Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
02 декабря 2016 г. |
Дело N А49-10410/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30.11.2016 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жильё-11" по обслуживанию жилого фонда на решение Арбитражного суда Пензенской области от 23.09.2016 по делу N А49-10410/2016 (судья Стрелкова Е.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Жильё-11" по обслуживанию жилого фонда (ИНН 5835080728, ОГРН 1095835000843), г.Пенза, к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, г.Пенза, об оспаривании предписания,
в судебном заседании приняли участие:
представитель открытого акционерного общества "Жильё-11" по обслуживанию жилого фонда Есина Е.Ю. (доверенность от 01.03.2016),
представитель Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области Ильина Ю.С. (доверенность от 19.09.2016 N 1-15-1462),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Жильё-11" по обслуживанию жилого фонда (далее - ОАО "Жилье-11" по ОЖФ, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - административный орган) от 17.06.2016 N ПР-497.
Решением от 23.09.2016 по делу N А49-10410/2016 Арбитражный суд Пензенской области в удовлетворении заявления отказал.
ОАО "Жилье-11" по ОЖФ в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель административного органа апелляционную жалобу отклонила, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, в связи с поступлением заявления гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 41 по ул.Рахманинова в г.Пензе, административный орган на основании приказа от 03.06.2016 N ПУ-2202 провел в отношении управляющей организации (ОАО "Жилье-11" по ОЖФ) внеплановую документарную проверку, в ходе которой выявил факт начисления платы за ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома за март-апрель 2016 года с нарушением ч.7 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 17.06.2016 N 1268 и вынес предписание от 17.06.2016 N ПР-497, которым обязал общество произвести перерасчет платы собственникам помещений многоквартирного дома N 41 по ул.Рахманинова в г.Пензе за ремонт и содержащие общего имущества в соответствии с размером платы, установленным протоколом общего собрания собственников от 19.01.2015 N 1, с марта 2016 года, исключив дальнейшее начисление платы с применением коэффициента инфляции (срок исполнения - 15.08.2016).
Не согласившись с предписанием административного органа, ОАО "Жилье-11" по ОЖФ обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч.7 ст.156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст.ст.45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 41 по ул.Рахманинова в г.Пензе (протокол от 19.01.2015) принято решение о выборе ОАО "Жилье-11" по ОЖФ в качестве управляющей организации и заключении с ним договора с 01.03.2015, об утверждении договора управления многоквартирным домом между ОАО "Жилье-11" по ОЖФ и собственником, а также об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 13 руб. 46 коп. на 1 кв.м общей площади помещений в месяц.
П.5.2 договора управления установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома на срок, установленный общим собранием, а если решением общего собрания срок не установлен, размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома устанавливается на один год. Если решение такого собрания отсутствует, то размер платы за содержание и ремонт общего имущества определяется в соответствии с установленным на соответствующий период органом местного самоуправления размером платы за содержание и ремонт жилого помещения для муниципального жилищного фонда в г.Пензе.
Ежегодно, не чаще 1 раза в год, размер платы подлежит индексации на индекс инфляции (роста) потребительских цен в Российской Федерации, на месяц, начинающийся тремя месяцами ранее первого числа, в котором производится повышение платы, в процентах к соответствующему месяцу предшествующего года, определенный и официально опубликованный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из счетов-квитанций квартиры N 100 за февраль-март 2016 года следует, что с марта 2016 года размер платы за содержание и ремонт жилого помещения увеличился на 14,98% и составил 15 руб. 48 коп. с 1 кв.м.
ОАО "Жилье-11" по ОЖФ ссылается на то, что при повышении размера платы с марта 2016 года руководствовалось п.5.2 договора управления; утвердив договор в предлагаемой редакции и предусмотрев в нем условие о возможности повышения платы за содержание и ремонт жилого помещения на индекс инфляции, не обязательно собирать общее собрание собственников дома с целью рассмотрения вопроса о повышении платы.
Этот довод общества суд первой инстанции обоснованно счел противоречащим действующему жилищному и гражданскому законодательству Российской Федерации.
В силу ст.310 Гражданского кодекса Российской Федерации одностороннее изменение условий договора, если это предусмотрено самим договором, допускается только в отношении обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности обеими сторонами договора.
В данном случае одна из сторон договора, а именно собственник помещения, предпринимательскую деятельность в рамках договора управления не осуществляет.
Как уже указано, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений (ч.7 ст.156 ЖК РФ). Других процедур изменения платы за содержание жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что п.5.2 договора управления, предусматривающий право управляющей организации в одностороннем порядке изменять размер платы за содержание и ремонт общего имущества на индекс инфляции, противоречит ст.310 ГК РФ и является ничтожным в силу ст.168 ГК РФ, поскольку ч.1 ст.16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" презюмирует недействительность сделок, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Таким образом, ОАО "Жилье-11" по ОЖФ не вправе было в одностороннем порядке (без соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома) изменять размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Оспариваемое предписание адресовано надлежащему лицу, является законным и реально исполнимым.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявления.
Вывод суда первой инстанции подтверждается судебной практикой (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 27.06.2016 по делу N А49-12510/2015, от 30.06.2016 по делу N А49-12506/2015, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2016 N 304-КГ16-8003).
Довод ОАО "Жилье-11" по ОЖФ о том, что специальные последствия недействительности сделки могут быть применены только судом, а административный орган полномочиями по применению таких последствий не наделен, суд апелляционной инстанции отклоняет.
П.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
Оспариваемым предписанием административный орган обязал ОАО "Жилье-11" по ОЖФ восстановить нарушенные права граждан путем перерасчета платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений и за пределы своих полномочий не вышел.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 23 сентября 2016 года по делу N А49-10410/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-10410/2016
Истец: ОАО "Жильё-11" по обслуживанию жилого фонда, ОАО "Жилье-11" по обслуживанию жилого фонда
Ответчик: Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области