г. Пермь |
|
17 октября 2016 г. |
Дело N А71-5532/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
Судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя МО "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (ИНН 1826001137, ОГРН 1031800554400) - Рычков Д.А., паспорт, доверенность от 25.01.2016;
от заинтересованного лица Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики (ИНН 1833017106, ОГРН 1021801506000) - Антонова Л.В., паспорт, доверенность от 15.09.2016, Калинина С.Н., паспорт, доверенность от 25.07.2016;
от третьего лица Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя МО "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 июля 2016 года
по делу N А71-5532/2016,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.
по заявлению МО "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска
к Государственному контрольному комитету Удмуртской Республики,
третье лицо: Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска,
о признании незаконными представления от 23.12.2015 N 52 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2015 N 1478,
установил:
МО "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (далее - заявитель, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Государственному контрольному комитету Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконными представления от 23.12.2015 N 52 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2015 N 1478.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение подлежит отмене, так как принято с неправильным применением норм материального права, норм процессуального права. Указывает на то, что судом не оценены доказательства, представленные Администрацией, представление от 23.12.2015 N 52, уведомление от 29.12.2015 N 1478 вынесено Комитетом без оснований и с превышением полномочий. Относительно признания незаконными представления от 23.12.2015 N52 считает датой начала трехмесячного срока 27.01.2016, поскольку именно 27.01.2016 заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, выразившемся в бесспорном взыскании средств за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет МО "Город Ижевск" в размере 6 836.1 тыс. руб. Отмечает, что Комитет, как орган, принявший оспариваемые акты, не доказал наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов. Настаивает на том, что муниципальное образование не может являться объектом государственного финансового контроля. Также считает, что в ходе проверки фактически объектами контроля явились, в том числе МКУ "Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска", Администрация г. Ижевска, между тем приказа о проведении проверок в отношении данных лиц не выносилось, изменения в программу контрольного мероприятия не вносились, следовательно, по мнению апеллянта, в отношении указанных лиц проверки произведены в отсутствие установленных оснований и с превышением полномочий. МАУ "ЦСЖ" также может являться объектом государственного финансового контроля.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы жалобы, представители Комитета в соответствии с доводами, изложенными в отзыве на жалобу, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 5 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения материалов дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с планом работы Комитета на 2 полугодие 2015 года на основании приказа председателя Комитета от 29.10.2015 N 161 в период с 30.10.2015 по 23.11.2015 проведена проверка законности расходования бюджетных средств, выделенных в 2014-2015 годах бюджету МО "Город Ижевск" на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты), за период 2014 год и 9 месяцев 2015 года.
По результатам составлен Акт повторной проверки законности, результативности (эффективности и экономности) расходования бюджетных средств, выделенных МО "город Ижевск" в 2014-2015 годах на осуществление отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики, предусмотренных Законом УР от 14.03.2013 N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон УР от 14.03.2013 N 8-РЗ (л.д. 33-46, т.1)).
В ходе проверки установлено следующие обстоятельства.
В проверяемом периоде вопросы обеспечения в Удмуртской Республике детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями регулировались Законом Удмуртской Республике от 14.03.2013 N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон УР N 8-РЗ). Уполномоченным органом государственной власти по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство образования и науки УР (далее Минобразования УР).
Согласно ст. 9 Закона N 8-РЗ органы местного самоуправления Удмуртской Республики (в том числе муниципальное образование "Город Ижевск") наделены отдельными государственными полномочиями по управлению жилыми помещениями, предназначенными для предоставления детям-сиротам, по заключению договоров найма специализированного жилого помещения, по обеспечению сохранности закреплённых за детьми-сиротами жилых помещений.
Между Минобразованием УР и МО "Город Ижевск" заключены соглашения, в соответствии с которыми получателем субвенции из бюджета УР и органом, ответственным за реализацию указанных отдельных государственных полномочий является Администрация г. Ижевска.
Постановлением МО "Город Ижевск" от 13.06.2013 N 636 (с изменениями на 25.03.2014) уполномоченным органом Администрации г. Ижевска по реализации переданных государственных полномочий определено Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства (далее Управление по соцподдержке).
Законом N 8-РЗ не предусмотрено право органов местного самоуправления в УР на передачу муниципальным и иным учреждениям и организациям государственных полномочий по управлению и обеспечению сохранности жилых помещений для детей-сирот.
Между тем, в нарушение требований Закона N 8-РЗ и ст. 2 Федерального закона РФ от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", постановлением Главы Администрации МО "Город Ижевск" от 27.03.2014 N 281 создано подведомственное Управлению по соцподдержке муниципальное автономное учреждение "Центр сохранности жилья" (далее МАУ "ЦСЖ"), фактически осуществлявшее часть полномочий по управлению и обеспечению сохранности жилых помещений для детей-сирот.
Согласно бухгалтерской отчетности МО "Город Ижевск" общие расходы за счет указанных субвенций в 2014 году составили 7 568,1 тыс.руб., из них по Управлению по соцподдержке - 1 211,0 тыс.руб. (на 4 ставки специалистов), по МАУ "ЦСЖ" включая неиспользованный остаток средств - 6 357,1 тыс.руб. (на 14 ставок специалистов). За 9 месяцев 2015 год общие расходы за счет указанных субвенций в 2014 году составили 4 117,8 тыс.руб., из них по Управлению по соцподдержке - 715,4 тыс.руб., по МАУ "ЦСЖ" - 2 384,4 тыс.руб.
Всего на реализацию отдельных государственных полномочий МО "Город Ижевск" в проверяемом периоде выделена субвенция в сумме 8 902,5 тыс.руб., из которых 2 066,4 тыс.руб. Управлением по соцподдержке направлено на обеспечение деятельности специалистов, исполнявших функции по реализации государственных полномочий, и 6 836,1 тыс.руб. выделено МАУ "ЦСЖ" в виде субсидии на выполнение муниципальных заданий.
При этом, МАУ "ЦСЖ" за счет субсидий на выполнение муниципальных заданий непосредственно на содержание жилых помещений для детей-сирот и Управление спецжилфондом в проверяемом периоде из полученной суммы израсходовано 565,7 тыс.руб.
Таким образом, проверкой было установлено, что Муниципальным образованием нарушены условия п.п 2.3.3 и 2.3.5 соглашений с Минобразования УР о целевом использовании субвенции, выразившиеся в предоставлении МАУ "ЦСЖ" за счет субвенции из бюджета Удмуртской Республики субсидий на выполнение муниципальных заданий, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым направлением средств бюджета УР в сумме 6836,1 тыс.руб.
В адрес Главы МО "Город Ижевск" направлено Представление от 23.12.2015 N 52 о принятии мер по устранению вышеуказанных нарушений (л.д. 61, т.1).
В адрес Министерства финансов Удмуртской Республики направлено Уведомление от 29.12.2015 N 1478 о применении к Администрации г.Ижевска за допущенные нарушения бюджетных мер принуждения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (л.д. 63-64, т.1).
Полагая, что представление от 23.12.2015 N 52 и уведомление от 29.12.2015 N 1478 приняты незаконно, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности, отсутствия доказательств нарушений Комитетом процедуры проведения проверки, выхода за рамки своих полномочий, доказанности обстоятельств, послуживших основанием для вынесения Комитетом представления от 23.12.2015 N 52 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2015 N 1478, их соответствяя требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом срок для обращения Администрации с заявлением об оспаривании представления от 23.12.2015 N 52 признан арбитражным судом пропущенным.
Заявитель жалобы настаивает на том, что все выводы суда основаны на неверном применении норм материального и процессуального права, судом неправильно применены законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылалась Администрация в своем заявлении.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено ранее, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными вынесенных Комитетом по результатам повторной проверки законности, результативности (эффективности и экономности) расходования бюджетных средств, выделенных МО "город Ижевск" в 2014-2015 годах на осуществление отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики, предусмотренных Законом УР от 14.03.2013 N 8-РЗ, представления от 23.12.2015 N52 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2015 N1478.
Отказывая в удовлетворении названного заявления, суд первой инстанции, в том числе признал пропущенным срок для обращения Администрации с заявлением об оспаривании представления от 23.12.2015 N 52.
Заявитель жалобы указывает на то, что решение в указанной части подлежит отмене, поскольку судом неверно применены нормы процессуального права, не учтено, что датой начала трехмесячного срока является 27.01.2016, поскольку именно с этой даты заявителю стало известно о нарушении его прав и интересов, выразившемся в бесспорном взыскании средств за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет МО "город Ижевск" в размере 6 836.1 тыс.руб.
Указанные доводы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, являются: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на них каких-либо обязанностей; создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Частью 1 статьи 117 АПК РФ установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что о нарушении прав и законных интересов заявителю стало известно 11.01.2016 при получении письма Комитета от 29.12.2015 N 1480 с приложением представления (л.д. 58, т.1)..
С настоящим заявлением в суд Администрация обратилась только 27.04.2016, то есть с пропуском установленного статьей 198 АПК РФ трехмесячного срока. При этом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд Администрацией не заявлено.
При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда о пропуске заявителем установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обжалование представления от 23.12.2015 N 52 является правомерным.
Пропуск установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05).
На основании изложенного апелляционная инстанция считает правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований Администрации в рассматриваемой части заявления.
Довод Администрации, изложенный в апелляционной жалобе о том, что срок, предусмотренный статьей 198 АПК РФ, необходимо считать с 27.01.2016 - момент бесспорного взыскания Минфином УР бюджетных средств, отклоняется апелляционной инстанцией как противоречащий положениям статьи 198 АПК РФ.
В силу ст.270.2 Бюджетного кодекса РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Таким образом, представление является самостоятельным ненормативным актом, выносимым по результатам проведенной проверки, обязательно для исполнения лицом, которому оно адресовано.
При этом довод заявителя противоречит его же заявлению, согласно которому представление является самостоятельным объектом рассмотрения судом в порядке ст. 198 АПК РФ, то есть, по его мнению, само по себе нарушает права и интересы лица, обратившегося в суд за защитой.
При этом списание денежных средств на основании уведомления, которое также является самостоятельным предметом спора, не является прямым следствием вынесения представления.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации в указанной части не имеется.
Повторно в соответствии с положениями ст. 268 АПК РФ рассмотрев материалы настоящего дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания подлежащими удовлетворению доводов жалобы относительно незаконности вынесенного Комитетом уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2015 N 1478 и отмене судебного акта в указанной части на основании следующего.
Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ) устанавливает общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Перечень основных полномочий контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации определен частью 1 статьи 9 Закона N 6-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 9 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет такие полномочия, как: контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Аналогичные полномочия предусмотрены п.п. 10 ч.1 ст.10 Закона Удмуртской Республики от 10.10.2011 N 51-РЗ "О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики".
Согласно части 4 статьи 9 Закона N 6-ФЗ внешний государственный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:
1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования); 2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 268.1 БК РФ при осуществлении полномочий по внешнему государственному финансовому контролю органами внешнего государственного финансового контроля проводятся проверки, ревизии, обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций. Под проверкой в целях названного Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период (пункты 1 и 2 статьи 267.1 БК РФ).
В соответствии со статьей 14 названного Кодекса каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии со статьями 28 и 38 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно положениям ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникающие в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Согласно пункту 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
В соответствии со ст. 9 Закона УР N 8-РЗ органы местного самоуправления в Удмуртской Республике наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица, определенные Законом УР N 8- РЗ) по управлению жилыми помещениями, предоставленными (предназначенными для предоставления) указанным лицам; по заключению с ними договоров найма специализированного жилого помещения и договоров социального найма жилого помещения в отношении жилых помещений, предоставленных указанным лицам; по обеспечению сохранности закрепленных за указанными лицами жилых помещений (далее - отдельные государственные полномочия).
При этом, в силу ст. 12 Закона УР N 8-РЗ, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечивать эффективное, рациональное и целевое использование финансовых средств, выделенных из бюджета Удмуртской Республики на осуществление отдельных государственных полномочий, а также переданных для осуществления отдельных государственных полномочий материальных средств.
Кроме того, ст. 12 Закона УР N 8-РЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны определить должностных лиц, ответственных за осуществление отдельных государственных полномочий.
Согласно ст. 14 Закона УР N 8-РЗ финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется из бюджета Удмуртской Республики в виде субвенций (далее - субвенции) в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых Минобразования УР в законах Удмуртской Республики о бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, на указанные цели.
Органам местного самоуправления запрещается использовать субвенции, переданные из бюджета Удмуртской Республики для осуществления отдельных государственных полномочий, на другие цели.
Статьей 13 Закона УР N 8-РЗ предусмотрено, что Правительство Удмуртской Республики при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и осуществляет контроль за их исполнением.
В соответствии с Законом УР N 8-РЗ к компетенции органов местного самоуправления, в лице органов опеки и попечительства, отнесены следующие вопросы: прием заявлений о предоставлении жилых помещений; контроль за использованием жилых помещений; проверки состояния закрепленных жилых помещений; организация подготовки закрепленного жилого помещения для возвращения в него лиц, определенных Законом УР N 8-РЗ; принятие мер к предотвращению незаконных сделок по обмену, отчуждению жилых помещений; принятие мер к недопущению вселения в жилое помещение посторонних лиц с нарушением прав детей; установление (признание) статуса несовершеннолетнего как члена (бывшего члена) семьи нанимателя по договору социального найма, имеющего право пользования жилым помещением; обеспечение выселения из жилых помещений бывших членов семьи, лиц, утративших право пользования жилым помещением, посторонних лиц, граждан, нарушающих нормы жилищного законодательства и условия пользования жилым помещением; обеспечение проведения ремонта жилых помещений, внутриквартирного оборудования; принятие в случае необходимости мер по признанию в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания; осуществление иных полномочия, предусмотренные законодательством; контроль за сохранностью жилых помещений; формирование республиканского списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; составление заключения).
Во исполнение положений ст. 13 Закона УР N 8-РЗ Постановлениями Правительства УР от 04.09.2013 N 403 и от 23.12.2013 N 594 принят Порядок установления факта невозможности проживания лиц, определенных Законом УР N 8-РЗ в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, а также Порядок обеспечения сохранности закрепленных за данными лицами жилых помещений и подготовки этих жилых помещений к заселению детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей. Регулируемые указанными нормативными актами вопросы отнесены к компетенции органов опеки и попечительства муниципальных образований.
Законами Удмуртской Республики о бюджете УР на 2014, 2015 годы утверждено распределение субвенций из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на 2014 и 2015 годы.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 13.06.2013 N 636 (ред. от 25.03.2014) "О реализации Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 г. N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", о внесении изменений в постановления Администрации г. Ижевска от 04.03.2011 N 161 и от 07.05.2008 N 321" (далее - Постановление Администрации г. Ижевска N 636), Управление по соцподдержке определено уполномоченным обеспечивать осуществление и реализацию отдельных государственных полномочий: по проверке документов, представленных детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, составлению и подписанию заключения; по заключению с указанными лицами договоров найма специализированного жилого помещения.
Кроме Управления по соцподдержке Администрации г. Ижевска, также уполномочены обеспечивать осуществление и реализацию государственных полномочий по обеспечению сохранности закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилых помещений Администрации Устиновского, Первомайского, Ленинского, Октябрьского, Индустриального районов города Ижевска (далее - Администрации районов города Ижевска), органы - структурные подразделения Администрации города Ижевска.
Решениями Городской думы г. Ижевска от 19.12.2013 N 515 (ред. от 19.12.2014) "О бюджете муниципального образования "Город Ижевск" на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и от 19.12.2014 N 693 (ред. от 17.12.2015) "О бюджете муниципального образования "Город Ижевск" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" субвенции на обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых в соответствии с Законом УР N 8-РЗ отражены как в доходной, так и в расходной частях бюджета муниципального образования "Город Ижевск".
В ходе проверки установлено, что Министерством образования УР с муниципальным образованием "Город Ижевск", в лице Администрации муниципального образования, заключены Соглашения об осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, предусмотренных Законом Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (от 17.01.2014 N 04/04-12-32 и от 22.01.2015 N 02/04-10-42П) (далее-Соглашения)
По условиям Соглашений (п.2.1) Минобразования УР, в том числе обязалось перечислить денежные средства на цели, в порядке и на условиях, предусмотренных Соглашениями; осуществить контроль за целевым использованием Получателем (Администрацией г. Ижевска) субвенций, полученных в рамках Соглашения (п.п. 2.1.1,2.1.3 Соглашений); сократить (приостановить) предоставление субвенций в случаях нарушения Получателем обязательств и условий, установленных Соглашениями и несоблюдения условий предоставления субвенций, в том числе установления факта нецелевого и неэффективного использования Получателем субвенций, полученных в рамках Соглашений (п.п. 2.2.2.Соглашений); осуществить по мере необходимости проверки целевого использования Получателем субвенций, полученных в рамках Соглашений, а также соответствия представленных отчетов фактическому состоянию (п.п.2.2.4).
В свою очередь, Администрация города Ижевска (п.2.3.Соглашений) взяла на себя как Получатель субвенции, в том числе, следующие обязательства: назначить уполномоченный орган по вопросам реализации Закона Удмуртской Республики N 8-РЗ (п.п. 2.3.1.Соглашений); произвести финансирование расходных обязательств в порядке и на условиях, предусмотренных Соглашениями (п. 2.3.3. Соглашений); осуществлять контроль за реализацией мероприятий, определенных Соглашениями, а также обеспечивать целевое, адресное и эффективное использование субвенций (п. 2.3.5.Соглашений);
Кроме того, Администрация г. Ижевска обязалось осуществить мероприятия по управлению специализированным жилищным фондом лиц, определенных Законом УР N 8-РЗ; обеспечению сохранности закрепленных за ними жилых помещений и подготовке жилых помещений для возвращения в них указанных лиц; осуществлению деятельности специалистов, осуществляющих отдельные государственные полномочия.
В свою очередь на Управление по соцподдержке Постановлением Администрации г. Ижевска N 636 возложены полномочия по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета; распределению бюджетных ассигнований по получателям бюджетных средств; обеспечению контроля за соблюдением получателями субвенций условий, установленных при их предоставлении; предоставлению необходимой информации, связанной с осуществлением отдельных государственных полномочий в Минобразования УР; осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
Согласно ст. 6 БК РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Кодексом.
Вместе с тем, 27.03.2014 Администрацией г. Ижевска принято постановление N 281 о создании подведомственного Управлению по соцподдержке муниципального автономного учреждения "Центр сохранности жилья", на которое фактически возложены функции по обеспечению исполнения отдельных государственных полномочий по управлению и обеспечению сохранности жилых помещений для лиц, определенных Законом УР N 8-РЗ.
Предусмотренный п.п. 7.7. Устава МАУ "Центр сохранности жилья" источник финансирования автономного учреждения в виде бюджетного поступления, посредством субвенции из бюджета Удмуртской Республики, не соответствует требованиям ст. 140 БК РФ, согласно которой под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Несмотря на то, что в соответствии со ст. ст. 2, 4 Федерального закона РФ от 03 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" источником финансирования муниципального задания муниципального автономного учреждения должны являться средства соответствующего бюджета, в данном случае средства бюджета МО "Город Ижевск", Управление по соцподдержке обратилось на имя Заместителя Главы Администрации - начальника Управления финансов Администрации г. Ижевска, с письмом от 23 января 2014 года N 57. Согласно письму, в связи с наделением МО "Город Ижевск" полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и планируемым созданием Автономного учреждения для исполнения вышеназванных полномочий, учредителем которого будет являться Администрация г. Ижевска, необходимо внесение изменений в решение Городской думы города Ижевска от 19.12.2013 N 515 "О бюджете муниципального образования "Город Ижевск" на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" и перераспределение денежных средств.
На основании указанного письма Управлением финансов Администрации города Ижевска (далее-Управление финансов г. Ижевска) 03.02.2014 инициировано внесение на рассмотрение Городской думы города Ижевска проекта решения Городской думы города Ижевска "О внесении изменений в решение Городской думы города Ижевска от 19.12.2013 N 515" (N 192/01-42 ДО). Согласно Приложению N 2 проекта решения предложено внести изменения в ведомственную структуру расходов бюджета муниципального образования "Город Ижевск" на 2014 год по подпрограмме "Создание условий для реализации государственной программы" по подразделу 1004 "Охрана семьи и детства", виду расходов "Субсидии автономным учреждениям", предусматривающие увеличение бюджетных ассигнований в размере 11 822,4 тыс. руб. Управлению по соцподдержке. При этом одновременно сокращены бюджетные ассигнования по этому же подразделу на указанную сумму получателям бюджетных средств - Администрациям районов города Ижевска - структурным подразделениям Администрации г. Ижевска.
Указанные изменения были утверждены Решением Городской думы города Ижевска от 20.02. 2014 N 534.
18.12.2014 Управлением финансов г. Ижевска инициировано внесение проекта решения Городской думы города Ижевска "О бюджете муниципального образования "Город Ижевск" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (N ДО 5648/01-33). Согласно Приложению N 12 проекта "Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджета муниципального образования "Город Ижевск" на 2015 год" по подразделу 1004 "Охрана семьи и детства" по виду расхода "Субсидии автономным учреждениям" предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 8 665,7 тыс. руб.
19.12.2014 Решением Городской думы N 693 бюджет гор. Ижевска в указанной редакции, был утвержден.
Фактически на реализацию отдельных государственных полномочий муниципальному образованию "Город Ижевск" из бюджета Удмуртской Республики выделена субвенция в 2014 в размере - 7 568,5 тыс. руб., за 9 мес. 2015 года в размере - 1 334,0 тыс. руб.
Из них Управлением финансов г. Ижевска профинансировано Управление по соцподдержке, а последним направлено МАУ "ЦСЖ" в виде субсидии на выполнение муниципальных заданий в 2014 году - 6 357,1 тыс. руб., за 9 мес. 2015 года - 479,0 тыс. руб.
При этом, МАУ "ЦСЖ" за счет субсидий на выполнение муниципальных заданий непосредственно на содержание жилых помещений для детей-сирот и управление спецжилфондом в проверяемом периоде из полученной суммы израсходовано 565,7 тыс. руб.
По результатам проверки Комитетом установлено, что Администрацией города Ижевска нарушены условия п.п 2.3.3 и 2.3.5 соглашений с Минобразования УР о целевом использовании субвенции, выразившиеся в предоставлении МАУ "ЦСЖ" за счет субвенции из бюджета Удмуртской Республики субсидий на выполнение муниципальных заданий, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым направлением средств бюджета УР в сумме 6836,1 тыс.руб.
Администрацией не обеспечен контроль целевого направления субвенций в соответствии с условиями их предоставления, предусмотренными ч.3 п.п. 1.5, п.п. 2.3.3 и 2.3.5 Соглашений об осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, предусмотренных Законом Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N 8-РЗ.
Согласно п.1 протокола заседания Коллегии Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики от 23.12.2015 N 9 Коллегией принято решение о направлении в Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Главе муниципального образования "Город Ижевск" копии постановления коллегии и представления для принятия мер по устранению выявленных недостатков, а также о направлении в Министерство финансов Удмуртской Республики уведомления о применении бюджетной меры принуждения в отношении муниципального образования "Город Ижевск".
Право органов внешнего финансового контроля, предусмотренное ст. 268.1 БК РФ по направлению финансовым органам, уполномоченным в соответствии с Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения не обязывает последние к их неукоснительному исполнению.
В силу пункта 1 статьи 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно части 5 статьи 306.2 под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
Следовательно, уведомление, направленное в адрес финансового органа, является основанием для решения вопроса о принятии бюджетных мер принуждения либо об отказе в применении бюджетных мер принуждения.
В соответствии с Порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), утвержденным приказом Министерства финансов Удмуртской Республики от 12 декабря 2014 г. N 189, основанием для применения бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования в Удмуртской Республике (далее - местный бюджет), является поступление в Министерство Уведомления.
Таким образом, Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики законно и обоснованно направил в адрес Министерства финансов Удмуртской Республики - Уведомление от 29.12.2015 N 1478 о применении к Администрации г.Ижевска за допущенные нарушения бюджетных мер принуждения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На основании Уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2015 N 1478, Приказом Министра финансов Удмуртской Республики от 22.01.2016 N 14 в связи с выявлением факта нецелевого использования бюджетных средств Удмуртской Республики, представленных бюджету муниципального образования "Город Ижевск" на осуществление отдельных государственных полномочий, предусмотренных Законом 8-РЗ, осуществлено бесспорное взыскание средств за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащими зачислению в бюджет муниципального образования "Город Ижевск" в размере 6 836,1 тыс. руб.
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что заявителем не представлено доказательств незаконности данного уведомления, оспариваемое уведомление вынесено на основании результатов проверки с соблюдением ее процедуры и в пределах прав, предоставленных Комитету законом.
Кроме того суд апелляционной инстанции учитывает следующие.
Оспариваемые Администрацией представление от 23.12.2015 N 52 и уведомление от 29.12.2015 N 1478 вынесены Комитетом по результатам повторной проверки законности, результативности (эффективности и экономности) расходования бюджетных средств, выделенных муниципальному образованию "Город Ижевск" в 2014 - 2015 годах на осуществление отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики, предусмотренных Законом УР от 14.03.2013 N 8-РЗ (далее - повторная проверка).
Возможность повторных проверок, которые проводятся в отношении проведенного в рамках предыдущей проверки предмета проверки, за уже проверенные периоды, а также проверок выполнения ранее принятого решения - в рамках контроля за устранением недостатков и нарушений, выявленных по результатам ранее проведенных проверок, предусмотрена Регламентом Комитета и СФК-2.
В период с 08.04.2015 по 30.06.2015 Комитетом, в соответствии с годовым планом работы проводилась проверка законности, результативности (эффективности и экономности) расходования бюджетных средств, выделенных в 2013-2015 годах на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом данной проверки являлась деятельность органов государственной власти УР, в частности, Минобразования УР и муниципальных образований в УР, в том числе, Администрации муниципального образования "Город Ижевск" по организации обеспечением жилой площадью детей-сирот и расходованию бюджетных средств, выделенных на указанные цели.
Объектом проверки в МО "Город Ижевск" являлась Администрация и ее структурные подразделения - Управление по социальной поддержке, делам семьи, материнства и детства, (Управление соцзащиты), Управление муниципального жилья, Администрации районов гор. Ижевска.
В рамках указанного контрольного мероприятия деятельность Муниципального автономного учреждения "Центр сохранности жилья" проверялась камерально, без выхода на объект, на основании документов, представленных Управлением соцзащиты.
Отчет по результатам проверки рассмотрен на заседании Коллегии Комитета, принято постановление от 23.09.2015 N 75 о направлении соответствующих представлений о принятии мер по устранению выявленных недостатков и о рассмотрении информации о принятых мерах во II квартале 2016 года
Кроме того, в связи с выявлением факта нецелевого использования бюджетных средств УР, выделенных МО "Город Ижевск" на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, Комитетом, в соответствии со ст.306.2 БК РФ и Порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), утвержденным приказом Минфина УР от 12.12.201 N 189 (далее-Порядок N 189) направлено в Минфин УР уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 30.09.2015 N 1055.
Минфином УР осуществлено бесспорное взыскание средств, за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет МО "Город Ижевск" в сумме 1 418 200 руб. (приказ Минфина УР от 03.11.2015 N 241).
В октябре 2015 года в Комитет поступило обращение коллектива Муниципального автономного учреждения МАУ "Центр сохранности жилья" по фактам, касающимся исполнения МО "Город Ижевск" полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и расходования средств субвенции, выделенной из бюджета Удмуртской Республики на указанные цели, т.е. по вопросам, являвшимся предметом предыдущей проверки.
С учетом актуальности поставленных в обращении вопросов, результатов предыдущей проверки, а также в целях контроля за исполнением постановления Коллегии Комитета от 23.09.2015 N 75, принято решение включить в План работы Комитета на 2015 год повторную проверку (постановление Коллегии Комитета от 28.10.2015 N 111).
Объектами повторной проверки, согласно Программе, определены МО "Город Ижевск" и Муниципальное автономное учреждение "Центр сохранности жилья.
Более того, с учетом полномочий по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, возложенных на Комитет ст. 28.3 КоАП РФ и п. 15 ст. 10 Закона УР о Комитете, последним возбуждены дела об административных правонарушениях по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ "Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов" - в отношении:
- начальника Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска Галиной И.В. (постановлением Индустриального районного суда г. Ижевска от 27.04. 2016 по делу N 5-152-16 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 40-43, т.2));
- заместителя Главы Администрации - начальника Управления финансов Администрации города Ижевска Теслева Э.А. (постановлением Индустриального районного суда г. Ижевска от 25.05.2016 по делу N 5-164/16 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ., назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 81-86, т.2).
Решением Верховного Суда УР от 25.07.2016 N 12-187/2016 постановление Индустриального суда г. Ижевска в отношении Теслева Э.А. оставлено без изменения.
Лицами, привлеченным к административной ответственности административные штрафы уплачены в полном размере.
Названные судебные решения имеют преюдициальный характер в силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ и также опровергают доводы заявителя о том, что условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования "Город Ижевск" не были нарушены.
Довод заявителя жалобы о том, что Комитет не вправе проверять муниципальное образование и муниципальное автономное учреждение, поскольку они не являются объектами проверки, судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий толкованию законодательства (ст.266.1 Бюджетного кодекса РФ, ст.125 ГК РФ, Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Фактически, непосредственно объектом повторной проверки законности, результативности (эффективности и экономности) расходования бюджетных средств, выделенных муниципальному образованию "Город Ижевск" в 2014 - 2015 годах на осуществление отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики, предусмотренных Законом УР от 14.03.2013 N 8-РЗ являлось МАУ "Центр сохранности жилья" в рамках контроля выполнения ранее принятых решений по результатам предыдущей проверки, и для выяснения обстоятельств, изложенных в обращении сотрудников учреждения.
При этом Комитетом учтено, что объект контроля предыдущей проверки Администрация г. Ижевска является учредителем МАУ "Центр сохранности жилья", а функции и полномочия учредителя осуществляет структурное подразделение Администрации г. Ижевска - Управление по соцподдержке, которое является Главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) для учреждения. Более того, исполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, переданных муниципальному образованию "Город Ижевск", возложено на муниципальное учреждение. При этом, его финансирование осуществляется исключительно за счет средств субвенции из бюджета УР.
В соответствии со ст.15 Закона о Комитете и Регламентом Комитета, в Администрации г. Ижевска и Управлении соцподдержки, которые непосредственно проверке не подвергались, запрошена информация, в том числе об объемах финансирования на момент проверки с учетом истекшего с момента проведения предыдущей проверки периода. Соответствующая информация своевременно и в полном объеме представлена в Комитет.
Таким образом, осуществляя повторную проверку, Комитет действовал законно и в полном соответствии с возложенными на него законодательством полномочиями.
При этом по условиям Соглашений от 17.01.2014 N 04/04-12-32 и от 22.01.2015 N 02/04-10-42П, заключенных с МО "Город Ижевск", в лице Администрации, проверки целевого использования Получателем субвенций, полученных в рамках Соглашений, а также соответствия представленных отчетов фактическому состоянию предусмотрены (п. 2.2.4).
Признавая доводы подателя жалобы несостоятельными, суд апелляционной инстанции также отмечает следующее.
Согласно Уставу МО "Город Ижевск" Глава г. Ижевска и Администрация г. Ижевска входят в структуру органов местного самоуправления города Ижевска и наделяются собственной компетенцией (ст.24 Устава МО "Город Ижевск").
Глава МО "Город Ижевск" является высшим должностным лицом МО "Город Ижевск", возглавляет Администрацию города и исполняет полномочия главы Администрации города (ст.35 Устава МО "Город Ижевск").
В соответствии со ст.36 Устава Глава МО "Город Ижевск" как высшее должностное лицо представляет муниципальное образование "Город Ижевск" в отношениях, в том числе, с органами государственной власти УР, без доверенности действует от имени муниципального образования.
При этом Глава муниципального образования "Город Ижевск" обеспечивает осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики. В то же время, Администрация города (Глава Администрации) организует обеспечение исполнения отдельных государственных полномочий. Таким образом, Глава МО "Город Ижевск" и Глава Администрации гор. Ижевска наделены самостоятельными полномочиям (ст. 44 Устава МО "Город Ижевск").
С учетом нарушений, допущенных Администрацией г. Ижевска по организации обеспечения исполнения отдельных государственных полномочий Уведомление о проведении повторной проверки, вместе с программой и приказом о ее проведении вручено непосредственно Главе МО "Город Ижевск", принято им без возражений, для проведения проверки инспекторам Комитета организован допуск к необходимым документам. При этом никаких заявлений о незаконности действий Комитета ни в момент вручения уведомления о проверке, ни в ходе самой проверки не поступало, действия инспекторов не оспорены.
Доводы подателя жалобы о согласовании Администрацией г. Ижевска письмом от 13.12.2013 N 01-30-8644 с Минобразования УР создание МАУ "ЦСЖ" не соответствуют действительности.
Согласно ответу Минобразования УР от 26.03.2014 N 01-24/1711 органы местного самоуправления муниципального образования "Город Ижевск" имеют право определять организационную структуру и механизм выполнения переданных полномочий с учетом заключенного Соглашения между Министерством и муниципальным образованием "Город Ижевск".
Как установлено ранее, ни действующим законодательством, регулирующим вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни заключенными Соглашениями, не предусмотрена возможность передачи муниципальному автономному учреждению государственных полномочий и предоставление субсидии на выполнение муниципальных заданий за счет субвенций из бюджета Удмуртской Республики.
Иного заявителем апелляционной жалобы не доказано, как не доказано и то, что работники Управления (районных отделов) по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска не смогут исполнять дополнительную нагрузку, предусмотренную Соглашениями от 17.01.2014 N 04/04-12-32 и от 22.01.2015 N 02/04-10-42П.
Соответствующие доводы об отсутствии неэффективности использования бюджетных средств также отклоняются.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для отмены либо изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, связанные с рассмотрением апелляционной жалобы, относится на ее подателя.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 июля 2016 года по делу N А71-5532/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5532/2016
Истец: Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска
Ответчик: Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики
Третье лицо: Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска