г. Самара |
|
11 октября 2016 г. |
Дело N А55-684/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Деминой Е.Г., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сердитовой Д.Д.,
с участием:
от истца - Бегизардова Н.А., вед. юрисконсульт отдела судебно-арбитражной работы юридической службы филиала (доверенность N НЮ-46/73 от 22.07.2015);
от ответчика - Свистун С.А., представитель (доверенность N РНТ-504/15 от 01.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 октября 2016 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2016 года по делу NА55-684/2016 (судья Каленникова О.Н.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), г. Москва,
к акционерному обществу "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677), Самарская область, г. Новокуйбышевск,
о взыскании 1614254 руб. 60 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", ответчик) о взыскании платы за пользование вагонами за период их нахождения на путях общего пользования в размере 1614254 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2016 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзыве истца на апелляционную жалобу, заслушав выступления присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (дорога) и ЗАО "РН-Транс" (ранее - ЗАО "ЮКОС-Транссервис") (владелец) был заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "РН-Транс" при станции Новокуйбышевская Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" N 3/245 от 29.06.2009, с учетом дополнительных соглашений (далее - договор) (т. 1, л.д. 81-83).
Согласно пункту 16.2.2. договора за время задержки вагонов (контейнеров) в пути следования, в том число на промежуточных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от АО "РН-Транс" при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов взимается плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении N 1 к договору (в редакции дополнительного соглашения к договору).
В силу пунктов 5, 6 договора подача вагонов на железнодорожный пункт необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования "владельца".
Сдаваемые вагоны на железнодорожный путь необщего пользование передаются локомотивом "дороги" на места погрузки - выгрузки (пункт 7 договора).
В соответствии с пунктом 14 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлены технологические нормы на погрузку - выгрузку вагонов.
Ввиду большого скопления вагонов на станции Новокуйбышевская и невозможности дополнительного принятия на данную станцию других вагонов, следующих в адрес ответчика, ОАО "РЖД" было вынуждено задержать продвижение порожних вагонов:
- 10.01.2015, следующих по накладным N ЭЦ 734868, N ЭЧ381812, N ЭЧ349813, N ЭЧ502025, N ЭЧ420797, N ЭЧ523526 в адрес АО "РН-Транс", на станции Безенчук, о чем перевозчиком был издан приказ N 281 от 10.01.2015;
- 13.01.2015, следующих по накладным N ЭЧ402852, N ЭЧ367677, N ЭЧ383721, NЭЧ293924, N ЭЧ265571, N ЭЧ215664, N ЭЧ579415, N ЭЧ312076, N 34265531 в адрес АО "РН-Транс", на станции Правая Волга, о чем перевозчиком был издан приказ N 330 от 13.01.2015;
- 11.01.2015, следующих по накладным N ЭЧ 502025, N 34542099, N 34541713, NЭЧ 429782, N ЭЧ 429824, N ЭЧ.429686, N ЭЧ429721 в адрес АО "РН-Транс", на станции Похвистнево, о чем перевозчиком был издан приказ N 301 от 11.01.2015.
При образовании возможности принятия на станцию Новокуйбышевская задержанных вагонов на основании приказов перевозчика N 318 от 16.01.2015 (по ст. Безенчук), N 359 от 20.01.2015 (по ст. Правая Волга), N 563 от 29.01.2015 (по ст. Похвистнево) вагоны были допущены к движению.
По факту задержки вагонов в пути следования были оформлены акты общей формы:
- по ст. Безенчук N 99 от 10.01.2015 и N 141 от 16.01.2015;
- по ст. Правая Волга N 17 от 13.01.2015 и N 24 от 20.01.2015;
- по ст. Похвистнево N 64 от 11.01.2015, N 124 от 29.01.2015, N 63 от 11.01.2015 и N 123 от 29.01.2015.
О задержке и отправлении вагонов грузополучателю было сообщено путем вручения извещений по ст. Безенчук, Правая Волга, Похвистнево.
Период задержки на ст. Безенчук составил 141 час 45 мин.; период задержки по ст. Правая Волга составил 163 час 07 мин.; период задержки по ст. Похвистнево составил 419 час 40 мин.
На ст. Новокуйбышевская на спорные вагоны, прибывшие с истекшим сроком доставки, были составлены акты общей формы N 6/613 от 29.01.2015, N 6/614 от 29.01.2015, N 6/615 от 29.01.2015, N 6/616 от 29.01.2015, N 6/017 от 29.01.2015, N 6/618 от 29.01.2015, N 6/619 от 29.01.2015, N 6/307 от 20.01.2015, N 6/306 от 20.01.2015, N6/305 от 20.01.2015, N 6/304 от 20.01.2015, N 6/303 от 20.01.2015, N 6/302 от 20.01.2015, N 6/301 от 20.01.2015, N 6/300 от 20.01.2015, N 6/299 от 20.01.2015, N 6/210 от 17.01.2015, N 6/209 от 17.01.2015, N 6/208 от 17.01.2015, N 6/207 от 17.01.2015, N6/206 от 17.01.2015, N 6/211 от 17.01.2015, N 6/205 от 17.01.2015.
По расчетам ОАО "РЖД" плата за пользование вагонами составила 1614254 руб. 60 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия N 2508/КБШНЮ от 28.05.2015 с требованием внести плату за пользование вагонами в размере 1614254 руб. 60 коп. оставлена без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указал, что истцом не доказана причинно-следственная связь между задержкой вагонов в пути следования и действиями ответчика.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) не предусмотрено взимание перевозчиком платы за пользование вагонами, ему не принадлежащими, поэтому возможность включения данного условия в договор на эксплуатацию железнодорожного пути общего пользования допускается только по соглашению сторон с установлением порядка и размера взимания данной платы.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчета платы за пользование вагонами, в том числе определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов.
Установление такой платы как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец указал, что в периоды с 10.01.2015 по 16.01.2015, с 13.01.2015 по 20.01.2015; с 11.01.2015 по 29.01.2015 пути на ст. Новокуйбышевская были заняты ранее прибывшими в адрес ответчика вагонами, вновь прибывшие вагоны простаивали на путях общего пользования ст. Правая Волга в связи с нарушением пользователями технологических сроков оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования и технологических норм, на погрузку и выгрузку грузов, повлекшие занятость мест погрузки.
Истцом представлены акты общей формы, составленные на ст. Новокуйбышевская, подтверждающие прибытие спорных вагонов с просроченным сроком доставки.
Пунктом 1.2. Распоряжения ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р об утверждении Методических рекомендаций по оформлению задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, к таким причинам, в частности, отнесены занятость вагонами станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) установлено, что, в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45), согласно пункту 3.1. которых факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Из материалов дела следует, что истцом была исполнена обязанность по извещению грузополучателя - ЗАО "РН-Транс" о задержке поезда и спорных вагонов.
Таким образом, несмотря на то, что акт общей формы подписан ответчиком с разногласиями, факт задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования на промежуточной станции из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем, подтвержден надлежащими доказательствами - актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов.
Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами N 45.
Кроме того, между истцом и ответчиком имеется договор N М-10 от 10.10.2013 на оказание услуг по формированию отправительских маршрутов. Время формирования такого отправительского маршрута зависит от соблюдения ответчиком условий договора N 3/245, а именно: от соблюдения срока оборота вагонов. То есть, отправительский маршрут формируется из вагонов, которые наливаются за 2 подачи на эстакадах ответчика. Время налива одной партии по условиям договора N 3/245 - 2 часа. После того как выведена первая партия вагонов, следующая партия должна быть готова через 2 часа.
Как видно из представленных в материалы дела актов общей формы на такие вагоны, а также анализа занятости путей ст. Новокуйбышевская, период простоя вагонов в ожидании накопления отправительского маршрута составляет от 12 до 14 часов. Все это время первая партия вагонов стояла на путях ст. Новокуйбышевская, что не опровергается ответчиком. То есть имеется занятость путей общего пользования на ст.Новокуйбышевская вагонами ответчика.
Истец в своем анализе занятости путей необщего пользования приводит сведения о подаче и уборке вагонов на пути необщего пользования АО "РН-Транс" на основании всех памяток приемосдатчиков за рассматриваемый период.
Из данного анализа видно, что на путях необщего пользования постоянно шла работа по подаче и уборке вагонов. Эстакады были постоянно заняты вагонами.
На основании изложенного истец не имел возможности дополнительно к уже прибывшим принять задержанные на ст. Безенчук, Правая Волга, Похвистнево вагоны, так как и пути необщего пользования, и пути ст. Новокуйбышевская были заняты вагонами ответчика. Таким образом, задержка вагонов на промежуточной станции была обоснованной.
В соответствии со статьей 36 Устава по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Передача собственных порожних вагонов получателю производится в порядке, предусмотренном Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте (пункт 39 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 29) (далее - Правила выдачи грузов).
В соответствии с пунктом 39.5 Правил выдачи грузов подтверждением фактической передачи собственных порожних вагонов получателю являются подписи получателя, владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал" и "Вагон принял".
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено размещение вагонов, следующих в адрес грузополучателя, в ожидании освобождения путей необщего пользования именно на станции назначения.
Оценивая поездную обстановку на станции назначения в целом, перевозчик в соответствии с требованиями Распоряжения ОАО "РЖД" N 558р от 22.03.2012 определяет станцию, где возможно разместить следующие в адрес грузополучателя вагоны без ущерба для других клиентов и где они не будут мешать перевозке как грузовых так и пассажирских составов.
Ввиду нарушения ответчиком нормы времени на налив вагонов, предусмотренные пунктом 14 договора N 3/245, которая составляет 2 часа, пути необщего пользования АО "РН-Транс" не позволяли дополнительно подать ему еще 69 вагонов, задержанных на станции Заглядино.
Из памяток приемосдатчиков видно, что нарушения ответчика по наливу вагонов составляли от 7 до 29 часов и носили систематический характер. Ни одной процедуры налива не было произведено с соблюдением установленного времени. Среднее время операций по наливу вагонов за рассматриваемый отрезок времен составляет 10,2 часа (при норме 2 часа).
При таких обстоятельствах истец никак не мог повлиять на данные нарушения (ни сократить время налива, ни увеличить его), так как не принимал участия в данном процессе. Одновременно при не стабильной, не ритмичной работе ответчика по наливу вагонов, и истец вынужден был допускать сбои в работе по уборке вагонов с путей необщего пользования, так как не имел возможности предвидеть время окончания налива вагонов - к какому сроку ему нужно готовить локомотив для вывода вагонов с путей.
Таким образом, периодические нарушения со стороны истца являются следствием тех нарушений, которые допускает именно ответчик, не соблюдая время по наливу вагонов.
Нарушения по наливу вагонов влияют также и на продолжительность простоя вагонов ответчика на путях станции в ожидании отправления маршрутной отправки.
Так, вместо того, чтобы через 2 часа вывести с эстакады очередную партию вагонов с грузом и отправить маршрут, вагоны длительное время простаивают в ожидании окончания налива второй партии вагонов, которая необходима для формирования маршрутной отправки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца плату за пользование вагонами за период их нахождения на путях общего пользования в размере 1614254 руб. 60 коп.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены или изменения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2016 года по делу N А55-684/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе отнести на заявителя жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-684/2016
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги-филиала "РЖД"
Ответчик: АО "РН-Транс"