г. Ессентуки |
|
23 сентября 2016 г. |
Дело N А22-4705/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Буруловой Альмы Радиевны и Управления по земельным и имущественным отношениям администрации г. Элисты
на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 12.05.2016 по делу N А22-4705/2015 (под председательством судьи Анжукаевой Е.А.)
по иску Управления по земельным и имущественным отношениям администрации города Элисты (ОГРН 1020800002541 ИНН 0814010696),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Калмыкия (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340),
третьи лица: Бурулова Альма Радиевна, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (ОГРН 1090816005587 ИНН 0816009907),
об обязании аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке,
при участии в судебном заседании:
от Буруловой Альмы Радиевны: представитель Ильжиринов В.И. по доверенности от 17.02.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Управление по земельным и имущественным отношениям администрации города Элисты (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Калмыкия (далее - учреждение) об обязании аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 08:14:030531:893, площадью 10 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Горького, юго-западнее дома N 11 (далее - спорный земельный участок), предназначенного для установки торгового павильона.
Определениями от25.01.2016 и 10.02.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Бурулова Альма Радиевна (далее - Бурулова А.Р.), Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 12.05.2016 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку земельный участок с кадастровым номером 08:14:030531:893 не является участком, в отношении которого осуществляется раздел, выдел, объединение или перераспределение, в силу чего не может быть снят с кадастрового учета на основании пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости).
Не согласившись с вынесенным решением, Барулова А.Р. обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 12.05.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт. Апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции не учтено, что земельный участок с кадастровым номером 08:14:030531:893 не имеет смежных участков, в связи с чем не может быть снят с кадастрового учета путем объединения. Кроме того, заключением кадастрового инженера установлено, что границы участка с кадастровым номером 08:14:030531:65 частично совпадают с учтенными в государственном кадастре (далее - ГКН) границами участка с кадастровым номером 08:14:030531:893, но фактически данный участок на местности отсутствует, т.е. имела место кадастровая ошибка в описании границ участка с кадастровым номером 08:14:030531:893, содержащаяся в документах межевания.
Управление обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 12.05.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт. Апеллянт ссылается на то, что Бурулова А.Р. не претендует на спорный земельный участок, следовательно, преобразовать его путем раздела, объединения, перераспределения или выдела нецелесообразно.
В судебном заседании представитель Буруловой А.Р. поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 12.08.2016 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 12.05.2016 по делу N А22-4705/2015 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, согласно кадастровому паспорту (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 20.03.2013 N 08/5001/2013-12584, сведения о земельном участке, площадью 10+/-1 кв.м., расположенном по адресу: Республика Калмыкия, город Элиста, улица Горького, юго-западнее жилого дома N 11, с кадастровым номером 08:14:030531:893 внесены в государственный кадастр недвижимости 11.12.2012, земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, разрешенное использование - установка временного торгового павильона. В графе "Особые отметки" указано, что сведения о земельном участке носят временный характер. В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона о кадастре недвижимости, если по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на учет (11.12.2012) не осуществлена государственная регистрация права на него (либо не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Согласно постановлению Администрации города Элисты Республики Калмыкия от 18.04.2013 N 1052 спорный земельный участок был предоставлен Андрющенко А.П.
18.04.2013 между Администрацией города Элисты Республики Калмыкия и Андрющенко А.П. заключен договор аренды земельного участка для установки торгового павильона N 175/2013. Согласно договору аренды администрация предоставила Андрющенко А.П. земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером 08:14:030531:893, площадью 10 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, город Элиста, улица Горького, юго-западнее жилого дома N 11. Срок действия договора с 18.04.2013 до 17.04.2016. Данный договор аренды зарегистрирован в ЕГРП 04.06.2013.
05.11.2015 Администрация города Элисты Республики Калмыкия на основании постановления N 4428 от 11.09.2014 заключила с Андрющенко А.П. соглашение о расторжении договора аренды земельного участка N175/2013 от 18.04.2013.
10.12.2015 в Администрацию города Элисты обратилась Бурулова А.Р., которая имеет в собственности объекты недвижимости, расположенные по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, д. 239 "а" на земельном участке с кадастровым номером 08:14:030531:65. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет до вступления в силу Закона о кадастре недвижимости без составления межевого плана и установления на местности фактических границ участка.
При подготовке межевого плана кадастровым инженером, Буруловой А.Р. стало известно, что фактические границы ее участка с кадастровым номером 08:14:030531:65 на местности частично совпадают с земельным участком с кадастровым номером 08:14:030531:893. В связи с чем, она обратилась в Элистинский городской суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РК о снятии земельного участка с кадастровым номером 08:14:030531:893 с государственного кадастрового учета.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13.07.2015 по делу N 2-1865/2015, оставленным без изменения Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия (апелляционное определение от 13.10.2015) в удовлетворении исковых требований Буруловой А.Р. отказано.
10.12.2015 Бурулова А.Р. обратилась с заявлением в Администрацию города Элисты с просьбой подать заявление в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РК об исправлении кадастровой ошибки путем снятия с государственного учета земельного участка с кадастровым номером 08:14:030531:893.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, обосновано руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд).
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд) кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре.
Пунктом 1 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В статье 4 Закона о кадастре недвижимости определены принципы ведения государственного кадастра недвижимости, включая сохранение ранее внесенных сведений в случае изменения кадастровых сведений (пункт 7).
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
В пункте 4 статьи 24 Закона о кадастре недвижимости указано, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в п. 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре недвижимости вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Для сведений, не имеющих временного характера, пунктом 2 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона о кадастре недвижимости государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 45 Закона о кадастре недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 08:14:030531:65 поставлен на кадастровый учет до дня вступления в силу Закона о кадастре недвижимости, следовательно, учет этого участка признается юридически действительным, и такой объект считается объектом недвижимости, учтенным в соответствии с указанным Федеральным законом.
Пунктами 1, 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В рассматриваемом случае, орган кадастрового учета будет вправе снять с учета земельный участок с кадастровым номером 08:14:030531:65 только после постановки на кадастровый учет образованных из него земельных участков. При этом заявление о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета от правообладателя преобразуемого земельного участка требоваться не будет.
Обратное означало бы прекращение существования земельного участка в отсутствие учтенных сведений об образовании новых земельных участков, что противоречило бы основным принципам кадастрового учета.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 08:14:030531:65 не является преобразуемым в порядке статей 11.4 - 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. не является участком, в отношении которого осуществляется раздел, выдел, объединение или перераспределение, в силу чего не может быть снят с кадастрового учета на основании пункта 2 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости.
На основании изложенного, установив, что спорный земельный участок является ранее учтенным и не является преобразуемым, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок не подлежит снятию с учета по правилам статей 24, 25 Закона о кадастре недвижимости.
Подобный вывод соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.02.2013 N ВАС-720/13, от 19.08.2013 N ВАС-8089/13).
Довод Баруловой А.Р. о том, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 08:14:030531:65 являются кадастровой ошибкой, подлежит отклонению, как документально неподтвержденный и основанный на неверном толковании норм материального права.
В силу пункта 4 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем).
Пункт 2 части 1 статьи 22.Закона о кадастре недвижимости к необходимым для кадастрового учета документами относит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Таким образом, документом подтверждающим кадастровую ошибку является межевой план, следовательно заключение кадастрового инженера в силу статьи 22 Закона о кадастре недвижимости таким документом не является.
Довод апеллянтов о том, что преобразовать земельный участок с кадастровым номером 08:14:030531:65 не представляется возможным, судом апелляционной инстанции подлежит отклонению на основании следующего.
В силу статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредоставления доказательств.
Ссылаясь на то, что спорный земельный участок не отвечает требованиям, предъявляемым к преобразуемым земельным участкам, указанное обстоятельство управление не подтвердило. Указав, что конфигурация участка не позволяет образовать в границах существующего участка новые участки с соблюдением земельного законодательства и градостроительных норм и правил, доказательств в подтверждение невозможности соблюдения требований к образуемым и измененным земельным участка (в том числе, в части предельных размеров, разрешенного использования и т.п.), установленным статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, управление не представило.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходит из того, что истцом в материалы дела не представлены доказательства подтверждающие соблюдение административного порядка урегулирования спора. Доказательств, свидетельствующих о том, что управление обращалось в учреждение с заявлением о снятии с государственного учета земельного участка с кадастровым номером 08:14:030531:893 в материалах дела нет. При таких обстоятельствах, обращение в суд с заявленными требованиями фактически направлены на упрощение административного порядка урегулирования спора. Между тем, арбитражный суд не вправе подменять функции специальных административных органов.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционный суд не усматривает.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 12.05.2016 по делу N А22-4705/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий |
Ю. Б. Луговая |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-4705/2015
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЭЛИСТЫ, Управление по земельным и имущественным отношениям администрации города.Элисты
Ответчик: Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РК, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Калмыкия
Третье лицо: Бурулова А Р, Бурулова Альма Радиевна, МИНИСТЕРСТВО ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ, Ильжиринов Василий Иванович