г. Москва |
|
25 июля 2017 г. |
Дело N А40-5806/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.
судей: |
Каменецкого Д.В., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жубоевым Д.А, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "ФСК ЕЭС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2017 по делу N А40-5806/17, принятое судьей В.Д. Поздняковым (93-51),
по заявлению ПАО "ФСК ЕЭС"
к ФАС России,
третье лицо: 1) Зайцев В.Г., 2) АО "ЭССК ЕЭС" (ОГРН 1027700035285),
о признании незаконным и отмене решения и предписания,
при участии:
от заявителя: |
Колиненко Е.М. по дов. от 04.04.2017; |
от ответчика: |
не явился, извещен. |
от третьих лиц: |
1)не явился, извещен; 2) Зиньковская Ю.В. по дов. от 12.09.2016 |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ФСК ЕЭС" (заявитель, заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением О признании незаконным и отмене решения и предписания от 28.12.2016 N 223-ФЗ-812/16 Федеральной антимонопольной службы (заинтересованное лицо, антимонопольный орган, ФАС России) по результатам рассмотрения жалобы при закупке товаров, работ, услуг.
Решением от 28.04.2017 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель апелляционной жалобы ссылается, что у ФАС России отсутствовали полномочия на принятие оспариваемого решения и предписания, Зайцев В.Г. (адвокатский кабинет Зайцева В.Г.) заявку на участие в конкурсе не подавал, за разъяснениями конкурсной документации не обращался, ни в его жалобе, ни в решении не содержится сведений о том, каким образом, конкурсной документацией могут быть нарушены его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица - АО "ЭССК ЕЭС" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы ПАО "ФСК ЕЭС", просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика и третье лицо - Зайцев В.Г.,, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие ответчика и третьего лица - Зайцев В.Г.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя заявителя, полагает обжалуемый судебный акт подлежит отмене, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ФАС России поступила жалоба Зайцева В.Г. от 19.12.2016 N 17 (вх. 187837/16 от 19.12.2016) на действия (бездействие) заказчика ПАО "ФСК ЕЭС", организатора закупки АО "ЭССК ЕЭС" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание юридической помощи по представлению и защите интересов ПАО "ФСК ЕЭС" в арбитражных и третейских судах РФ (извещение N 31604399895).
По результатам рассмотрения указанной жалобы Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок принято решение от 28.12.2016 по делу N 223-ФЗ-812/16, которым жалоба Зайцева В.Г. на действия (бездействие) Заказчика признана обоснованной в части неправомерного ограничения круга лиц, имеющих право участвовать в закупочной процедуре путем установления в Документации требования о возможности участия в закупке исключительно лиц, учрежденных в одной из форм адвокатского образования в порядке, установленном Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", в действиях ПАО "ФСК ЕЭС" выявлены нарушения части 1 статьи 2, пункты 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдано обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Полагая решение и предписание от 28.12.2016 по делу N 223-ФЗ-812/16 незаконным, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу ст. 6 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нормой ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции").
Вместе с тем, в силу ч. 10 ст. 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" должны применяться с учетом данной нормы.
При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в п. 9 ст. 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.
Таким образом, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
В настоящем случае жалоба Зайцева В.Г. не содержит в качестве доводов обстоятельства, приведенные в ч. 10 ст. 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый ненормативный акт является незаконным ввиду отсутствия у антимонопольного органа полномочий на рассмотрение жалобы Зайцева В.Г.
При наличии указанных нарушений иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не влияют на оценку действий антимонопольного органа при разрешении данного спора.
Данная правовая позиция сформирована в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу N 304-КГ16-17592.
Решение суда, при таких условиях, подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2017 по делу N А40-5806/17 отменить.
Признать незаконными и отменить решение и предписание от 28.12.2016 N 223-ФЗ-812/16 Федеральной антимонопольной службы по результатам рассмотрения жалобы при закупке товаров, работ, услуг.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-5806/2017
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ", ПАО "ФСК ЕЭС"
Ответчик: ФАС России, Федеральная антимонопольная служба
Третье лицо: АДВОКАТ ЗАЙЦЕВ ВЛАДИСЛАВ ГЕННАДЬЕВИЧ, АО "ЭНЕРГОСТРОЙСНАБКОМПЛЕКТ ЕЭС", АО "ЭССК ЕЭС", Зайцев В.Г.