Требование: о взыскании денежных средств
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
21 сентября 2016 г. |
Дело N А72-4013/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 14 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 21 сентября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 июля 2016 года по делу N А72-4013/2016 (судья Овсяникова Ю.А.), принятое по исковому заявлению министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ОГРН 1077325000257, ИНН 7325067064), г.Ульяновск,
к крестьянскому хозяйству Сулоева А.В. (ОГРН 1027300910196, ИНН 7315001160), Ульяновская область, Радищевский район, п.Кубра,
о взыскании 115 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к крестьянскому хозяйству Сулоева А.В. (далее - ответчик), о взыскании 115 500 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требования Министерства о взыскании с КХ Сулоев А.В. субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в сумме 115 500 рублей.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что КХ Сулоевым А.В. нарушены условия получения субсидии, установленные при ее предоставлении, уменьшен размер посевной площади по сравнению с 2013 г., что является основанием для возврата полученной субсидии.
В суд апелляционной инстанции от министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, письменных пояснений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Истцом заявлено требование о возврате полученных ответчиком субсидий в размере 115 500 руб. - средства на оказание несвязной поддержки в области растениеводства, в том числе, 84 000 руб. - из федерального бюджета, 31 500 руб. - из областного бюджета.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
04.03.2014 между истцом и ответчиком заключено соглашение N 217 о предоставлении субсидии, сроком действия до 31.12.2014.
В рассматриваемый период действовало Постановление Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 N 83-П "О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства", который разработан в целях реализации мероприятия "Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям)" государственной программы Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/420-П, и устанавливает порядок и условия предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П получателями субсидий являются хозяйствующие субъекты, признаваемые в соответствии с законодательством сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - получатели субсидий).
Субсидии предоставляются с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв.
Субсидии в текущем финансовом году предоставляются получателям субсидий при условии производства получателями субсидий продукции растениеводства на территории Ульяновской области в предшествующем финансовом году и при постановке получателей субсидий на налоговый учет в налоговых органах на территории Ульяновской области по месту нахождения получателей субсидий, либо месту нахождения их обособленных подразделений на территории Ульяновской области, либо месту жительства получателей субсидий - глав крестьянских (фермерских) хозяйств (индивидуальных предпринимателей) на территории Ульяновской области (пункт 6 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П).
Субсидия выплачивается по ставкам на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, определяемым Министерством единовременно из расчета 100 процентов посевной площади сельскохозяйственных культур предшествующего финансового года, а при наличии сведений о показателях плодородия почв - с применением индивидуального корректирующего коэффициента (пункт 7 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П).
Министерство осуществляет проверку представленных документов и принимает решение о выдаче субсидий или об отказе в предоставлении субсидии.
В рассматриваемом случае истцом принято решение о выдаче субсидий в размере 115 500 руб. и указанные денежные средства перечислены ответчику согласно платежным поручениям от 20.03.2014 N 36943 и от 29.03.2014 N 125916.
Согласно ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В соответствии с ч 1 ст 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно ч 2 ст 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Порядком субсидия предоставляется с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв.
Как верно указано судом п. 3 ч ст 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Заявленные требования истец обосновывал нарушением ответчиком пункта 8 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П, в частности, невыполнением гарантийного обязательства получателя субсидии о неснижении посевной площади в текущем финансовом году по сравнению с посевной площадью предшествующего финансового года (при наличии посевной площади в предшествующем году).
Как указано выше, условия предоставления субсидии содержаться в пункте 6 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П.
При этом, несоблюдение заявителем указанных условий является основанием для отказа в предоставлении субсидий (пункт 6 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П), а не возврата субсидий.
Основания для возврата субсидии указаны в пункте 16 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П.
Согласно пункту 16 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений, либо образования остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году,
Министерство и (или) органы государственного финансового контроля обеспечивают возврат субсидии в областной бюджет Ульяновской области путем направления получателю субсидии в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента установления одного из вышеперечисленных оснований, требования о необходимости возврата субсидии в течение 30 календарных дней с момента получения указанного требования.
Исходя из анализа указанных норм, суд верно указал, что основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении; во-вторых, представление недостоверных сведений; в-третьих, образование остатков субсидий.
Следовательно, на основании пункта 16 Порядка в редакции постановлений N N 250-П, 527-П истец имеет право требовать возврата субсидии только в том случае, если условия, установленные при ее предоставлении, были нарушены ответчиком, а не органом, предоставившим субсидию, либо получателем субсидии представлены недостоверные сведения.
Из материалов дела следует, что ответчик является сельскохозяйственным товаропроизводителем, для получения субсидии ответчиком были представлены заявление, форма статистической отчетности за 2013 год (форма N 2-фермер).
Условием предоставления субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры в предшествующем финансовом году.
Субсидии предоставлены в 2014 году - их цель возмещение затрат, а не будущее финансирование. Наличие посевной площади в предшествующем году - 2013 подтверждается формой 2-фермер и все эти документы должны быть проверены министерством в момент выдачи субсидии.
Доказательств того, что ответчиком были представлены недостоверные сведения, не представлено.
Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь товаропроизводителю по компенсации его затрат на определенную, признанную публичным образованием значимой деятельность (это и есть условия предоставления субсидии, а не деятельность по представлению документов). Цели субсидии ответчиком соблюдены. Иное не доказано.
Истцом в материалы дела не представлены доказательства того, что ответчиком субсидии использованы на иные цели, а не на затраты на проведение комплекса агротехнологических работ.
Доказательства образования остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, также не представлены истцом в материалы дела.
Ответчиком представлены суду пояснения и статистические формы N 1-фермер и N 2-фермер за 2013, 2014 года, подтверждающие наличие посевных площадей и осуществление субсидируемой деятельности.
Исходя из всего вышеизложенного в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что истцом не доказано наличие условий для возврата субсидии.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 июля 2016 года по делу N А72-4013/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4013/2016
Истец: Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
Ответчик: КФХ Сулоева А.В., Сулоев Александр Васильевич