Требование: о признании недействительным акта органа власти по страховым взносам
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
28 сентября 2016 г. |
Дело N А60-7013/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя ООО "Газпром Трансгаз Югорск" (ИНН 8622000931, ОГРН 1028601843918) - Доника Л.С., паспорт, доверенность от 23.09.2016, Мельник В.С., паспорт, доверенность от 23.12.2015;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 июня 2016 года
по делу N А60-7013/2016,
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению ООО "Газпром Трансгаз Югорск"
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1)
о признании ненормативных актов недействительными,
установил:
ООО "Газпром Трансгаз Югорск" (далее - общество, страхователь, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) (далее - Фонд, заинтересованное лицо) о признании решения об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 25.12.2015 N 5 недействительным в части доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 342 990,48 руб., пени в сумме 8 715 руб., предложения об уплате недоимки в сумме 342 990,48 руб.; о признании недействительным приказа об отмене приказа филиала от 14.10.2014 N 256 "Об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователю Пелымское ЛПУ МГ "Газпром Трансгаз Югорск" на 2015 год" от 25.12.2015 N 364.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.06.2016 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы настаивает на том, что действия исполнительного органа Фонда основаны на правильном толковании норм материального права, при этом страхователем нарушен п. 8 Правил установления страхователям скидки и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В заседании суда апелляционной инстанции представители общества возражали против доводов жалобы в соответствии с доводами письменного отзыва.
К материалам дела по инициативе апелляционного суда приобщены копии акта камеральной проверки от 18.11.2015 N 5, приказа от 25.12.2015 N 364, поименованные в приложении к заявлению, но отсутствующие в материалах дела (в том числе в электронном виде), представленные представителем заявителя.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.10.2014 в соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524, Пелымское ЛПУМГ обратилось в Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование на 2015 год.
По результатам рассмотрения документов страхователя (отчетов формы 4-ФСС за 9 месяцев 2014 года) заинтересованным лицом был издан приказ от 14.10.2014 года N 256 "Об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому страхователю на 2015 год установлена скидка к тарифу в размере 40%.
18.11.2015 филиалом N 1 Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проведена камеральная проверка страхователя по вопросам правильности начисления, уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2015 по 30.09.2015.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 18.11.2015 N 5, по результатам рассмотрения которого Фондом вынесено решение от 25.12.2015 N 5, которым заинтересованное лицо отказало в привлечении к ответственности страхователя за нарушение законодательства об обязательном социальном страховании, доначислило недоимку по страховым взносам в сумме 342 990,48 руб., начислило пени в сумме 8 715,09 руб.
Основанием для доначисления взносов явился вывод проверяющих о том, что общество не выполнило условия предоставления скидки, допустив образование недоимки в 2014 году, то есть за период, предшествующий предоставлению скидки.
Одновременно с решением в адрес заявителя поступил приказ Фонда от 25.12.2015 N 364 "Об отмене приказа филиала от 14.10.2014 N 256 "Об установлении скидки к страховому тарифу па обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователю Пелымское ЛПУМГ ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ЮГОРСК" на 2015 год".
В соответствии с данным приказом филиалом отменен Приказ о предоставлении скидки на 2015 год. В качестве оснований отмены указанного приказа Фондом указаны Правила об установлении скидки и решение от 25.12.2015 N 5.
Полагая, что указанные приказ и решение в части доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 342 990,48 руб., начисления пени в сумме 8 715,09 руб. являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указывая на то, что закон рассматривает установление надбавки и скидки к страховому тарифу как право страховщика, пришел к выводу о том, что Правила не устанавливают порядок и основания отмены уже предоставленных скидок и надбавок.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что у Фонда имелись основания для вынесения соответствующего решения о доначислении недоимки и пени, поскольку общество несвоевременно уплачивало страховые взносы, нарушив условия п. 8 Правил.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) страховщик (фонд) вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил установления страхователям скидок и надбавок (к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2012 N 25340). Пунктом 2 данной Методики скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлено, что скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются Фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
В соответствии с пунктом 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:
а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
Признав соблюдение обществом установленных условий, заинтересованное лицо издало приказ от 14.10.2014 года N 256, установив законодательно предусмотренные скидки к тарифу.
Заявитель оплачивал страховые взносы в период с 01.01.2015 года по 30.09.2015 года на основании решения страховщика в соответствии с приказом филиала от 14.10.2014 года N 256 "Об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому страхователю на 2015 год была установлена скидка к тарифу в размере 40%.
При проведении камеральной проверки страхователя какие-либо новые обстоятельства, которые не были известны страховщику ранее, установлены не были.
Принимая решение о доначислении страховых взносов в размере ранее установленной скидки со ссылкой на п. 8 Правил, Фонд допустил неправильное толкование норм материального права и неверное нормативно-правовое обоснование принятого им решения, а именно в обоснование своих доводов Фонд ссылается на п. 8 Правил, не регулирующих отмену предоставленных ранее скидок и надбавок.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством не установлен запрет на отмену ранее установленной скидки, отклоняется на основании следующего.
Действующим законодательством не предусмотрен механизм и основания для отмены ранее установленной скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование.
Правила установления скидок, на которые ссылается заинтересованное лицо, не устанавливают порядок и основания отмены уже предоставленных скидок и надбавок, поэтому нельзя считать основанным на законе данный Приказ, содержащий ссылку на нормы, не регулирующие отмену предоставленных ранее скидок и надбавок, равно как и законность отмены предоставленных скидок и надбавок в отсутствие нормативных положений, устанавливающих основания и порядок принятия решения об отмене предоставленных скидок и надбавок и целом допускающих возможность такой отмены.
Из содержания п. 8 Правил следует, что данный пункт Правил предусматривает основания для установления скидок и надбавок к тарифам, а не основания отмены уже установленных скидок и надбавок.
Иные пункты Правил предусматривают основания установления страхователем скидок и надбавок к страховым тарифам и основания отказа в установлении таких скидок.
В силу п. 10 Правил N 524 размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.
Следовательно, по существу отменив решением от 25.12.2015 надбавки к страховому тарифу, заинтересованное лицо нарушило требование п. 10 Правил N 524, которое содержит запрет на установление надбавки к страховому тарифу в текущем году.
Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что из акта камеральной проверки от 18.11.2015 N 5, решения отделения Фонда от 25.12.2015 N 5 усматривается, что нарушения, допущенные обществом, выявлены Фондом в ходе проведения камеральной проверки расчета по начисленным и уплаченным взносам за 9 месяцев 2015, представленного заявителем 15.10.2015, при этом выводы Фонда относятся к отчетным периодам 2014 года, т.е. заинтересованное лицо вышло за пределы проверяемого периода.
Доказательств выявления допущенных нарушений в установленном законодательством порядке с соблюдением прав плательщика, истребованием соответствующих первичных документов и пояснений в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что решение Фонда вынесено при отсутствии соответствующих доказательств.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 июня 2016 года по делу N А60-7013/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7013/2016
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ЮГОРСК"
Ответчик: ГУ - СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ