Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 марта 2017 г. N Ф05-1604/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А41-25392/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Л.И.-Чернобыль" - Джегерука В.М. (генеральный директор на основании приказа от 18.11.2013, решения общего собрания учредителей общества от 13.11.2013),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
от администрации городского округа Химки Московской области - Санковского М.Ю. (представителя по доверенности от 07.09.2016)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13.09.2016 по делу N А41-25392/16, принятое судьей Фаньян Ю.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Л.И. - Чернобыль" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), в котором просило (с учетом принятого судом уточнения):
- признать незаконным отказ управления от 13.04.2015 N 10/076/2014-312, 313 в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости: нежилое помещение общей площадью 41, 5 кв.м., кадастровый номер 50:10:0010212:1520, расположенное по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Спартаковская, д. 11 помещение 47 (этаж 2);
- обязать управление произвести государственную регистрацию перехода права собственности на данный объект недвижимости согласно договору купли-продажи недвижимого имущества от 13.11.2014 N ЮО-126.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация),
Решением Арбитражного суда Московской области от 3.09.2016 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители общества и администрации в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя управления.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей общества и администрации, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между обществом и комитетом по управлению имуществом администрации заключен договор от 28.12.2011 N 4290 аренды нежилого помещения N 47 общей площадью 41, 5 кв.м., кадастровый номер 50:10:0010212:1520, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Спартаковская, д. 11.
Согласно пункту 1.2 данного договора срок аренды установлен на 11 месяцев с 28.12.2011 по 27.11.2012.
Между администрацией и обществом заключен договор от 13.11.2014 N ЮО-126 купли-продажи указанного объекта недвижимости имущества. Между администрацией и обществом подписан акт приема-передачи объекта недвижимости от 13.11.2014 N ЮО-126.
Общество и администрация 21.11.2014 обратилось в управление с заявлениями о государственной регистрации перехода к обществу права собственности на указанный объект недвижимости.
Сообщением от 13.04.2015 N 10/076/2014-312, 313 управление отказало в государственной регистрации, сославшись на то, что по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) за обществом нет записи об аренде в отношении выкупаемого объекта недвижимости. По мнению управления, общество документально не подтвердило наличие арендных отношений в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об отчуждении имущества).
Так и не получив данное сообщение, общество 12.05.2016 обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило обязать управление произвести государственную регистрацию права собственности на упомянутый объект.
Узнав только в ходе рассмотрения судом данного заявления о том, что управлением отказало в государственной регистрации сообщением от 13.04.2015 N 10/076/2014-312, 313, общество 05.09.2016 уточнило требования, заявив, что просит признать незаконным данный отказ и обязать управление произвести государственную регистрацию права собственности на данный объект.
Удовлетворяя уточненные требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Исходя из статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и подтверждается записью о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица.
При этом к заявлению о государственной регистрации прав в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено Законом о регистрации принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество и предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии со статьей 26 Закона о регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются поэтажные планы здания, сооружения, на которых обозначаются сдаваемые в аренду помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
В обоснование отказа в государственной регистрации управление сослалось на то, что согласно сведениям из ЕГРП за обществом нет записи об аренде в отношении выкупаемого объекта недвижимости и общество документально не подтвердило наличие арендных отношений в соответствии со статьей 4 Закона об отчуждении.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По смыслу статей 554 и 555 Гражданского кодекса существенными для договора купли-продажи недвижимости являются условия о цене имущества, а также данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю, в том числе определяющие расположение недвижимости на соответствующем участке либо в составе другого недвижимого имущества.
На основании пункта 1 статьи 552 Гражданского кодекса и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно пункту 3 статьи 433 Гражданского кодекса договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 609, пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2000 N 53 "О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений" разъяснено, что правила пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются и к договорам аренды нежилых помещений.
Из содержания указанных норм следует, что договор аренды нежилых помещений на срок менее одного года не подлежит государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что договор аренды от 28.12.2011 N 4290 заключен на срок 11 месяцев с 28.12.2011 по 27.11.2012, то есть на срок менее года, в связи с чем он в силу статьи 651 Гражданского кодекса не подлежал государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
В качестве основания для государственной регистрации права собственности заявителем представлен подлинник договора купли-продажи от 13.11.2014 N ЮО-126, заключенный обществом и администрацией на основании постановления администрации от 16.10.2014 N 1601 и в соответствии с Законом об отчуждении имущества.
Названный договор купли-продажи не оспорен, не признан недействительным, администрация не отрицает заключение договора аренды и существование арендных отношений с обществом до предоставления ему арендуемого объекта в собственность в порядке, предусмотренном Законом об отчуждении имущества.
Постановление администрации от 16.10.2014 N 1601 также не оспорено, не признано недействительным, не отменено.
Поскольку регистрирующему органу представлены документы в объеме, предусмотренном Законом о регистрации, которые соответствуют требованиям действующего законодательства в период их издания, суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ управления в государственной регистрации перехода права собственности и обязал произвести государственную регистрацию.
Из доводов управления, материалов дела оснований для отмены решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.09.2016 по делу N А41-25392/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25392/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 марта 2017 г. N Ф05-1604/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Л.И. Чернобыль"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Химки Московской области