г. Санкт-Петербург |
|
22 мая 2017 г. |
Дело N А56-92327/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2017 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6895/2017) ОАО НПК "СЕВЕРНАЯ ЗАРЯ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2017 по делу N А56-92327/2016 (судья Синицына Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ОАО НПК "СЕВЕРНАЯ ЗАРЯ"
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
открытое акционерное общество научно-производственный комплекс "СЕВЕРНАЯ ЗАРЯ" (ОГРН 1027801543626, адрес: 194100, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 7; далее - ОАО НПК "СЕВЕРНАЯ ЗАРЯ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (ОГРН 1037851017973, адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 14/52, лит. А; далее - заинтересованное лицо, Комитет) от 23.12.2016 N 88/1-16.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 21.02.2017 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ОАО НПК "СЕВЕРНАЯ ЗАРЯ" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы полагает, что допущенное правонарушение является малозначительным, в связи с чем общество подлежит освобождению от административной ответственности.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения ОАО НПК "СЕВЕРНАЯ ЗАРЯ" в процессе осуществления регулируемого вида деятельности в сфере теплоснабжения требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закона N 190-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", правильности применения регулируемых государством цен (тарифов), соблюдения законодательства в части соблюдения стандартов раскрытия информации, исполнения требований о раздельном учете соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения за 2015 год и за 1 полугодие 2016 года.
По итогам плановой выездной проверки был составлен акт проверки от 29.09.2016 N 18/16, в соответствии с которым выявлены нарушения законодательства в сфере теплоснабжения.
Проверкой установлено, что представленные обществом рабочие планы счетов за 2015 год и за 1 полугодие 2016 года, не предполагают отражение доходов и расходов, имущественных, неимущественных прав и обязательств по видам деятельности (в том числе по регулируемым) на субсчетах (второго, третьего порядка и т.д.) счетов (субсчетов) бухгалтерского учета. Также установлено, что учетная политика и рабочий план счетов общества на 2015 и на 2016 год не приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в части ведения раздельного учета доходов и расходов имущественных и неимущественных прав и обязательств от деятельности по видам деятельности в том числе регулируемым), а также в части ведения раздельного учета доходов и расходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств по видам деятельности (в том числе регулируемым) на субсчетах счетов бухгалтерского учета.
По факту выявленных нарушений административным органом составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ от 06.12.2016 N 88/1-16.
Постановлением 23.12.2016 по делу об административном правонарушении N 88/1-16, административный орган привлек заявителя к ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину общества, не усмотрел нарушения процедуры привлечения к административной ответственности. В связи с изложенным, суд признал законным и обоснованным постановление Комитета от 23.12.2016 N 88/1-16, заявление ОАО НПК "СЕВЕРНАЯ ЗАРЯ" оставил без удовлетворения.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не усматривает оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, выражается в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а равно в ином нарушении установленного порядка ценообразования.
Распоряжением Комитета по тарифам от 08.12.2014 N 363-р установлены тарифы на поставляемые ОАО НПК "СЕВЕРНАЯ ЗАРЯ" потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2015 и на 2016 годы: тепловую энергию; тепловую энергию, поставляемую на коллекторах источников энергии; теплоноситель.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 7 Закона N 190-ФЗ, пункту 10 постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразования в сфере теплоснабжении" (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), пункту 6 приказа ФСТ России от 12.04.2013 N 91 "Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов" (далее - Единая система классификации и раздельного учета затрат), вступившего в силу с 31.05.2013, регулируемые организации обязаны вести раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов.
Пунктом 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат установлено, что ведение раздельного учета осуществляется регулируемой организацией в соответствии с учетной политикой на счетах и субсчетах Плана счетов, содержащих полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, утверждаемого вместе с учетной политикой, которая представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета, применяемая последовательно из года в год (статья 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон о бухгалтерском учете)).
Учет затрат (в зависимости от метода определения тарифов) по каждому из регулируемых видов деятельности должен осуществляется по определенным элементам и видам затрат (в соответствии с перечнями, установленным пунктами 7-8 Единой системы классификации и раздельного учета затрат).
Для целей Единой системы классификации и раздельного учета расходы регулируемой организации должны подразделяться на:
- прямые расходы - расходы, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), относимые на конкретный вид производимой продукции (работ, услуг) в соответствующей системе теплоснабжения и (или) в субъекте Российской Федерации. Такие расходы распределяются по соответствующим регулируемым видам деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъектам Российской Федерации;
- косвенные расходы - расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на производство конкретного вида производимой продукции (работ, услуг), соответствующему источнику тепловой энергии, соответствующей системе теплоснабжения и (или) к одному субъекту Российской Федерации.
При этом распределение косвенных расходов по соответствующим регулируемым видам деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъектам Российской Федерации должно производиться в соответствии с учетной политикой регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 8 Единой системы классификации и раздельного учета затрат организациями, в отношении которых установлены долгосрочные тарифы регулирования в сфере теплоснабжения, раздельный учет расходов по каждому из регулируемых видов деятельности должен вестись по следующим элементам и видам затрат:
а) операционные расходы в соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расходы на приобретение сырья и материалов; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, услуг по стратегическому управлению организацией и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных Основами ценообразования в сфере теплоснабжения; другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств;
б) неподконтрольные расходы в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения: расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование; арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения; расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом "а" пункта 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения; отчисления на социальные нужды;
в) расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34-38 и 66 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
Факт наличия вменяемых правонарушений правомерно установлен судом первой инстанции, Комитетом, подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о доказанности материалами дела события вменяемого обществу правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. ОАО НПК "СЕВЕРНАЯ ЗАРЯ" имело реальную и объективную возможность для соблюдения перечисленных выше требований законодательства.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного ОАО НПК "СЕВЕРНАЯ ЗАРЯ" правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10), если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обществом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями. Общество имело возможность для обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, предусмотренных действующим законодательством, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению. Обществом не проявлена необходимая степень заботливости и осмотрительности для соблюдения действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявления ОАО НПК "СЕВЕРНАЯ ЗАРЯ" о признании незаконным и отмены постановления Комитета от 23.12.2016 N 88/1-16.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности не облагается государственной пошлиной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей подлежит возвращению ОАО НПК "СЕВЕРНАЯ ЗАРЯ" из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 февраля 2017 года по делу N А56-92327/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества научно-производственный комплекс "СЕВЕРНАЯ ЗАРЯ" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу научно-производственный комплекс "СЕВЕРНАЯ ЗАРЯ" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-92327/2016
Истец: ОАО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС "СЕВЕРНАЯ ЗАРЯ"
Ответчик: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга