Требование: о признании незаконным акта органа власти по договору аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
06 октября 2016 г. |
Дело N А50-8309/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания Котеговой Л.А.,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Петросяна Гарика Размиковича - Семенова Т.С., Смирнов Е.Е.;
от заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 июня 2016 года
по делу N А50-8309/2016,
принятое судьей Батраковой Ю.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Петросяна Гарика Размиковича (ОГРНИП 304594833800032 ИНН 594800009515)
к ответчику Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии
Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298)
о признании незаконным решения N СЭД-30-01-25.4-1894 от 17.03.2016,
установил:
Индивидуальный предприниматель Петросян Гарик Размикович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - министерство) с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 17.03.2016 N СЭД-30-01-25.4-1894 в предоставлении ИП Петросян Г.В. лесного участка; обязать Министерство Природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края принять решение о предоставлении в аренду лесного участка площадью 3 044 га, категория земель - земли лесного фонда, местоположение - Пермский край, Пермский муниципальный район, ГКУ "Пермское лесничество" Юговское участковое лесничество, номера кварталов - 1-22,25,26,33,34,37,38, назначение - для заготовки древесины с ИП Петросян Гариком Размиковичем на новый срок без проведения торгов, на прежних условиях (используемого заявителем по договору аренды N 126 от 22.12.2008).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.06.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, министерство обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что договор заключен на 10 лет, п. 4 ст. 74 ЛК РФ не подлежал применению.
Министерство, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель предпринимателя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. От министерства представители не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.05.2006 между ФГУ "Пермский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (Пермьлесхоз) (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен Договор N 2 на аренду участка лесного фонда.
Во исполнение условий указанного договора арендодатель в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Постановлениями Правительства РФ, Министерства природных ресурсов РФ и Федерального агентства лесного хозяйства, регулирующие порядок лесопользования, на основании результата лесного конкурса протокола N б/н от 24.04.2006 г. передает в аренду участок лесного фонда для заготовки древесины по главному пользованию в Юговском лесничестве ФГУ "Пермский лесхоз" в кварталах: 1-22, 25, 26, 33, 34, 37, 38 общей площадью 3044 га с предварительно определенным, на основе многоцелевого, непрерывного, неистощительного и доходного пользования лесом с сохранением экологических функций, ежегодным размером пользования 7,4 тыс. куб. м., в том числе по хвойному хозяйству 0,7 тыс. м. куб., а арендатор обязуется принять участок лесного фонда с соблюдением условий настоящего договора.
Договор прошел государственную регистрацию в установленном порядке, что подтверждается записью регистрации 59-59-14/028/2006-254 от 16.06.2006.
22.12.2008 в порядке приведения Договора N 2 на аренду участка лесного фонда от 11.05.2006 в соответствие нормам Лесного кодекса Российской Федерации, введенным в действие Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ между сторонами был заключен договор аренды лесного участка N 126 (л.д. 26-32) на аналогичных условиях со сроком действия по 11.05.2016 включительно (п. 29 договора).
Договор также был зарегистрирован надлежащим образом, что подтверждается записью регистрации 59-59-14/024/2009-023 (л.д. 32 оборот).
Оба договора были заключены на основании протокола N б/н от 24.04.2006 г., составленного на основании результатов лесного конкурса (п. 1.1. договоров аренды от 11.05.2006, от 22.12.2008).
На основании Указа губернатора Пермского края N 53 от 05.07.2011 г. "О внесении изменений в указ губернатора Пермского края N 121 от 29.12.2007 г. "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Агентство по природопользованию Пермского края было переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края.
На основании постановления Правительства Пермского края N 756-п от 03.09.2012 "О Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края", Министерство лесного хозяйства Пермского края реорганизовано в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
В соответствии с пунктами 3.4.9, 3.4.13., 3.4.24, 3.12, 4.21, 4.25 Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного вышеуказанным Постановлением, Министерство осуществляет владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Пермского края, предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в аренду, организует и осуществляет заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности Пермского края, проводит единую политику внедрения и совершенствования арендных отношений в лесопользовании, осуществляет функции администратора доходов федерального бюджета от платы за использование лесов, а также наделено правом, в установленном порядке предъявлять иски и осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации права.
Таким образом, с 10.09.2012 арендодателем по договору является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
18.02.2016 предприниматель обратился к министерству с заявлением о заключении нового договора аренды без проведения торгов.
Письмом N СЭД-30-01-25.4-1894 от 17.03.2016 г. ответчик отказал заявителю в заключении нового договора аренды лесного участка, без проведения торгов, ранее переданного по договору аренды от 22.12.2008 г., со ссылкой на протокол заседания комиссии от 16.03.2016 г. N 5 (л.д. 11).
Как следует из протокола N 5 от 16.03.2016 заседания комиссии по заключению новых договоров аренды с гражданами и юридическими лицами, являющимися арендаторами лесных участков, надлежащим образом исполнившими договоры, по истечении сроков действия этих договоров без проведения торгов (л.д. 12-13), заявителю было отказано в заключении договора аренды на новый срок, поскольку ранее лесной участок был предоставлен заявителю в аренду на срок 10 лет, что не соответствует условию на заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов, предусмотренному ч. 2 п. 4 ст. 74 ЛК РФ, в соответствии с которым лесные участки должны быть предоставлены в аренду на торгах на срок более 10 лет (л.д. 12-14).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Порядок заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности установлен ст. 74 ЛК РФ.
Согласно п. 4 ст. 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов, в том числе в случае если лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", срок действия договора аренды здания (сооружения), определенный с 1-го числа какого-либо месяца текущего года до 30-го (31-го) числа предыдущего месяца следующего года, в целях применения пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации признан равным году.
Из материалов дела следует, что государственная регистрация первоначального договора от 11.05.2006 произведена 16.06.2006.
Согласно условиям договора аренды от 22.12.2008, срок действия договора устанавливается по 11.05.2016 включительно.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. При необходимости должна быть выяснена общая воля сторон с учетом цели договора.
Исходя из буквального толкования условий договоров, отношения сторон по аренде лесного участка продолжались в период с 15.12.2005 по 15.12.2015 включительно, что составляет 10 лет и один день.
Таким образом, в силу п. 4. ст. 74 ЛК РФ, фактических обстоятельств дела, по истечении сроков действия этих договоров общества, у министерства отсутствовали основания для отказа обществу в предоставлении в аренду лесного участка без проведения торгов.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции, исходя из предмета заявленных требований и установленных по делу обстоятельств, справедливо указал, что способом восстановления нарушенных прав общества в данном случае является возложение на министерство обязанности принять решение о предоставлении обществу в аренду без торгов лесного участка.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 июня 2016 года по делу N А50-8309/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8309/2016
Истец: Петросян Гарик Размикович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ