г. Томск |
|
23 декабря 2016 г. |
Дело N А67-4645/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Колупаевой Л.А., Сбитнева А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М. М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Лебедева В. А. по дов. от 11.07.2016, Розанова О. О. по дов. от 25.07.2016,
от заинтересованного лица: Пакуловой А. С. по дов. от 11.01.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску на решение Арбитражного суда Томской области от 26.10.2016 по делу N А67-4645/2016 (судья И.М. Казарин)
по заявлению акционерного общества "Научно-производственный центр "Полюс" (ОГРН 1077017004063, ИНН 7017171342) г. Томск,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (ОГРН 1047000302436, ИНН 7021022569) г. Томск,
о признании недействительным решения N 25-49/183 от 19.01.2016 в части,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Научно-производственный центр "Полюс" (далее - заявитель, общество, АО "НПЦ "Полюс") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - налоговый орган, Инспекция) N 25-49/183 от 19.01.2016 в части доначисления и предложения уплатить земельный налог в сумме 1562623 руб. Также общество просило обязать Инспекцию возвратить на расчетный счет АО "НПЦ "Полюс" сумму излишне уплаченного земельного налога за 2012 год в размере 1 562 623 руб.
Решением Арбитражного суда Томской области от 26.10.2016 заявление АО "НПЦ "Полюс" удовлетворено частично - признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску от 19.01.2016 N 25-49/183 в части доначисления и предложения уплатить земельный налог в сумме 1 562 623 руб. Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Томску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "НПЦ "Полюс". В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Томской области в части признания недействительным решения Инспекции N 25-49/183 от 19.01.2016 о доначислении земельного налога в размере 1562623 руб. и принять в обжалуемой части новый судебный акт.
В обоснование жалобы Инспекция указывает, что в связи с выбытием земельных участков из федеральной собственности в установленном законодательством порядке и регистрация их на праве собственности за АО "НПЦ "Полюс", спорные земельные участки не могут иметь статус ограниченных в обороте, в связи с чем основания для применения льготы, установленной подпунктом 3 пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в рассматриваемом случае у заявителя отсутствуют; факт наличия лицензии на осуществление разработки вооружений и военной техники, на осуществление космической деятельности, сам по себе не свидетельствует о том, что налогоплательщик фактически осуществлял указанную деятельность на спорных земельных участках в проверяемом периоде; НК РФ не предусмотрено начисление земельного налога (применение льготы) пропорционально площади земельного участка, используемого для нужд обороны и безопасности; земельные участки находятся в собственности общества, а не в федеральной или муниципальной, в связи с чем не являются ограниченными в обороте; нахождение на земельных участках объектов недвижимости, служащих для выполнения функций по обеспечению обороны и безопасности, обществом не доказано; обществом на спорных земельных участках ведется коммерческая деятельность, не связанная с исполнением гособоронзаказа.
АО "НПЦ "Полюс" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции по делу.
Поскольку, как следует из текста апелляционной жалобы, Инспекция не согласна с решением суда в части признания недействительным решения от 19.01.2016 N 25-49/183 о доначислении и предложении уплатить земельный налог в сумме 1 562 623 руб., апелляционный суд на основании части 5 статьи 268 АПК РФ при отсутствии возражений АО "НПЦ "Полюс", проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части - в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что АО "НПЦ "Полюс" является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в собственности, с кадастровыми номерами 70:21:0200025:41, 70:21:0200025:107, 70:21:0200022:227, 70:21:0200050:42, 70:21:0200017:328.
Обществом представлена в Инспекцию уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 года, согласно которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее заявленной.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам которой принято решение N 25-49/183 от 19.01.2016, в соответствии с которым обществу доначислен земельный налог в размере 1 562 623 руб.
Решением УФНС России по Томской области от 31.03.2016 N 107 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в обжалуемой налоговым органом части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств дела.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 данной статьи.
В соответствии со статьей 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами. Подпунктом 2 пункта 2 статьи 93 Кодекса установлено, что в целях обеспечения обороны земельные участки могут предоставляться для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 18260/10, при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков к ограниченным в обороте и исключению их из объектов обложения земельным налогом важным является разрешенное использование земельных участков либо их фактическое использование в целях обеспечения обороны.
При отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих отнесение земельных участков к категории земель обороны, основания для их квалификации как используемых для обеспечения обороны могут быть подтверждены сведениями о статусе организации (отнесение ее к категории стратегических предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство, ремонт вооружения, военной техники и боеприпасов) и документами, подтверждающими фактическое использование земельных участков для указанных целей.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на момент приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр "Полюс" земельные участки с кадастровыми номерами 70:21:0200025:41, 70:21:0200025:107, 70:21:0200022:227, 70:21:0200050:42, 70:21:0200017:328 фактически являлись ограниченными в обороте в силу положений подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, поскольку находились в федеральной собственности и использовались для обеспечения обороны и безопасности.
Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 научно-производственный центр полюс включен в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что ФГУП "НПЦ "Полюс" осуществляло деятельность, напрямую связанную с обороной и безопасностью: научно-исследовательская и научно-техническая деятельность по теоретическим и экспериментальным исследованиям, создание, отработка, производство и эксплуатация электроэнергетических и электромеханических систем, приборов, электрических машин, электрооборудования для ракетной, космической, авиационной, кораблестроительной и других отраслей промышленности.
Инспекцией не оспаривается факт нахождения указанных земельных участков в федеральной собственности до приватизации имущественного комплекса ФГУП "НПЦ "Полюс", документально не опровергнуто использование таких земельных участков для обеспечения обороны и безопасности, а также осуществление деятельности, напрямую связанной с обороной и безопасностью.
Согласно материалам дела, в дальнейшем на основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Томской области от 29.12.2006 N 851 и передаточного акта от 29.12.2006 с учетом распоряжения Территориального управления Росимущества по Томской области от 12.05.2009 N 258 земельные участки с кадастровыми номерами 70:21:0200025:41, 70:21:0200025:107, 70:21:0200022:227, 70:21:0200050:42, 70:21:0200017:328 приватизированы в составе имущественного комплекса ФГУП "НПЦ "Полюс".
При этом в результате приватизации имущественного комплекса ФГУП "НПЦ "Полюс" фактическое использование указанных земельных участков не изменилось.
Согласно уставу общества, единственным учредителем является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Из распоряжения Территориального управления Росимущества по Томской области от 29.12.2006 N 851 следует, что единственным акционером общества является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с информационным письмом от 05.02.2007 N 06-21 Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области обществу присвоен код Общероссийского классификатора форм собственности (ОКФС) 12 - федеральная собственность.
За истекшее с момента преобразования организационно-правовой формы Предприятия время указанная форма собственности не поменялась и в настоящий момент также квалифицируется органами государственной статистики под кодом ОКФС - 12, что подтверждается общедоступными сведениями, содержащимися на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики http://кодыросстата.рф/.
В рассматриваемом случае передача Российской Федерацией в собственность акционерному обществу имущества, перевод имущества в акции и принятие 100 процентов акций обратно в собственность Российской Федерации не свидетельствуют о переходе имущества в собственность акционерного общества и утрате Российской Федерацией права собственности и управления над обществом. В указанных правоотношениях государство выступает одновременно в качестве продавца и покупателя государственного (федерального) имущества, на что прямо указывают положения пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Таким образом, приобретение обществом права собственности на рассматриваемые земельные участки фактически не изменило их статус как ограниченных в обороте, что соответствует положениям пункта 2 статьи 27 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что в результате приватизации обществу предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 70:21:0200025:41, 70:21:0200025:107, 70:21:0200022:227, 70:21:0200050:42, 70:21:0200017:328 для осуществления деятельности, которой ранее занималось ФГУП "НПЦ "Полюс" - обеспечение обороны и безопасности государства путем использования для разработки, создания и производства продукции оборонного назначения и изделий космического и специального назначения. Общество ограничено в праве по распоряжению принадлежащим ему недвижимым имуществом, что обусловлено нахождением самого общества в федеральной собственности. Фактически принятие решений относительно судьбы земельных участков зависит от Российской Федерации в лице уполномоченного органа.
Кроме того, согласно материалам дела, земельные участки с кадастровыми номерами 70:21:0200025:41, 70:21:0200025:107, 70:21:0200022:227, 70:21:0200050:42, 70:21:0200017:328 используются обществом в деятельности для обеспечения обороны и безопасности.
Распоряжением правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р общество включено в Перечень стратегических предприятий, осуществляющих производство продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, и систематически выполняемых государственный оборонный заказ на основании государственных контрактов.
В подтверждение осуществления деятельности по обороне и государственному заказу и использования в этих целях спорных земельных участков, обществом в ходе рассмотрения дела представлены лицензии от 29.12.2008 N 1037К на осуществление космической деятельности, от 11.08.2010 N 001320 ВВТ-О на осуществление разработки вооружения и военной техники, от 11.08.2010 N 001321 ВВТ-П на осуществление производства вооружения и военной техники; в подтверждение выполнения работ по государственному оборонному заказу обществом представлены сведения об объектах недвижимости, расположенных на земельных участках; справка Роскосмоса от 23.11.2015 N МХ-21-8864; справка о наличии договоров на выполнение работ по гособоронзаказу на 2012 год от 10.07.2015 N 59/бух; справка о технологических операциях по изготовлению продукции для ГОЗ за 2012 год от 11.08.2016 N 82/бух; справка о нахождении производственных цехов на 2012 год от 05.09.2016 N 95/бух; договоры на изготовление продукции с приложениями в рамках исполнения гособоронзаказа; уведомления и справки ОАО ЦКБ "Рубин", Минобороны России, ФГУП "ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", ФГУП "КБ "Арсенал", ОАО "ГРЦ Макеева", ОАО "Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева", ФГУП НИИР, подтверждающие выполнение обществом работ именно в рамках гособоронзаказа; удостоверения Минобороны России, подтверждающие предъявления к освидетельствованию приборов, изготовленных в рамках договоров на выполнение работ по гособоронзаказу в 2012 году; накладные на отпуск материалов на сторону за 2012 год; акты за 2012 год, подтверждающие изготовление и передачу оборудования; пояснения к документации по изготовлению приборов в рамках договоров с приложением документов, подтверждающих выполнение работ (уведомления, технологические и маршрутные паспорта, индивидуальные и групповые маршрутные листы).
Данные доказательства подтверждают факт выполнения обществом в 2012 году работ по изготовлению оборудования в рамках гособоронзаказа (доля государственного заказа в общем объеме работ 87,4%) на производственных мощностях, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 70:21:0200025:41, 70:21:0200025:107, 70:21:0200022:227, 70:21:0200050:42, 70:21:0200017:328.
Налоговый орган ссылается на то, что данные земельные участки используются и в коммерческой деятельности общества.
Общество указывает на то, что часть помещений в зданиях, расположенных на спорных земельных участках, сдает в аренду, в связи с чем исчислило земельный налог за 2012 год пропорционально площадям земельных участков, не используемых для нужд обороны и безопасности. Как правильно указано в решении суда, это не привело к занижению налоговой базы по земельному налогу и соответственно к неуплате налога в бюджет в необходимом размере. Подобное определение обществом своих налоговых обязательств не опровергает того, что земельные участки с кадастровыми номерами 70:21:0200025:41, 70:21:0200025:107, 70:21:0200022:227, 70:21:0200050:42 в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ не облагаются земельным налогом.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявитель осуществляет деятельность в сфере обороны и безопасности Российской Федерации, а земельные участки используются для осуществления указанной деятельности. То обстоятельство, что спорные земельные участки согласно сведениям из кадастра относится к землям населенных пунктов, а не к землям обороны, не имеет в данном случае правового значения относительно применения льготы по земельному налогу, поскольку учитываются именно действительные цели, для которых предоставлен земельный участок, а также его фактическое использование, а не сведения кадастрового учета. Поэтому начисление налоговым органом земельного налога по данным земельным участкам судом первой инстанции правомерно признано незаконным.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части не имеется.
При изготовлении полного текста постановления судом обнаружена опечатка в оглашенной резолютивной части: вместо "Решение Арбитражного суда Томской области от 26.10.2016 по делу N А67-4645/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения", указано: "Решение Арбитражного суда Томской области от 26.10.2016 по делу N А67-4645/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения". Указанная неточность исправляется судом в порядке статьи 179 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 26.10.2016 по делу N А67-4645/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.В. Кривошеина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4645/2016
Истец: АО "Научно-производственный центр "Полюс"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску