Требование: о взыскании долга и пени по страховым взносам
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
11 октября 2016 г. |
дело N А32-19856/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Славянском районе Краснодарского края
к Управлению по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянского района
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Славянском районе Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Управлению по муниципальному имуществу и земельным отношениям муниципального образования Славянского района о взыскании с Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район задолженности по страховым взносам и пени за 1 квартал 2016 г. в сумме 293 256 рублей 27 копеек, в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 233 444 рубля 83 копейки, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 54 115 рублей 96 копеек; пени на задолженность по страховым взносам в сумме 5 695 рублей 48 копеек, в том числе: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 4 623 рубля 64 копейки, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 1 071 рубль 84 копейки.
Решением суда от 12.07.2016 г. исковые требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что наличие у управления задолженности по страховым взносам подтверждается материалами дела, в связи с чем требование о взыскании пени также подлежит удовлетворению.
Не согласившись с принятым решением, Управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям муниципального образования Славянский район обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение о привлечении к ответственности структурного подразделения является незаконным, как самостоятельная организация вне муниципального образования Славянский район Управление не существует.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУ УПФР просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" страхователем Управлению за 1 квартал 2016 года начислены страховые взносы, а именно: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 322 709 рублей 55 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 74 809 рублей 94 копейки.
Управлением произведена частичная уплата страховых взносов за 1 квартал 2016 года.
Наличие у Управления задолженности по страховым взносам в сумме 287 560 рублей 79 копеек, в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 233 444 рубля 83 копейки, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 54 115 рублей 96 копеек послужило основанием для начисления ГУ УПФР пени на данную задолженность (на уплаты которой ГУ УПФР выставлено требование от 25.04.2016 г., не исполненное Управлением по муниципальному имуществу и земельным отношениям) и обращения в суд с требованием о принудительном взыскании сумм задолженности и пени.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных ГУ УПФР требований.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ от 15.12.2001 года (далее - Закон N 167-ФЗ), а также статьей 5 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.09 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
На основании части 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.09 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.09 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Как указано в части 1 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.09 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В силу частей 3 и 4 указанной статьи, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.09 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.09 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Частями 1 и 2 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.09 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Как указано в части 4 вышеуказанной статьи взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится, в том числе с организации, которой открыт лицевой счет.
Порядок и сроки направления в адрес плательщика страховых взносов требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов регламентированы в статье 22 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.09 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.09 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Как предусмотрено частью 5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.09 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" пенсионный фонд может обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по взносам, пени и штрафам в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Поскольку срок направления требования управлением не нарушен, срок для обращения в арбитражный суд следует исчислять в соответствии со сроками, установленными в требовании.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Славянском районе Краснодарского края сообщило, что пени в сумме 5 695 рублей 48 копеек, на задолженность по страховым взносам за 1 квартал 2016 г. Управлением по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район не оплачены. Расчет проверен судом, арифметически и методологически произведен правильно, ответчиком не оспорен.
Доказательств, исключающих наличие оснований для взыскания указанной суммы недоимки и пени, в материалах дела не имеется, и суду представлено не было.
В силу статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Судом, с учетом положений статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных в материалы дела документальных доказательств, установлено, что материалами дела подтверждается наличие оснований для взыскания с заинтересованного лица указанной суммы недоимки и пени.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, равно как и доказательств, исключающих наличие у заинтересованного лица обязанности по уплате спорной суммы недоимки и пени, заинтересованным лицом, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду представлено не было.
Довод подателя жалобы о том, что Управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район, является структурным подразделением администрации муниципального образования Славянский район. Согласно Письму ФНС России от 07.04.2014 N ГД-4-3/6205 и разъяснениям Верховного суда, под структурными подразделениями организации следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки, секторы и т.п., таким образом не является плательщиком страховых взносов, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
В силу пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено частью 14 указанной статьи.
Как видно из материалов дела, Управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям Администрации муниципального образования Славянский район является самостоятельным юридическим лицом, ИНН 2349002300, ОГРН 1022304653260 зарегистрировано в качестве страхователя в органе Пенсионного фонда России, является самостоятельным юридическим лицом, производит выплату заработной платы. Согласно представленной в материалы дела справке о выявлении недоимки от 25.04.2016 в отношении ответчика, составленной на основании РСВ-1 033 010 000062, регистрационный номер в органе контроля за уплатой страховых взносов указан как 033010000062, дата регистрации 01.04.1992. В качестве субъекта, подавшего справку РСВ-1, указано Управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требования управления в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2016 по делу N А32-19856/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19856/2016
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Славянском районе, Управление Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Славянском районе Краснодарского края
Ответчик: Управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям муниципального образования Славянский район
Третье лицо: Управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации МО Славянского района