г. Ессентуки |
|
17 ноября 2016 г. |
Дело N А15-2851/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.08.2016 по делу N А15-2851/2016 (судья П.М. Омарова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дагсертифико" (ИНН 0541029864, ОГРН 1020502626352) об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан от 09.06.2016 N 73/07-16 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Дагсертифико" - Абдулвахидов А.Г. по удостоверению N 02 от 26.02.2015., Абдуллаев С.А. по удостоверению N 1738 от 17.03.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дагестанский центр сертификации" (далее - общество, заявитель, ООО "Дагсертифико") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - управление, заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора по РД) от 09.06.2016 N 73/07-16 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 16.08.2016 заявленное требование удовлетворено.
Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 16.08.2016 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу - общество просит оставить решение суда от 16.08.2016 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении предпринимателя Маккаевой М.А. управлению представлена декларация ТС N RU Д-RU.АЕ64.В.08951 о соответствии продукции требованиям технических регламентов, а так же протокол лабораторных испытаний продукции N 168 от 14.03.2016, выданный испытательной лабораторией ООО "Дагестанский центр сертификации". Изготовителем продукции согласно указанной декларации является предприниматель Данилина С.С. Лицу, проводившему проверку, представлено заявление Данилиной С.С. N 8951 от 14.03.2016 на регистрацию декларации о соответствии, поданное на имя руководителя ООО "Дагсертифико". При проверке установлено, что декларация о соответствии ТС N RU Д-RU.АЕ64.В.08951, принятая предпринимателем Данилиной С.С., в реестр деклараций о соответствии не внесена. Под указанным регистрационным номером в реестре значится декларация о соответствии, принятая индивидуальным предпринимателем Мамаевой П.М.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ, начальник отдела государственной регистрации и лицензирования Капиева Н.А. составила протокол об административном правонарушении N 73/07-16 от 24.05.2016.
Постановлением от 09.06.2016 N 73/07-16 ООО "Дагсертифико" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 2 статьи 208 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 13 постановления от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Жалоба общества на постановление от 09.06.2016 подано в суд 16.06.2016, то есть с соблюдением установленного частью 2 статьи 208 АПК РФ срока.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) данный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении обязательных требований к продукции, в том числе к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства.
В статье 2 Закона о техническом регулировании приведены следующие определения понятий:
под декларированием соответствия понимается форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия;
подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям документов по стандартизации или условиям договоров.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о техническом регулировании декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона).
При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).
Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.
Пунктом 6 статьи 24 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что оформленная заявителем декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия.
Ведение единого реестра деклараций о соответствии осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), который вступил в силу с 1 июля 2013 года.
В соответствии с частью 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011 одной из форм оценки соответствия пищевой продукции требованиям технического регламента является подтверждение (декларирование) соответствия пищевой продукции.
Заявителем при оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции, за исключением государственного контроля (надзора), может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и в части ответственности за ее несоответствие требованиям таких технических регламентов (статья 22 ТР ТС 021/2011).
Согласно частям 2, 3 статьи 23 ТР ТС 021/2011 декларирование соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Декларирование соответствия пищевой продукции осуществляется по одной из схем декларирования, установленных настоящим техническим регламентом, по выбору заявителя, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В части 4 статьи 23 ТР ТС 021/2011 приведены схемы декларирования.
При схеме декларирования 1д заявитель с целью контроля соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции заявитель проводит испытания образцов пищевой продукции. Испытания образцов пищевой продукции проводятся по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (пункт 1.4 части 4 статьи 23 ТР ТС 021/2011).
Согласно пункту 2.3 части 4 статьи 23 ТР ТС 021/2011 при схеме декларирования 2д заявитель проводит испытания образцов пищевой продукции для обеспечения подтверждения заявленного соответствия такой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Испытания образцов пищевой продукции (единичного изделия) проводятся по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории.
По схеме декларирования 3д с целью контроля соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции заявитель проводит испытания образцов пищевой продукции. Испытания образцов пищевой продукции проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (пункт 3.4 части 4 статьи 23 ТР ТС 021/2011).
Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу (пункты 1.5, 2.4, 3.5 части 4 статьи 23 ТР ТС 021/2011).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.04.2013 N 76 утверждено Положение о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Согласно пункту 3 указанного Положения регистрация деклараций о соответствии осуществляется органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, или уполномоченными органами государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Декларация о соответствии и прилагаемые к ней документы направляются на регистрацию в орган по сертификации либо в уполномоченный орган (по выбору заявителя).
Регистрация деклараций о соответствии в уполномоченных органах осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 9 названного Положения декларация о соответствии считается зарегистрированной с момента присвоения ей регистрационного номера в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.
Приказом Минэкономразвития России от 21.02.2012 N 76 утвержден Порядок регистрации деклараций о соответствии.
Согласно пункту 3 названного Порядка регистрацию деклараций о соответствии осуществляют: органы сертификации; Федеральная служба по аккредитации.
В пункте 4 Порядка регистрации деклараций определено, что декларация о соответствии, оформленная по установленной форме, направляется на регистрацию по выбору заявителя либо в орган по сертификации, либо в Федеральную службу по аккредитации.
В письме Федеральной службы по аккредитации от 08.05.2014 N 6608/03-СМ "О порядке регистрации деклараций о соответствии" сообщено, что на официальном сайте Росаккредитации доступен сервис регистрации деклараций о соответствии в электронной форме, которая осуществляется заявителями самостоятельно без участия третьих лиц.
Из вышеприведенных норм следует, что при декларировании соответствия заявителем (декларантом) выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся изготовителем или продавцом декларируемой продукции либо выполняющие функции изготовителя на основании договора с ним.
Декларация о соответствии составляется (принимается) самим заявителем. Независимо от выбранной схемы декларирования обязательными процедурами при декларировании является принятие (оформление) заявителем декларации и ее регистрация. Процесс декларирования считается завершенным после регистрации декларации в Едином реестре зарегистрированных деклараций о соответствии. При этом заявитель по своему выбору может направить декларацию для регистрации либо непосредственно в Федеральную службу по аккредитации, либо в орган по сертификации для ее последующей передачи в Росаккредитацию.
При декларировании соответствия декларант заявляет перед государством и потребителями, что выпускаемая им продукция соответствует требованиям технических регламентов. Следовательно, ответственность за достоверность указанных в декларации сведений о соответствии продукции требованиям технических регламентов несет заявитель (декларант).
Подтверждение соответствия в форме сертификации осуществляется органом по сертификации, который подтверждает соответствие объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Согласно части 1 статьи 14.44 КоАП РФ недостоверное декларирование соответствия продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена указанной нормой Кодекса, состоит в совершении декларантом действий, связанных с недостоверным подтверждением соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате использования либо применения при декларировании недостоверных собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории, технической документации.
Субъектом административной ответственности является декларант.
Правонарушение считается оконченным после оформления декларации соответствия.
В рассматриваемом случае декларантом продукции (изделия хлебобулочные: пирожки в ассортименте), на которую оформлена спорная декларация ТС N RU Д- RU.АЕ64.В.08951, является индивидуальный предприниматель Данилина С.С.
Указанную декларацию предприниматель Данилина С.С. с заявлением от 14.03.2016 N 8951 направило в орган по сертификации - ООО "Дагсертифико" для ее регистрации. Вместе с тем на момент составления протокола об административном правонарушении от 24.05.2016 в отношении общества данная декларация в Едином реестре не была зарегистрирована, что подтвердили представители сторон в судебном заседании. Следовательно, процедура декларирования спорной продукции не была завершена.
Оспариваемым постановлением от 09.06.2016 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
Вместе с тем ООО "Дагсертифико" (орган по сертификации) не является декларантом спорной продукции, а, следовательно, и субъектом административной ответственности, предусмотренной названной нормой КоАП РФ.
Орган по сертификации в силу статьи 41 Закона о техническом регулировании несет установленную законом ответственность в случае нарушения правил выполнения работ при оценке соответствия продукции в форме обязательной сертификации.
Кроме того, как следует из материалов дела и подтвердил в судебном заседании представитель управления, сама продукция, на которую оформлена спорная декларация ТС N RU Д-RU.АЕ64.В.08951, на предмет ее соответствия требованиям технических регламентов не проверялась. Недостоверность сведений, указанных в декларации о соответствии, не установлена.
Поскольку декларация о соответствии на момент составления протокола об административном правонарушении не была зарегистрирована, процедура декларирования продукции не была окончена и оснований для вывода о недостоверности декларирования у административного органа не имелось.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что административным органом не доказано наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворено заявление общества о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по РД от 09.06.2016 N 73/07-16.
Доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.08.2016 по делу N А15-2851/2016.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.08.2016 по делу N А15-2851/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2851/2016
Истец: ООО "Дагестанский центр сертификации ", директр Байтуллаев Гаджимуса Байтуллаевич
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по РД
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН