г. Ростов-на-Дону |
|
18 ноября 2016 г. |
Дело N А32-24499/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2016 года.
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.
при участии:
от ООО " Атлант Инвест Групп": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края: Хомяков А.Н., удостоверение N 100, по доверенности от 13.07.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью " Атлант Инвест Групп" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2016 по делу N А32-24499/2016, принятое судьей Колодкиной В.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью " Атлант Инвест Групп"
к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Атлант Инвест Групп" (далее - заявитель, общество, ООО "Атлант Инвест Групп") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - департамент, административный орган) от 16.06.2016 N 1512п/310 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Атлант Инвест Групп" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2016 и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что на движимое и недвижимое имущество общества определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 15.12.2015 наложен арест, в связи с чем невозможна оплата услуг по договору возмездного оказания услуг от 01.02.2015 N 01/02/15 по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, а также обнаружено отсутствие в печатном виде первичных бухгалтерских документов, платежных поручений, выписок из банка, кассовых книг за 2014, 2015,2016 годы.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО "Атлант Инвест Групп" представителя в судебное заседание не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением и рассмотрением обращения гр. Пронина М. В. (вх. N 895-Ж от 23.03.2016), департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края на основании приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, от 21.04.2016 N 1512-п, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "АТЛАНТ ИНВЕСТ ГРУПП" по вопросам исполнения требований законодательства об участии в долевом строительстве за период с 20.10.2014 по 31.03.2016.
Срок проведения проверки установлен с 28.04.2016 по 30.05.2016.
В приказе от 21.04.2016 N 1512-п установлен перечень документов, которые должны быть представлены проверке по месту нахождения общества до 10 ч. 00 мин. 28.04.2016, а именно:
1. Учредительные и регистрационные документы (свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, устав и изменения к нему, учредительный договор и изменения к нему).
2. Документы, удостоверяющие служебное положение законного представителя юридического лица. В отношении должностных лиц, также документы, подтверждающие статус такого лица в качестве должностного лица.
3. Сведения в отношении законного представителя, должностного лица, индивидуальном предпринимателе, необходимые для осуществления производства по делам об административных правонарушениях, с указанием фамилии, ими, отчества (при наличии) даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства, серии и номера документа удостоверяющего личность, органа его выдавшего и даты выдачи такого документа, а также сведения о номерах телефона, факса, адресах электронной почты, на которые необходимо направлять процессуальные вызовы, уведомления.
4. Правоустанавливающие документы на земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного жилого дома и (или) иного объекта недвижимости (далее - объект).
5. Разрешение на строительство объекта.
6. Проектная документация объекта, включающая в себя внесенные изменения.
7. Положительное заключение экспертизы проектной документации объекта, если такая проектная документация подлежит экспертизе.
8. Сметы на строительство объекта.
9. Графики осуществления и финансирования строительно-монтажных работ по объекту.
10. Список подрядных организаций, привлекаемых к строительству объекта, с указанием вида осуществляемых работ.
11. Проектная декларация с изменениями, с указанием дат внесения изменений, дат и источников опубликования и (или) размещения проектной декларации и вносимых в нее изменений.
12. Договоры о совместной деятельности, инвестиционные договоры.
13. Договоры строительного подряда, поставки строительных материалов, иные договоры, связанные со строительством объекта.
14. Кредитные договоры и договоры займа.
15. Договор поручительства банка, либо страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору, страховые полисы.
16. Договоры участия в долевом строительстве и (или) иные договоры, а также соглашения к ним, заключение которых и (или) привлечение денежных средств по которым связанно с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, либо по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объекта.
17. Договоры (соглашения) об уступке прав требования по договорам участия в долевом строительстве.
18. Реестр договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, а также соглашений к ним, заключение которых и (или) привлечение денежных средств по которым связанно с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, либо по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объекта, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) либо наименования участника долевого строительства, даты подписания, даты и номера государственной регистрации, даты оплаты денежных средств по договору, а также договоров (соглашений) об уступке прав требования по договору.
19. Реестр соглашений о расторжении договоров участия в долевом строительстве и (или) иных договоров, заключение которых и (или) привлечение денежных средств по которым связанно с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, либо по которым осуществлялось привлечение денежных средств для строительства объекта, с указанием даты возврата денежных средств, уплаченных в счет цены договора.
20. Копии судебных актов по делам, затрагивающим права и законные интересы участников долевого строительства, в которых проверяемое юридическое лицо является стороной участвующей в деле.
21. Ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, начиная с 1 квартала 2015 года.
22. Аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности.
23. Приказы об учетной политике и приложения к ним за 2014, 2015, 2016 годы, в том числе рабочие планы счетов бухгалтерского учета, содержащих синтетические и аналитические счета и субсчета учета финансово-хозяйственной деятельности.
24. Первичные учетные документы, в том числе платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение денежных средств, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, либо привлечение денежных средств для строительства объекта с 20.10.2014 по 31.03.2016.
25. Регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово - хозяйственных операций при осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) объекта с 20.10.2014 по 31.03.2016: регистр бухгалтерского учета "Главная книга" (отдельными листами) ведомости оборотов по дебету всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета юридического лица в корреспонденции с кредитами счетов и субсчетов бухгалтерского учета, кассовые книги, регистры аналитического и синтетического бухгалтерского учета по кредиту и дебету счетов бухгалтерского учета юридического лица, применяемых в соответствии с планом счетов, предусмотренным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".
26. Сведения о стоимости незавершенного строительством объекта на отчетную дату.
27. Уведомления об одностороннем отказе застройщика от исполнения договора участия в долевом строительстве с подтверждением его почтового направления.
28. Сведения о самостоятельных частях, входящих в состав объекта строительства, переданных в качестве обеспечения договора займа кредитным учреждениям.
29. Свидетельство о членстве в саморегулируемой организации.
Согласно акту приема-передачи документов от 26.05.2016, в день начала проверки 28.04.2016 и по состоянию на 26.05.2016, из документов, указанных в приказе от 21.04.2016 N 1512-п, ООО "АТЛАНТ ИНВЕСТ ГРУПП" к проверке не представлены следующие документы:
а). Проектная документация объекта, включающая в себя внесенные изменения (пункт 6 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21 апреля 2016 года N 1512-п);
б). Положительное заключение экспертизы проектной документации объекта, если такая проектная документация подлежит экспертизе (пункт 7 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 года N 1512-п);
в). Сметы на строительство объекта (пункт 8 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512-п);
г). Графики осуществления и финансирования строительно-монтажных работ по объекту (пункт 9 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512-п);
д). Список подрядных организаций, привлекаемых к строительству объекта, с указанием вида осуществляемых работ (пункт 10 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512-п);
е). Договоры о совместной деятельности, инвестиционные договоры (пункт 12 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512-п);
ж). Кредитные договоры и договоры займа (пункт 14 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512- п);
з). Ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, начиная с 1 квартала 2015 года (пункт 21 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512-п), а именно не предоставлены отчетность за 4 кв. 2015 года и 1 квартал 2016 года;
и). Аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности (пункт 22 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512-п);
к). Приказы об учетной политике и приложения к ним за 2014, 2015, 2016 годы, в том числе рабочие планы счетов бухгалтерского учета, содержащих синтетические и аналитические счета и субсчета учета финансово-хозяйственной деятельности (пункт 23 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512-п);
л). Первичные учетные документы, в том числе платежные поручения, выписки банка, подтверждающие привлечение денежных средств, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, либо привлечение денежных средств для строительства объекта с 20.10.2014 по 31.03.2016 (пункт 24 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512-п);
м). Регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово - хозяйственных операций при осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) объекта с 20.10.2014 по 31.03.2016 (пункт 25 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512-п), а именно: регистр бухгалтерского учета "Главная книга" (отдельными листами) ведомости оборотов по дебету всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета юридического лица в корреспонденции с кредитами счетов и субсчетов бухгалтерского учета, кассовые книги, регистры аналитического и синтетического бухгалтерского учета по кредиту и дебету счетов бухгалтерского учета юридического лица, применяемых в соответствии с планом счетов, предусмотренным приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", а именно не предоставлены регистры аналитического учета (в том числе карточки счетов).
н). Уведомления об одностороннем отказе застройщика от исполнения договора участия в долевом строительстве с подтверждением его почтового направления (пункт 27 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512-п);
о). Сведения о самостоятельных частях, входящих в состав объекта строительства, переданных в качестве обеспечения договора займа кредитным учреждениям (пункт 28 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512-п);
п). Свидетельство о членстве в саморегулируемой организации (пункт 29 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512- п).
Законный представитель - генеральный директор ООО "АТЛАНТ ИНВЕСТ ГРУПП" Луговой В.Э. от подписания указанного акта отказался, о чем сделана отметка. На основании изложенного, акт приема-передачи документов от 26.05.2016 направлен департаментом на юридический и фактический адрес Общества, что подтверждается описью вложения и почтовыми квитанциями.
Согласно акту приема-передачи документов от 30.05.2016, в день начала проверки 28.04.2016 и в день окончания проверки 30.05.2016, из документов, указанных в приказе от 21.04.2016 N 1512-п, ООО "АТЛАНТ ИНВЕСТ ГРУПП" к проверке не представлены следующие документы:
а). Ежеквартальная бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, за 4 квартал 2015 года и 1 квартал 2016 года (пункт 21 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512-п);
б). Приказы об учетной политике и приложения к ним за 2014, 2015, 2016 годы, в том числе рабочие планы счетов бухгалтерского учета, содержащих синтетические и аналитические счета и субсчета учета финансово-хозяйственной деятельности (пункт 23 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512-п);
в). Не предоставлены проверке первичные учетные документы по расходованию денежных средств участников долевого строительства. Подтверждено 9,6 млн. рублей копиями документов участников долевого строительства из общей суммы 89,6 млн. рублей, привлеченных денежных средств участников долевого строительства (пункт 24 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512-п);
г). Регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово - хозяйственных операций при осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) объекта с 20.10.2014 по 31.03.2016 (пункт 25 перечня необходимых для проверки документов согласно приказу от 21.04.2016 N 1512-п), а именно не предоставлены проверке: - регистр бухгалтерского учета "Главная книга" (отдельными листами) ведомости оборотов по дебету всех счетов и субсчетов бухгалтерского учета юридического лица в корреспонденции с кредитами счетов и субсчетов бухгалтерского учета, - кассовые книги за 2015 и 2016 годы, - регистры аналитического бухгалтерского учета по кредиту и дебету счетов бухгалтерского учета юридического лица, применяемых в соответствии с планом счетов, предусмотренным приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".
Вышеуказанный акт приема-передачи документов вручен ООО "АТЛАНТ ИНВЕСТ ГРУПП" под вх. N 75 от 30.05.2016.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 02.06.2016 N 1512п/310.
Рассмотрев дело об административном правонарушении административный орган вынес постановление о назначении административного наказания от 16.06.2016 N 1512п/310, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанных контроля и надзора и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области участия в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в непредставлении в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно в представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представлении отчетности не в полном объеме.
Субъектами административных правонарушений являются юридические лица - застройщики, имеющие на праве собственности, аренды либо субаренды земельные участки и привлекающие денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" для строительства (создания) на таких земельных участках многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство, а также их руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и которые привлекаются к административной ответственности как должностные лица.
В силу статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью), общество обязано хранить документы, перечень которых указан в пункте 1 названной нормы, по месту нахождения его исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
Согласно п. 4 ст. 32 и ст. 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. В целях осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган, отвечает за сохранность документов.
На основании ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Согласно ч. 5 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
На основании ч. 6 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете в случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.
По состоянию на начало проверки ООО "Атлант Инвест Групп" 28.04.2016, равно как и на момент составления актов приема-передачи документов 26.05.2016 и 30.05.2016, а также на момент составления протокола об административном правонарушении от 02.06.2016, документы установленные приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 21.04.2016 N 1512-п, ООО "Атлант Инвест Групп", проверке в полном объеме не представлены.
Непредставление обществом сведений и документов, необходимых для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости при рассмотрении обращения гражданина о фактах нарушений требований законодательства об участии в долевом строительстве подтверждается материалами дела, факт нарушения подтвержден имеющимися в материалах дела материалами, протоколом об административном правонарушении, которые отвечают требованиям статьи 26.2, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 16.1 указанного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Исследовав доказательства, представленные административным органом в подтверждение наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, судом установлено, что заявитель не принял всех зависящих от него мер по исполнению мотивированного распоряжения (приказа) контролирующего органа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений требований статей 4.5, 25.1, 25.4, 28.2, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено; административным органом соблюден порядок привлечения общества к административной ответственности.
Учитывая вышеизложенное, административный орган доказал суду обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что совершенное обществом правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку совершенное обществом правонарушение несет реальную угрозу охраняемым общественным отношениям, правам дольщикам и не может быть признано малозначительным.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Назначение административным органом наказания обществу, в виде штрафа в минимальном размере - 50 000 руб., соответствует санкции части 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод общества о том, что оплата услуг по договору возмездного оказания услуг от 01.02.2015 N 01/02/15 по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности невозможна, а также обнаружено отсутствие в печатном виде первичных бухгалтерских документов, платежных поручений, выписок из банка, кассовых книг за 2014, 2015,2016 годы отклоняется судом апелляционной инстанции, так как по данному договору вся документация была возвращена ООО "Атлант Инвест Групп". Таким образом, общество подтверждает факт наличия необходимых для проведения проверки документов. Однако, довод общества об их отсутствии в настоящее время, не освобождает ООО "Атлант Инвест Групп" от обязанности по их предоставлению, так как в силу статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью), общество обязано хранить документы, перечень которых указан в пункте 1 названной нормы, по месту нахождения его исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
Согласно п. 4 ст. 32 и ст. 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. В целях осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган, отвечает за сохранность документов.
На основании ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Согласно ч. 5 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
На основании ч. 6 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете в случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.
Таким образом, на основании вышеизложенного, следует, что ответственность за ведение, хранение и предоставление бухгалтерской отчетности возложена на руководителя общества.
По данному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается также и в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, налагаемых на него в связи с осуществлением деятельности по строительству многоквартирных жилых домов.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2016 по делу N А32-24499/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Судья |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24499/2016
Истец: ООО "АТЛАНТ ИНВЕСТ ГРУПП"
Ответчик: Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края
Третье лицо: Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края