Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
02 декабря 2016 г. |
Дело N А55-2123/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 28 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 02 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от Департамента Градостроительства городского округа Самара - представителя Ниловой О.В. (доверенность от 11.01.2016 N Д05-01/11),
от закрытого акционерного общества "Проектно-промышленное строительное объединение АО "АВИАКОР" - представителя Ковалева Ф.А. (доверенность от 21.09.2016 N 48),
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Министерства строительства Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Администрации городского округа Самара - представителя Бычковой В.В. (доверенность от 22.12.2015 N 3-01-02/12114),
от ОАО "Кошелев - проект Самара" - представитель не явился, извещено,
от Муниципального предприятия г.Самары "Архитектурно-планировочное бюро" - представитель не явился, извещено,
от Правительства Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Департамента Градостроительства городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 сентября 2016 года по делу N А55-2123/2016 (судья Лихачев А.А.), по заявлению закрытого акционерного общества "Проектно-промышленное строительное объединение АО "АВИАКОР",
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области,
с участием третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
Министерства строительства Самарской области,
Администрации городского округа Самара,
ОАО "Кошелев - проект Самара",
Муниципального предприятия г.Самары "Архитектурно-планировочное бюро",
Правительства Самарской области,
Департамента Градостроительства городского округа Самара,
о признании недействительным решения и обязании,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Проектно-промышленное строительное объединение АО "АВИАКОР" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ответчик), с участием третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Министерства строительства Самарской области, Администрации городского округа Самара, ОАО "Кошелев - проект Самара", Муниципального предприятия г.Самары "Архитектурно-планировочное бюро", Правительства Самарской области, Департамента Градостроительства городского округа Самара, (далее - третьи лица), о признании недействительным решения N 63-00-119/15-156448 от 03.12.2015 и обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка по заявлению N 63-0-1-148/3301/2015-3806 от 31.08.2015.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 сентября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Департамент Градостроительства городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что заявителем, в соответствии со ст. 65 АПК РФ, представлены доказательства наличия кадастровой ошибки, подлежащей исправлению, полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о наличии спора о праве в настоящем деле, полагает правомерным обращение заявителя в порядке главы 24 АПК РФ.
Представитель Департамента Градостроительства городского округа Самара в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель закрытого акционерного общества "Проектно-промышленное строительное объединение АО "АВИАКОР" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу ссылается, что в дальнейшем по заявлению Министерства строительства Самарской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области производит постановку на учет земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:1163, зная, что его границы пересекаются обособленным (условным) земельным участком с кадастровым номером 63:01:0335005:19, который входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 63:01:0000000:104. При этом 03.12.2015 г. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, рассмотрев заявление ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР", выносит решение об отказе в постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:1163 без изменения точек координат местоположения его границ.
Представитель Администрации городского округа Самара в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы Департамента Градостроительства городского округа Самара
В судебное заседание представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Министерства строительства Самарской области, ОАО "Кошелев - проект Самара", Муниципального предприятия г.Самары "Архитектурно-планировочное бюро", Правительства Самарской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ЗАО "Проектно-промышленное строительное объединение АО "АВИАКОР" является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:1163, площадью 345 559 кв.м, с разрешенным использованием - для жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, расположенном по адресу: Самарская область, г.Самара, Красноглинский район, поселок Красный Пахарь, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.04.2015 63-АН N 314887 (т.4 л.д.4).
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0335005:1163 поставлен на государственный кадастровый учет 26.01.2015 на основании заявления Министерства строительства Самарской области о постановке на государственный кадастровый учет от 23.01.2015 N 63-0-1-22/3201/2015-625 и представленных к нему документов, в том числе межевого плана, подготовленного на основании Распоряжения Департамента строительства и архитектуры от 21.01.2015 N РД-5 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, поселок Красный Пахарь для жилищного строительства" (т.1 л.д.126-127).
31.08.2015 закрытым акционерным обществом "Проектно-Промышленное строительное объединение АО "Авиакор" в орган кадастрового учета было представлено заявление N 63-0-1-148/3301/2015-3806 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости на основании представленных свидетельства о государственной регистрации права от 02.04.2015 серия 63-АН N 314887 и межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Филипповой О.Ю. в результате выполнения кадастровых работ в связи образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:1163 (т.4 л.д.2).
По результатам рассмотрения указанного заявления органом кадастрового учета в соответствии п. 2, 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном земельном кадастре" принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от 03.09.2015 N 63-00-119/15- 106004, основанием для принятия которого послужило наличие следующих обстоятельств.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка необходимым для осуществления кадастрового учета документом является межевой план, оформленный в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона о кадастре, а также п. 4 Требований межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ.
При этом, исходя из п. 6, 7 Требований, одним из разделов графической части межевого плана является раздел схема расположения земельных участков, который подлежит включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков).
В соответствии с п. 73 Требований на схеме расположения земельных участков, в том числе, отображаются границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории (если земельный участок располагается в такой зоне).
Между тем, в разделе "Схема расположения земельных участков" межевого плана, представленного в орган кадастрового учета с заявлением N 63-0-1-148/3301/2015-3806, отсутствовала информация о территориальной зоне, в пределах которой расположены образуемые земельные участки.
Следовательно, представленный межевой план по содержанию не соответствовал требованиям Закона о кадастре, что является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре.
Кроме того, при внесении в государственный кадастр недвижимости в соответствии с представленным межевым планом сведений о координатах характерных точек границ земельных участков, постановку которых на государственный кадастровый учет необходимо осуществить в соответствии с заявлением N 63-0-1-148/3301/2015-3806, заинтересованным лицом установлено, что границы данных земельных участков пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:19. Между тем, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ГКН (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Частью 3.1 ст. 25 Закона о кадастре предусмотрено, что если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее - смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд, установленный данной нормой механизм уточнения местоположения границ земельного участка с одновременным внесением изменений в сведения ГКН о местоположении границ земельных участков, смежных с уточняемым, позволяет устранить факт пересечения границ таких земельных участков.
В качестве рекомендации по устранению выявленных обстоятельств, препятствующих осуществлению кадастрового учета, в решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от 03.09.2015 N 63-00-119/15-106005 также включена информация о том, что в случае, если земельный участок с кадастровым номером 63:01:0335005:19 является смежным по отношению к образуемым земельным участкам, то межевой план может быть подготовлен кадастровым инженером с учетом требований ч. 3.1 ст. 25 Закона о кадастре.
При этом в решении о приостановлении осуществления кадастрового учета от 03.09.2015 N 63-00-119/15-106004 также отражена информация о том, что в случае, если в отношении земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:1163 механизм, предусмотренный частью 3.1 статьи 25 Закона о кадастре не применим, осуществление кадастрового учета возможно после внесения изменений в сведения о местоположении границ существующих земельных участков (т.4 л.д.135).
С целью устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета по заявлению N 63-0-1-148/33-1/2015-2806, 11.09.2015 заявителем в орган кадастрового учета был представлен межевой план, в разделе "Схема расположения земельных участков" которого отражены сведения о территориальной зоне.
Однако, поскольку указанный межевой план не устранял причин приостановления осуществления кадастрового учета в части пересечения границ образуемых земельных участков с границами земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:19, по результатам его рассмотрения принято решение об отказе в снятии приостановления от 16.09.2015 N 63-00-119/15-114534 (т.4 л.д.65).
В связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, по заявлению N 63-0-1-148/3301/2015-3806 в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 03.12.2015 N 63-00-119/15-156448 (т.4 л.д.66).
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее ранее учтенные объекты недвижимости).
До 01.03.2008 вопросы осуществления государственного кадастрового учета земельных участков были регламентированы Федеральным законом РФ от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел "Земельные участки", утвержденным приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П7119.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона N 28-ФЗ для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Согласно п.п. 3, 4 Требований к оформлению документов о межевании, предоставляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П7327, действовавших на момент осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках и (или) сведений о сформированных частях земельных участков оформлялись в виде Описаний земельных участков, которые подготавливались на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках.
Как пояснил представитель заинтересованного лица границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:104 и входящего в его состав обособленного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:19 не установлены с достаточной точностью, в связи с чем не могли рассматриваться в качестве кадастровых сведений, в соответствии с представленными в орган кадастрового учета документами была осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:1163.
Вместе с тем, в соответствии с письмами ФГБУ "ФКП Росреестра" от 18.02.2015 N 10-0376-КЛ и от 20.04.2015 N 10-0905-ВГ, исходя из ч. 6 ст. 4 Закона о кадастре, истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости, либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.
С учетом указанной позиции, а также требований ч. 6 ст. 4 Закона о кадастре, в настоящее время содержащиеся в ГКН сведения о координатах характерных точек границ земельных участков, в том числе, в случае, если такие координаты не установлены с достаточной точностью либо при отсутствии в ГКН сведений о точности определения таких координат признаются органом кадастрового учета актуальными и подлежат учету при осуществлении государственного кадастрового учета.
Таким образом, в результате выявления в рамках рассмотрения заявления от 31.08.2015 N 63-0-1-148/3301/2015-3806 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости органом кадастрового учета пересечения границ образуемого земельного участка с границами обособленного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:19, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 63:01:0000000:104, органом кадастрового учета было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от 03.09.2015 N 63-00-119/15- 106005.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что заявителем выбран неверный способ защиты права.
Возможность выбора лицом, полагающим, что его права нарушены, того или иного способа защиты предполагает необходимость учета им характера допущенного в отношении него нарушения, поскольку выбранный им способ защиты должен способствовать восстановлению его нарушенного права и удовлетворять материально-правовой интерес.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих правоприменительных решениях неоднократно подчеркивал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе на судебное обжалование решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином или объединением граждан по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2011 N 450-О-О, от 18.07.2006 N 367-О).
Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством.
Предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для заявителя.
В рассматриваемом случае требования заявлены без учета изложенных принципов и правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Кроме того, в рамках дела N А55-10422/2016 заявитель просит суд признать кадастровой ошибкой сведения в государственном кадастре недвижимости об описании местоположения границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:19, который входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 63:01:0000000:104 и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об описании местоположении границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:19, который входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 63:01:0000000:104.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12 сентября 2016 года по делу N А55-2123/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2123/2016
Истец: Закрытое акционерное общество "Проектно-промышленное строительное объединение АО "АВИАКОР"
Ответчик: ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара., Министерство строительства самарской области, МП "Архитектурно-планировочное бюро", ОАО " Кошелев-проект Самара", Правительство Самарской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области