Требование: о признании недействительным акта органа власти в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
16 ноября 2016 г. |
дело N А32-14735/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель Страхова Л.В. по доверенности от 02.12.2015;
от таможни: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.08.2016 по делу N А32-14735/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Краснодарзооветснаб"
к Краснодарской таможне
о признании недействительным решения
принятое судьей Чесноковым А.А.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Краснодарзооветснаб" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня) о признании недействительным решения от 28.03.2016 N 10309000/280316/14, признании недействительным решения от 28.03.2016 N 10309000/280316/14 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанными в декларации на товары, признании недействительным требования Краснодарской таможни от 19.04.2016 N 168 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2016 заявленные требования общества удовлетворены. Решение мотивировано тем, что ввезенные обществом товары являются лекарственными препаратами и относятся к кодам ТН ВЭД ТС 3004, зарегистрированы на территории Таможенного союза уполномоченным органом и включены в соответствующий государственный реестр.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что согласно регистрационным удостоверениям, товары не относятся к лекарственным средствам, в отношении которых применяется ставка НДС в размере 10 процентов. Регистрационные удостоверения ввезенных обществом лекарств зарегистрированы на территории Республики Казахстан и не содержатся в государственном реестре.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель таможни в судебное заседание не явился, о времени и месте уведомлен надлежащим образом, заявлено о рассмотрение жалобы в отсутствие представителя таможни. Жалоба рассматривается в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.12.2015 обществом на Прикубанский таможенный пост Краснодарской таможни подана декларация на товары N 10309200/291215/0015628, в соответствии с которой задекларированы следующие товары: лекарственные средства для ветеринарного применения, по ним имеются регистрационные удостоверения, выданные Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан: Ашивер - N РК-ВП-4-2216-13 от 19.02.2013 по 19.02.2018; Ашиальбен 10% - N РК-ВП-4-2530-13 от 26.12.2013 по 26.12.2018; Муртрип 1050 - N РК-ВП-4-2411-13 от 26.08.2013 по 26.08.2018; декларации о соответствии: Ашивер N ЖПО96.Д19989 от 16.02.2015, Ашиальбен 10% N ЖПО96.Д19990 от 16.02.2015, Муртрип 1050 N Ш.ПО96.Д19992 от 16.02.2016 согласно которым определен код ТН ВЭД 3004900002.
При декларировании обществом уплачены таможенные платежи, в том числе налог на добавленную стоимость по ставке 10% в размере 290 288,63 рублей.
29.12.2015 Прикубанским таможенным постом Краснодарской таможни принято решение о правильности исчисленного НДС по ставке 10%, ввезенные заявителем товары были выпущены по процедуре для внутреннего потребления.
В порядке ведомственного контроля решений нижестоящего таможенного органа Краснодарской таможней были приняты решения от 28.03.2016 N 10309000/280316/14 об отмене (изменении) в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа, признании неправомерным действия (бездействия) нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела.
Указанным решением признано не соответствующим требованиям, установленным правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле решение Прикубанского таможенного поста Краснодарской таможни о применении ставки НДС в размере 10 процентов в отношении товара N 1 ДТ N10309200/291215/0015628, задекларированного ЗАО "Краснодарзоовестнаб", принято решение от 28.03.2016 N 10309000/280316/14 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары. В связи с чем в адрес заявителя поступило требование Краснодарской таможни от 19.04.2016 N 168 об уплате таможенных платежей/пеней/процентов в размере 241 725,28 рублей, из которых 9 494,38 рублей - пени.
Общество, полагая, что указанные решения таможенного органа противоречат положениям статьи 164 Налогового кодекса РФ, нарушают права и законные интересы заявителя, так как необоснованно увеличивают его налоговые обязательства, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы таможни.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся, в числе прочих, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
В силу пункта 4 статьи 76 Таможенного кодекса Таможенного союза сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (пункт 1 статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в том числе лекарственных средств, включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления.
Налоговое законодательство не содержит понятие "лекарственные средства", поскольку данное понятие является специальным, характерным для законодательства о здравоохранении.
По правилам пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственными средствами признаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Последним абзацем пункта 2 статьи 164 НК РФ, установлено, что коды видов продукции, перечисленных в пункте 2 этой статьи, в соответствии с Общероссийским классификатором видов продукции, а также с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 (далее - Перечень N 688).
В указанный Перечень включены лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смеси двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи, в том числе с кодами ТН ВЭД ТС 3003, 3004.
Примечанием 1 к Перечню N 688 определено, что коды ТН ВЭД ТС, приведенные в данном перечне, применяются в отношении лекарственных средств, включенных в государственный реестр лекарственных средств, при этом лекарственные препараты должны иметь регистрационные удостоверения.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 61-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов допускается, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 26 статьи 4 указанного Закона документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата, является регистрационное удостоверение лекарственного препарата.
Частью 1 статьи 33 установлено, что перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, содержится в государственном реестре лекарственных средств.
Часть 4 статьи 3 Закона предусматривает приоритет правил международного договора, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом.
Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" утверждены NЕдиный перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - Перечень) и Положение о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союзаN (далее -Положение).
В соответствии с пунктом 1.2. Положения требования настоящего Положения применяются в отношении товаров, указанных в Перечне, в том числе из группы 30 "Фармацевтическая продукция (для применения в ветеринарии)".
Пунктом 3.13. Положения установлено, что стороны взаимно признают результаты регистрации лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии. При этом ввоз, перевозка и использование лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии на таможенной территории таможенного союза осуществляется при условии их регистрации уполномоченными органами сторон.
Как установлено судом, ввезенные обществом лекарственные средства (производство Индия) на территории единого Таможенного союза зарегистрированы Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан - уполномоченным органом страны - члена Таможенного союза, что подтверждается регистрационными удостоверениями: Ашивер - N РК-ВП-4-2216-13 от 19.02.2013 по 19.02.2018; Ашиальбен 10% - N РК-ВП-4-2530-13 от 26.12.2013 по 26.12.2018; Муртрип 1050 - N РК-ВП-4-2411-13 от 26.08.2013 по 26.08.2018.
Указанные лекарственные препараты включены в государственный реестр ветеринарных препаратов и кормовых добавок, опубликованный на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что таможней осуществлен выпуск ввезенных обществом товаров на основании регистрационных удостоверений, выданных Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан, также свидетельствует о надлежащей регистрации лекарственных препаратов.
При этом положения подпункта 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ, предусматривающие применение льготной ставки налогообложения в отношении лекарственных средств, не содержат исключений в отношении лекарственных средств для животных.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание, что ввезенные обществом лекарственные средства относятся к кодам ТН ВЭД ТС 3003, 3004, зарегистрированы на территории Таможенного союза уполномоченным органом и включены в соответствующий государственный реестр, суд первой инстанции обоснованно сослался на то, что обществом в установленном порядке подтверждены основания для применения налоговой ставки по НДС в размере 10%.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение таможни не соответствует закону и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Аналогичный правовой подход при рассмотрении дел данной категории изложен в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 20.06.2013 по делу N А80-6666/2012, от 07.07.2015 по делу N А62-6291/2014, по делу N А62-7438/2015 от 25.07.2016.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2016 по делу N А32-14735/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14735/2016
Истец: ЗАО Краснодарзооветснаб, ОАО "Краснодарзооветснаб"
Ответчик: Краснодарская таможня
Третье лицо: Краснодарская таможня