Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 9 августа 2017 г. N Ф09-59/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
27 октября 2016 г. |
Дело N А50-13192/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Виноградовой Л.Ф., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ТРАНК" - Зуйкин И.С., паспорт, доверенность от 11.01.2016,
от заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - Еловикова О.В., удостоверение, N 325 от 16.12.2015,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 28 июля 2016 года,
принятое судьей Мещеряковой Т.И.
по делу N А50-13192/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТРАНК" (ОГРН 1025900508732, ИНН 5902130631), Шляпина Льва Александровича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
об оспаривании ненормативных правовых актов,
установил:
Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Транк" Шляпин Л.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, оформленного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю сообщениями от 27.04.2016 N 25/201/2016-2916 и N 25/201/2016-2915 и возложении на Управление обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства в виде нежилых помещений общей площадью 1 256,7 кв. м, находящихся в подвальном помещении и на первом этаже 17-этажного монолитно-каркасного дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул.А. Щербакова, 43а, а также на объект незавершенного строительства в виде нежилых помещений общей площадью 1 161,4 кв. м, находящихся в подвальном помещении и на первом этаже 17-этажного монолитно-каркасного дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул.А. Щербакова, 43б.
В обоснование заявленных требований конкурсный управляющий указал, что государственная регистрация права собственности на объект незавершенного строительства в виде нежилых помещений необходима для обеспечения возможности реализовать указанное имущество в конкурсной массе должника. По мнению заявителя, отсутствие кадастрового учета не препятствует регистрации права собственности на спорные объекты, поскольку право собственности заявителя признано вступившим в законную силу судебным актом.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28 июля 2016 года признано незаконными решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности, выраженные в сообщениях об отказе в государственной регистрации от 27.04.2016 N 25/201/2016-2916, от 27.04.2016 N 25/201/2016-2915, как не соответствующие Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Транк" путем осуществления государственной регистрации права собственности на следующие объекты незавершенного строительства: нежилое помещение площадью 1 161,4 кв. м, расположенное по адресу: Пермский край, г.Пермь, Орджоникидзевский район, ул.Александра Щербакова, д.43б; нежилое помещение площадью 1 256,7 кв. м, расположенное по адресу: Пермский край, г.Пермь, Орджоникидзевский район, ул.Александра Щербакова, д.43а.
Принимая решение, суд первой инстанции признал вывод Управления о наличии предусмотренных п. 1.2 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации права собственности противоречит установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обжаловало решение в апелляционном порядке, просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать. Выводы суда считает необоснованными, ссылается на предусмотренный пунктами 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" прямой запрет на осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, не учтенный в ГКН. Указывает на то, что государственная регистрация прав на основании вступивших в силу судебных актов осуществляется в общем порядке, поэтому Управление вправе было отказать в государственной регистрации в рассматриваемом случае. То обстоятельство, что в силу положений статьи 12 Закона о государственной регистрации идентификация объекта возможна по условному номеру, не свидетельствует о возможности регистрации прав на объект в отсутствие его государственного кадастрового учета. Податель жалобы также указывает на то, что в настоящее время государственная регистрация прав на объект недвижимости с присвоением ему условного номера может быть осуществлена только в случае, если проведение регистрации на такой объект в отсутствие кадастрового учета допускается федеральным законом, при этом рассматриваемый случай таковым не является. Также указывает на то, что на спорные объекты не имеется разрешения на ввод в эксплуатацию.
В отзыве на апелляционную жалобу общество "Транк" выразило несогласие с изложенными в ней доводами. Полагает, что Управление было вправе зарегистрировать права собственности общества "Транк" на объекты незавершенного строительства в виде нежилых помещений в отсутствие кадастрового номера.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Еловикова О.В. придерживалась доводов, изложенных в апелляционной жалобе представляемого ею лица.
Представитель заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ТРАНК", Зуйкин И.С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст.156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, считает, что оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела, 14.04.2016 общество с ограниченной ответственностью "Транк" обратилось в Отдел Орджоникидзевского района г.Перми Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение площадью 1 161,4 кв. м, расположенное по адресу: Пермский край, г.Пермь, Орджоникидзевский район, ул.Александра Щербакова, д.43б и нежилое помещение площадью 1 256,7 кв. м, расположенное по адресу: Пермский край, г.Пермь, Орджоникидзевский район, ул.Александра Щербакова, д.43а.
Сообщениями от 27.04.2016 N 25/201/2016-2916 (л.д. 29), от 27.04.2016 N 25/201/2016-2915 (л.д. 30) в государственной регистрации права собственности заявителю отказано на основании абз. 12 п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В качестве основания для отказа указано на отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о заявленных к регистрации нежилых помещениях, что является препятствием в проведении регистрационных действий.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (п.1 ст.12 Федерального закона N 122-ФЗ).
Пунктами 1 и 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего закона.
В силу п. 1.2 ст. 20 указанного федерального закона не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Из материалов дела следует, что в качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации права на недвижимое имущество заявителем представлено определение Арбитражного суда Пермского края от 18.02.2016 по делу N А50-8797/2011, которым за обществом с ограниченной ответственностью "Транк" признано право собственности на объект незавершенного строительства в виде нежилых помещений общей площадью 1256,7 кв. м, находящихся в подвальном помещении и на первом этаже 17-этажного монолитно-каркасного дома, расположенного по адресу г.Пермь, ул.А. Щербакова, 43 а, а также право собственности на объект незавершенного строительства в виде нежилых помещений общей площадью 1161,4 кв. м, находящихся в подвальном помещении и на первом этаже 17-этажного монолитно-каркасного дома, расположенного по адресу г.Пермь, ул.А. Щербакова, 43б.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно абз. 6 п. 1 ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона о регистрации являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации. К числу подобных актов относится, в частности, и определение об утверждении мирового соглашения, предусматривающее возникновение или прекращение права (обременения или ограничения права) на недвижимое имущество, подлежащего государственной регистрации.
Аналогичный порядок предусмотрен и пунктом 6 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утвержденных приказом Росрегистрации от 07.06.2007 N 11
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Исходя из положений абзаца 3 пункта 3 статьи 12 Федерального закона N 122-ФЗ в случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что в рассматриваемом случае отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровых номерах соответствующих объектов недвижимого имущества не является препятствием для совершения регистрационных действий, поскольку возможность регистрации объектов недвижимости без присвоения кадастрового номера объекту недвижимости прямо предусмотрена ст. 12 Федерального закона N 122-ФЗ.
Арбитражный суда Пермского края в определением от 18.02.2016 по делу N А50-8797/2011 указал, что постановка на кадастровый учет помещения до завершения строительства и ввода в эксплуатацию здания (сооружения), в котором оно расположено, не предусмотрена, это обстоятельство не препятствует регистрации прав собственности должника на указанные выше объекты незавершенного строительства.
Суд апелляционной инстанции отмечает также, что объектом регистрации являлось не здание как таковое, а подвальное помещение объекта незавершенного строительства.
Между тем, Управление, располагая всеми необходимыми для осуществления государственной регистрации документами, в установленный законодательством срок не осуществило государственную регистрацию прав (перехода права) на спорные объекты.
Государственный регистратор вправе был запросить суд о порядке исполнения указанного определения от 18.02.2016 по делу N А50-8797/2011, если, по его мнению, судебный акт не содержит сведений, которые подлежат внесению в ЕГРП (п. 8 Приказа Росрегистрации от 07.06.2007 N 112 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов").
Принимая во внимание вышеизложенное следует признать, что вывод Управления о наличии предусмотренных п. 1.2 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации права собственности противоречит установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, иного, чем установлено судом, Управлением не доказано.
Суд полагает, что сообщения об отказе в государственной регистрации нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, а именно: его право на распоряжение соответствующими объектами недвижимого имущества.
Поскольку причины для отказа в государственной регистрации права собственности не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы общества, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый отказ незаконным.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений, а также неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 333.37 НК РФ заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 июля 2016 года по делу N А50-13192/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.В.Макаров |
Судьи |
Л.Ф.Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13192/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 9 августа 2017 г. N Ф09-59/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ТРАНК", Шляпин Лев Александрович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-59/17
21.06.2017 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-59/17
03.05.2017 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-59/17
30.03.2017 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-59/17
16.02.2017 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-59/17
27.10.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13609/16
28.07.2016 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-13192/16