе выполнения работы (этапа) выявится неизбежность получения отрицательного результата или нецелесообразность ее дальнейшего проведения. Стороны обязаны в 5-дневный срок письменно известить друг друга о ее приостановлении и в 15- дневный срок рассмотреть вопрос о продолжении работы.
5.9. В случае принятия взаимного решения о необходимости прекращения работ, сторонами оформляется соответствующий акт.
5.10. В случае прекращения работ по настоящему договору Заказчик обязан принять от Подрядчика по акту разработанную им ПСД по степени ее готовности на момент прекращения работ и оплатить ее стоимость за вычетом авансовых платежей. В случае, если стоимость фактически выполненных объемов работ не погашает размер авансового платежа согласно договора, Подрядчик обязуется вернуть Заказчику непогашенную часть авансового платежа в течении 5 рабочих дней с даты подписания акта о прекращении работ и расторжения договора.
Управлением выполнены работы по договору на общую сумму 8 000 000 руб., что подтверждается актами N 002 от 30.12.2014, N 003 от 06.02.2015, N 004 от 15.04.2015, N 005 от 22.04.2015 (том 1. л.д. 116,117,119, 122). Акты сторонами согласованы и работы оплачены на 4000000 рублей, что подтверждается материалами дела.
Вместе с этим работы по акту N 006 от 04.08.2015 выполнены управлением, а именно работы этапа 4. Стадия 1. ПД:
-Положительное заключение государственной экспертизы (ГАУ "Госэкспертиза ЧР") проектной документации и инженерных изысканий N 20-1-4-0094-15 от 22 июля 2015 г. по объекту : "Многофункциональный гостиничный комплекс категории 3 (три) звезды на 400 мест (до 200-т номеров) с рестораном до 400 посадочных мест в составе объектов ОЭЗ ТРТ "Ведучи".
-Положительное заключение государственной экспертизы (ГАУ "Госэкспертиза ЧР") по провере достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства N 20-1-5-0095-15 от 22 июля 2015 г. по объекту: "Многофункциональный гостиничный комплекс категории 3 (три) звезды на 400 мест (до 200-т номеров) с рестораном до 400 посадочных мест в составе объектов ОЭЗ ТРТ "Ведучи".
Стоимость выполненных работ составляет 4 000 000 руб.
Считая уклонение от оплаты принятых работ неправомерны, управление обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Приемка выполненных работ оформляется актом, подписанным обеими сторонами, то есть надлежащим доказательством выполнения работ является названный документ. Исходя из назначения указанного документа, акт выполненных работ должен отражать сведения о содержании выполненных работ, их объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Как установлено судом первой инстанции, акт сдачи-приемки проектной документации N 006 не подписан заказчиком, однако претензий по качеству работы заказчик не предъявил, в соответствии с п.5.2.2 договора, а в соответствии с пунктом 5.6. в случае неполучения Подрядчиком в течение 5 (пяти) рабочих дней от даты получения Заказчиком Акта ни мотивированного отказа от приемки работ (этапа), ни подписанного заказчиком Акта, работы (этап) считаются принятыми и подлежат оплате на основании одностороннего акта.
Факт получения акта N 006 от 04.08.2015 и положительных заключений ГАУ "Госэкспертиза ЧР" N 2014009415 и N 2015009515 от 22.07.2015 сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела (том 1 л.д.24-73).
В соответствии с п.1.4 договора N 04005/0814 от 27.11.2014 прохождение государственной экспертизы проектной документации и ее результатов инженерных изысканий осуществляется Подрядчиком совместно с Заказчиком с целью получения положительного результата.
Однако обществом не предпринято действий по выполнению п.1.4 договора для получения заключения государственной экспертизы, выполненные работы не оплатил. При этом работы выполнены истцом в соответствии с заданием заказчика, в рамках суммы, предусмотренной договора, ответчиком приняты и частично оплачены, проектная документация получена ответчиком.
Ссылка об отсутствии государственной экспертизы не принимается апелляционным судом, поскольку заказчик вправе самостоятельно провести экспертизу проектно-сметной документации.
Согласно ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Ответчик не представил доказательств надлежащего исполнения обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Учитывая изложенное, истец не является виновным в нарушении сроков выполнения работ, поскольку документ, уполномочивающий управление представлять интересы заказчика при прохождении экспертизы проектной документации, не выдавался. Таким образом, управлением были приняты все меры для надлежащего исполнения своих обязательств, какие от него требовались по условиям оборота.
Ссылка о не передачи всей документации не принимается, поскольку стороны согласовали оплату по частям, при этом доказательств оплаты части выполненной и предъявленной ко взысканию работы не представлено.
Поскольку обществом не исполнены обязательства по оплате фактически выполненных работ, от принятия которых уклонился сам ответчик, постольку заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции, оснований для удовлетворении встречного иска не имеется по изложенным выше обстоятельствам.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда об удовлетворении исковых требований о взыскании долга.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 15.07.2016 по делу N А77-89/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-89/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2017 г. N Ф08-106/17 настоящее постановление изменено
Истец: ЗАО "Строительное Управление N32"
Ответчик: ООО "Ведучи"