Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 марта 2017 г. N Ф03-392/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
27 декабря 2016 г. |
А73-11196/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Тихоненко А.А., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства": Солдатенко Дмитрий Александрович, представитель по доверенности от 31.10.2016 N 1774;
от Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края: Птахина Ирина Михайловна, представитель по доверенности от 10.03.2016 N 1-4.6/466;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
на решение от 18.10.2016
по делу N А73-11196/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ж.В. Жолондзь
по иску Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края
о понуждении заключить договор
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 10951100003251, ИНН 5116000922, место нахождения: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, 15, оф. 248; далее- АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700812628, ИНН 2714001317, место нахождения: Хабаровский край, Нанайский район, с. Троицкое, ул. Калинина, 102; далее-Администрация, ответчик) о понуждении заключить договор на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края, в редакции истца, предложенной в проекте договора от 31 декабря 2015 года.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.10.2016 в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт согласно предъявленным требованиям.
В обоснование жалобы приводит доводы о неоднократном обращении в адрес Администрации и отказе последней от заключения договора на возмещение убытков ввиду не предоставления документов, подтверждающих статус поставщика тепловой энергии для населения, факта осуществления деятельности в сфере теплоснабжения, объем тепловой энергии, несении убытков за период с 01.01.2016 по 01.04.2016 в сумме 375 042,39 руб.
Полагает, что обязательность заключения Администрацией договора на возмещение убытков предусмотрена Законами Хабаровского края от 24.11.2004 N 222, от 31.10.2015 N 150.
Отзыва на жалобу не предоставлено.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 22.12.2016 в 11 часов 00 минут, информация об этом размещена публично на сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца настаивал на доводах жалобы и отмене решения суда.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 года N 1089-р истец определен в качестве единственного исполнителя осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации в 2015- 2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя для нужд указанного Министерства и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
По договору N 1-ТХ от 23.10.2015 Министерством обороны Российской Федерации (ссудодатель) АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ссудополучатель) для исполнения обязательств по государственному контракту от 21.09.2015 N 5-ТХ в безвозмездное пользование переданы объекты теплового хозяйства в Хабаровском крае.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2015 N 40/2 для потребителей АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" на период с 01.01.2016 по 31.12.2018 установлены тарифы на тепловую энергию с календарной разбивкой.
Постановлением губернатора Хабаровского края от 19 августа 2015 года N 80 установлены предельные максимальные тарифы на тепловую энергию на 2016 год.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" 24.12.2015 обратилось к Администрации с требованием о подготовке и направлении в адрес истца проекта договора на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению с 31.12.2015.
Письмами от 21.01.2016, 25.02.2016 Администрация со ссылкой на не подтверждение АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" статуса поставщика тепловой энергии для населения, осуществления деятельности в сфере теплоснабжения, объема тепловой энергии, подлежащей поставкам и приобретению потребителями указало на отсутствие оснований для обращения за возмещением убытков, связанных с применением регулируемых тарифов и заключения договора.
22.03.2016 в адрес Администрации АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" направлен договор на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению Нанайского муниципального района, отказ в подписании которого явился основанием для обращения общества в Арбитражный суд Хабаровского края.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, выслушав позицию представителей сторон, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в предмет доказывания по иску о понуждении заключения договора входит, в том числе, вопрос о наличии на стороне ответчика обязанности, предусмотренной Гражданским кодексом или иными законами в обязательном порядке заключить договор.
В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен.
В постановлении от 29.03.2011 N 2-П Конституционного Суда Российской Федерации изложена правовая позиция, согласно которой возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен на тепловую энергию. Субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
На территории Хабаровского края возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, осуществляется в соответствии с Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 (далее - Закон Хабаровского края N 222).
Согласно статье 3 Закона Хабаровского края N 222 возмещение организациям убытков связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством края. Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон Хабаровского края N 150) Нанайский муниципальный район наделен государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 150, органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны: производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края; использовать выделенные для осуществления государственных полномочий финансовые и материальные средства по целевому назначению; определить органы и должностных лиц органов местного самоуправления, специально уполномоченных осуществлять деятельность по осуществлению государственных полномочий; представлять в Правительство края отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходовании финансовых средств, полученных на эти цели; представлять в соответствии с запросами органов государственной власти края информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий; в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить неиспользованные финансовые и материальные средства.
В свою очередь, порядок расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению установлен Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению".
Ни Гражданским кодексом, ни вышеприведенными законам Хабаровского края на органы местного самоуправления не возложено обязанности по заключению в обязательном порядке договора на возмещение убытков в связи с применением регулируемых тарифов.
При таких обстоятельствах, требования истца о понуждении ответчика заключить с ним соответствующий договор правомерно оставлены без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у истца убытков за период с 01.01.2016 по 01.04.2016 в сумме 375 042,39 руб., правового значения для рассмотрения иска о понуждении заключить договор не имеют. При наличии убытков истец не лишен возможности использовать предусмотренные законом способы защиты своих прав.
С учетом установленных обстоятельств и подлежащих применению норм материального права, решение суда первой инстанции, признается законным, обоснованным и не подлежащем отмене.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ возлагаются на истца, как на проигравшую сторону.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18.10.2016 по делу N А73-11196/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11196/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 марта 2017 г. N Ф03-392/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Администрация Нанайского муниципального района Хабаровского края