Требование: о признании незаконным акта органа власти по договору купли-продажи
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
17 мая 2016 г. |
Дело N А65-28455/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 17 мая 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Давлетшиной Минзифы Мингазовны на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 марта 2016 года по делу N А65-28455/2015 (судья Нафиев И.Ф.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Давлетшиной Минзифы Мингазовны, п.г.т.Камское Устье РТ, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г.Казань, о признании незаконным отказа ответчика, выраженный в письме от 27.08.2015 г. N 02/206-ОГ в реализации преимущественного права на приобретения административного здания, площадью 131 кв.м., находящегося по адресу: РТ, п.г.т.Камское Устье, ул.Советская, д.1, об обязании обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого помещения в двухмесячный срок с даты получения заявления, принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке, направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Давлетшина Минзифа Мингазовна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - ответчик), о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 27.08.2015 г. N 02/206-ОГ в реализации преимущественного права на приобретение административного здания, площадью 131 кв.м., находящегося по адресу: РТ, п.г.т.Камское Устье, ул.Советская, д.1, об обязании обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого помещения в двухмесячный срок с даты получения заявления, принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке, направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ее податель сослался на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что включение 22.02.2011 г. арендуемого заявителем помещения в Перечень имущества, предназначенного только для передачи во владение (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, после опубликования Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ (25.07.2008 г.) и до возникновения у заявителя возможности обращения с заявлением о выкупе помещения, нарушает законные права и интересы заявителя, создает ему препятствия для осуществления предпринимательской деятельности и направлено на воспрепятствование реализации преимущественного права выкупа этого имущества.
В суд апелляционной инстанции от индивидуального предпринимателя Давлетшиной Минзифы Мингазовны поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
01.09.2011 между заявителем и ответчиком заключен договор аренды федерального недвижимого имущества N 01-1183/к, в качестве предмета которого определено административное здание площадью 131 кв.м., расположенное по адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, п.г.т. Камское Устье, ул.Советская, д.1 (л.д. 11-18). Договор заключен сроком с 01.09.2011 по 30.08.2016.
29.07.2015 предприниматель обратился в адрес ответчика с заявлением о передаче указанного административного здания в собственность (л.д. 19).
27.08.2015 Управление письмом N 02/206-ОГ отказало в передаче в собственность, поскольку указанное здание включено в Перечень в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2010 N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества" и не подлежит реализации, а следовательно, и включению в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного имущества (л.д. 20-21).
Заявитель, полагая, что отказ противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Пунктом 5 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Такие особенности установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Федерального закона, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
- арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
- отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
- арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 2.1, 4 статьи 9 Федерального закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
В соответствии с частями 4, 4.1, 4.2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент включения спорного объекта недвижимости в Перечень) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Судом установлено, что арендуемое заявителем имущество включено в Перечень недвижимого федерального имущества Распоряжением Росимущества от 22.02.2011 N 184-р "Об утверждении перечней недвижимого имущества для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства", то есть на момент подачи заявления (29.07.2015) пяти лет с момента включения имущества в Перечень не истекло.
Таким образом, указанное обстоятельство обоснованно послужило основанием для отказа в приватизации нежилого помещения.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, о том, что действия по включению 22.02.2011 г. арендуемого заявителем помещения в Перечень имущества, предназначенного только для передачи во владение (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, после опубликования Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ (25.07.2008 г.) и до возникновения у заявителя возможности обращения с заявлением о выкупе помещения, нарушают законные права и интересы заявителя, создают ему препятствия для осуществления предпринимательской деятельности и направлены на воспрепятствование реализации преимущественного права выкупа этого имущества, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
П. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2010 N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства" установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять формирование, утверждение, ведение и опубликование перечней недвижимого федерального имущества (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства.
Следовательно, Территориальное управление не является органом, уполномоченным на внесение изменений в указанный Перечень.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оспариваемый отказ является законным и обоснованным, суд полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 марта 2016 года по делу N А65-28455/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28455/2015
Истец: ИП Давлетшина Минзифа Мингазовна, п. г.т.Камское Устье
Ответчик: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань