Требование: о признании незаконным бездействия
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
05 декабря 2016 г. |
А72-5708/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 сентября 2016 года по делу N А72-5708/2016 (судья Корастелёв В.А.),
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области (ОГРН 1087306000385, ИНН 7306040028), Ульяновская область, г. Барыш,
к Управлению финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (ОГРН 1027300516330, ИНН 7304002651), Ульяновская область, г. Барыш,
при участии третьего лица: Муниципальное учреждение культуры "Барышская межпоселенческая библиотека" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (ОГРН 1057306010464, ИНН 7306037762), Ульяновская область, г. Барыш,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприостановлении операций по счетам должника; обязании приостановить операции по всем лицевым счетам, включая счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительного листа от 02 декабря 2014 года серии ФС N 004094657.
Суд первой инстанции, в соответствии со ст. 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное учреждение культуры "Барышская межпоселенческая библиотека" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15 сентября 2016 года признано незаконным бездействие Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, выразившееся в неприостановлении операций по лицевым счетам должника - муниципальное учреждение культуры "Барышская межпоселенческая библиотека" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области. Управлению финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области вменено в обязанность приостановить до момента исполнения исполнительного листа от 02 декабря 2014 года серии ФС N 004094657 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципальное учреждение культуры "Барышская межпоселенческая библиотека" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.
В апелляционной жалобе Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 сентября 2016 года по делу N А72-5708/2016 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что все действия по перечислению денежных средств МУ Управление финансов МО "Барышский район" осуществляет в соответствии с указаниями главного распорядителя денежных средств. Ответчик полагает, что факт бездействия и умысла отсутствует.
В материалы дела поступил отзыв Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области, в котором Управление, указывая на факт получения и ознакомления с апелляционной жалобой ответчика, просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 сентября 2016 года по делу N А72-5708/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением от 16.10.2014 по делу N А72-11850/2014 Арбитражный суд Ульяновской области взыскал с муниципального учреждения культуры "Барышская межпоселенческая библиотека" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области задолженность по страховым взносам и пени в ПФР и ФФОМС.
Судом первой инстанции на принудительное исполнение вышеуказанного решения выдан исполнительный лист от 02 декабря 2014 года серии ФС N 004094657, который был направлен к исполнению в Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области с заявлением от 15.11.2014 N 09/01-5278 и получен ответчиком, о чем имеется отметка от 17.12.2014 вх. N 1070 (л.д. 11).
В соответствии с информацией, содержащейся в ЕГРЮЛ в отношении должника -муниципальное учреждение культуры "Барышская межпоселенческая библиотека" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, по своей организационно-правовой форме должник является муниципальным казённым учреждением.
В сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, судебный акт в полном объеме исполнен не был.
Считая данное бездействие незаконным и нарушающим права и интересы заявителя, УПФ в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области обжаловал бездействие ответчика в судебном порядке.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Исходя из статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, могут быть признаны судом недействительными (незаконными) при наличии в совокупности следующих двух условий:
- они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- они нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
В пункте 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (п.1).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (п. 2).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п.3).
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (п. 4).
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п.5).
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п. 6).
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (п. 7).
Согласно пункту 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Таким образом, статья 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусматривает аналогичный статье 242.5 БК РФ порядок приостановления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах бюджетных учреждений.
В силу пункта 5 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24 Кодекса, либо отказ в совершении таких действий, могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Уставу муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области исполнение бюджета Барышского района производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Управление финансов муниципального образования "Барышский район" является финансовым органом местного самоуправления муниципального образования "Барышский район", осуществляющим проведение единой муниципальной финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории муниципального образования "Барышский район".
Таким образом, именно на ответчика возложена обязанность принять меры по исполнению исполнительного документа, выданного по делу N А72-11850/2014.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что должник является муниципальным бюджетным учреждением. Предъявленный к исполнению исполнительный лист не был возвращен Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Барышском районе Ульяновской области в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок, то есть, принят ответчиком к исполнению, при этом ответчик в установленный срок не исполнил в полном объеме свои обязательства; не приостановил осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.2005 N 8-П, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В силу пункта 6 указанной статьи исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Следовательно, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.
На основании изложенного, ответчик обязан был исполнить исполнительные документы в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьей 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Принимая во внимание то обстоятельство, что исполнительный документ не исполнен, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника приостановлены не были, бездействие ответчика не соответствует нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 10247/10, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 10.11.2015 по делу N А55-24205/2014, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу N А72-4457/2014, от 12.02.2016 N А72-15715/2015.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, в случае удовлетворения требования заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Следовательно, в случае удовлетворения требования о признании незаконным бездействия, суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами суд первой инстанции правомерно, с учетом положений статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возложил на муниципальное учреждение "Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области" обязанность приостановить до момента исполнения исполнительного листа серии ФС N 004094657 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что все действия по перечислению денежных средств МУ Управление финансов МО "Барышский район" осуществляет в соответствии с указаниями главного распорядителя денежных средств, не свидетельствуют об отсутствии у ответчика обязанности по принятию мер, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ в целях исполнения исполнительного документа в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Факт бездействия муниципального учреждения Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, выразившегося в неприостановлении операций по счетам Муниципального учреждения культуры "Барышская межпоселенческая библиотека" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, подтвержден материалами дела.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 сентября 2016 года по делу N А72-5708/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5708/2016
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области, УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области
Ответчик: МУ "Управление финансов МО "Барышский район" Ульяновской области, МУ Управление финансов МО Барышский район Ульяновской области
Третье лицо: МУК "Барышская межпоселенческая библиотека" МО "Барышский район" Ульяновской области, МУК Барышская межпоселенческая библиотека МО Барышский район Ульяновской области