Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
01 ноября 2016 г. |
Дело N А65-9667/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2016 года по делу N А65-9667/2016 (судья Хамитов А.Р.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства",
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан,
о признании незаконным и отмене постановления N 587/з от 07.04.2016 г. о привлечении ООО "ПЖКХ" к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене постановления N 587/з от 07.04.2016 г. о привлечении ООО "ПЖКХ" к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе, с учетом дополнения, общество с ограниченной ответственностью "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2016 года по делу N А65-9667/2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2016 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ответчиком 10.02.2016 при рассмотрении и проведении анализа приложенных к письменному обращению потребителя Артемьева В.В. (вх. N А-370/03/14 от 22.01.2016) копий документов (счет на оплату за квартал 2015 года), а также при рассмотрении документов, представленных ООО ПЖКХ" на основании запроса Управления (письмо исх. N 14/1512 от 29.01.2016), ООО "ПЖКХ", допущено нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге по вывозу бытовых отходов, а именно: ООО "ПЖКХ" при заключении договора на оказание услуг потребителю по вывозу твердых бытовых отходов в виде оферты до потребителя не была доведена необходимая и достоверная информация о правилах предоставления услуг по вывозу твердых бытовых отходов, сведениях о предельных сроках вывоза бытовых отходов, гарантийных обязательствах исполнителя услуг, сведениях о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий граждан, что является нарушением п. 4 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155. Кроме того, в заказе на услуги по вывозу бытовых отходов, оформленной путем составления документа- счет на оплату за 4-й квартал 2015 г., не указаны имя и отчество потребителя, сроки оказания услуг, что является нарушением п. 4 Правил.
По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении от 24.03.2016.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 587/з от 07.04.2016 заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 7 000 рублей за нарушение п.п. 4,7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155, ст. 10 Закона РФ от 02.07.1992 N 2300 "О защите прав потребителей", ст. 445 ГК РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В соответствии с п. 4 Правил исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах по вывозу бытовых отходов, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
У исполнителя - организации в удобном для ознакомления месте должны находиться:
- правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов;
- сведения о предельных сроках вывоза бытовых отходов, устанавливаемых органами местного самоуправления;
- тарифы по оказанию услуг;
- гарантийные обязательства исполнителя услуг;
- сведения о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей.
Исполнитель - индивидуальный предприниматель предоставляет указанную обязательную информацию удобным для него способом.
Согласно п. 4 Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг.
Форма документа устанавливается исполнителем.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ от 02.07.1992 N 2300 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
- указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
На основании п. 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
На основании п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с п. 3 ст. 445 ГК РФ правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.
На основании п. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2).
ООО "ПЖКХ" является управляющей организацией, однако, в нарушение требований законодательства, при заключении договора на оказание услуг потребителю по вывозу твердых бытовых отходов в виде оферты до потребителя не была доведена необходимая и достоверная информация о правилах предоставления услуг по вывозу твердых бытовых отходов, сведениях о предельных сроках вывоза бытовых отходов, гарантийных обязательствах исполнителя услуг, сведениях о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий граждан, что является нарушением п. 4 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155. Кроме того, в заказе на услуги по вывозу бытовых отходов, оформленной путем составления документа - счет на оплату за 4-й квартал 2015 г., не указаны имя и отчество потребителя, сроки оказания услуг, что является нарушением п. 4 Правил.
Согласно пункту 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств того, что при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от заявителя действующими правовыми актами, обществом приняты все меры для надлежащего исполнения требований законодательства. Какие-либо чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля со стороны заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей, не установлены.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Общество в заявлении указывает на то, что от подписания протокола представитель Шабаева Е.А. не отказывалась, так как протокол не предоставлялся по причине представления представителем ходатайства после ознакомления с материалами дела, и что лицу, привлекаемому к административной ответственности, не разъяснены его права и обязанности.
Однако общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении письмом N 14/2386 от 10.02.2016.
Из протокола от 24.03.2016 об административном правонарушении следует, что представитель общества Шабаева Е.А. по доверенности N 68 от 17.03.2016 отказалась от подписи, о чем имеется отметка в протоколе.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что при составлении протокола законному представителю общества права и обязанности, предусмотренные Кодексом, не разъяснены; в указанном протоколе отсутствует запись административного органа о возражении либо заявлении о факте неразъяснения прав, предусмотренных Кодексом, как противоречащий содержанию протокола об административном правонарушении. Более того, возражения и записи могут быть внесены в протокол самим лицом при его подписании - однако при составлении протокола представитель общества отказался от его подписания. Таким образом, общество не доказало факт не разъяснения его представителю прав и обязанностей.
Процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2 и 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, должностными лицами управления соблюдена, права общества, установленные статьей 25.2 КоАП РФ, в том числе право на участие при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, иные права обеспечены и не нарушены.
Довод заявителя о том, что в протоколе об административном правонарушении от 24.03.2016 указано время обнаружения 10 час. 00 мин. хотя представитель явился в 11 час. 00 мин. суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку в протоколе указано, что административное правонарушение было обнаружено в 10 час. 00 мин. 10.02.2016, а к 11 час. 00 мин. 24.03.2016 общество было приглашено для составления протокола, следовательно, это две разные даты и два разных события.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о том, что определение об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении составления протокола об административном правонарушении вынесено с нарушением. Данное ходатайство поступило в Управление 24.03.2016. Ходатайство было официально зарегистрировано в канцелярии Управления. В этот же день ходатайство было рассмотрено и вынесено определение об отказе в удовлетворения ходатайства от 24.03.2016, в связи с тем что, в материалах дела имеются все доказательства о нарушении права потребителя (гр. Артемьева В.В.) на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге по вызову бытовых отходов ООО "ПЖКХ", отсутствовали основания для отложения составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении было указано, что для рассмотрения административного правонарушения представителю ООО "ПЖКХ" необходимо явиться к 10:00 07.04.2016, в ходатайстве представитель ООО "ПЖКХ" как основание для отложения составление протокола об административном правонарушении ссылался на наличие новых доказательств своей невиновности. Однако, 07 апреля 2016 года на вынесение постановления об административном правонарушении представитель не явился, и никаких дополнительных доказательств по делу предоставлено не было.
Довод заявителя о том, что потребитель не обращался к заявителю за предоставлением какой-либо дополнительной информации, суд первой инстанции правомерно отклонил, так как обязанность лица, оказывающего услугу, по предоставлению необходимой и достоверной информации установлена законом и п.4. правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов. При этом потребитель не должен обращаться за предоставлением такой информации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в полном соответствии с требованиями законодательства.
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2016 года по делу N А65-9667/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9667/2016
Истец: ООО "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г.Казань