Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
06 октября 2016 г. |
Дело N А72-8671/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 октября 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения здравоохранения "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 июля 2016 года по делу N А72-8671/2016 (судья Леонтьев Д.А.),
по заявлению Государственного учреждения здравоохранения "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова" (ОГРН 1117325000341, ИНН 7325101759), г.Ульяновск,
к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области (Управление Росздравнадзора по Ульяновской области) (ОГРН 1057325025779, ИНН 7325053086), г.Ульяновск,
об оспаривании постановления N 019/2016 от 27.05.2016 о привлечении к административной ответственности по части 21 статьи 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова" (далее - заявитель, медицинское учреждение, ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области (далее - административный орган, Управление Росздравнадзора по Ульяновской области) об оспаривании постановления N 019/2016 от 27.05.2016 о привлечении к административной ответственности по части 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб. (т.1 л.д. 3-5).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.07.2016 по делу N А72-8671/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2 л.д. 148-149).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3 л.д.3-5).
Управление Росздравнадзора по Ульяновской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки, проведенной Территориальным органом Росздравнадзора по Ульяновской области в период с 18.03.2015 по 15.05.2015 в отношении государственного учреждения здравоохранения "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова" по местам осуществления деятельности: г. Ульяновск, ул.Рылеева, д. 30/30; ул. Корюкина, д. 28; ул. Рылеева, д. 39/1А, составлен акт от 15.05.2015 N 79-м и выдано предписание от 15.05.2015 N 69, содержащее требование устранения выявленных в процессе проверки нарушений федерального законодательства и срок их устранения (по 29.03.2016 включительно) (т.1 л.д.34-36).
Для проверки выполнения мер, предпринятых ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова" по исполнению предписания, проведена внеплановая выездная проверка согласно приказу Врио руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Ульяновской области N П73-349/16 от 10.05.2016 (т.1 л.д.72-73).
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной с 14-00 часов 12.05.2016 до 15-30 часов 23.05.2016 комиссией Территориального органа Росздравнадзора по Ульяновской области рассмотрены представленные ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова" документы, осмотрены помещения и оборудование, и выявлены нарушения, что по адресам осуществления деятельности: г. Ульяновск, ул. Рылеева, д. 30/30; ул. Корюкина, д. 28; ул. Рылеева, д. 39/1А предписание не исполнено в части: в ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова" отсутствует часть необходимого оборудования (оснащения) в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, установленными приказами Минздрава России, а именно:
в кабинете врача - колопроктолога отсутствует сфинктерометр, коагулятор электрохирургический высокочастотный, аппарат радиоволновой хирургический с наконечником, аппарат для биполярной коагуляции геморроидальных узлов;
в салоне автомобиля скорой медицинской помощи класса "С" для специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации отсутствует костюм противошоковый;
в операционной нейрохирургического отделения отсутствуют навигационная система рамная (безрамная), аппарат для гипотермии с циркулирующей жидкостью, аппарат для получения тромбоцитарной фракции крови.
в медицинской организации (в которой создано нейрохирургическое отделение) отсутствуют комплекс ангиографический, аппарат регистрации вызванных потенциалов 4-канальный компьютерный,
- в палате реанимации и интенсивной терапии токсикологического отделения отсутствуют аппарат для гемосорбции, аппарат для постоянной низкопоточной вено - венозной гемофильтрации, аппарат для ультрафиолетовой гемотерапии, аппарат для получения лекарственных растворов гипохлорита натрия;
-в химико - токсикологической лаборатории отсутствуют газовые хроматоргафы, комплект для тонкослойной хроматографии, набор иммуно - хроматографических тестов, комплект оборудования для иммуноанализа, УФ-спектрофотометр, рН-метр, программы для компьютеров для формирования лабораторной информационной системы, ультразвуковая баня.
По результатам проверки составлен акт от 23.05.2016 N 102-м (т.1 л.д.67-71).
23.05.2016 Территориального органа Росздравнадзора по Ульяновской области в отношении ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова" составлен протокол N 28 об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ (т.1 л.д.59-61).
Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Ульяновской области Паниной С.В. от 27.05.2016 N 019/2016 ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова" привлечено к административной ответственности по части 21 статьи 19.5 КоАП РФ и наложен административный штраф в размере 30 000 руб. (т.1 л.д.6-10, 48-52).
Заявитель не согласился с оспариваемым постановлением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела
В соответствии с частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей.
Объективная сторона состава этого административного правонарушения состоит в бездействии субъекта ответственности и невыполнении требований предписания в установленный в предписании срок.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения обладают полномочиями по выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований в сфере здравоохранения и привлечения к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
Факт получения законным представителем заявителем предписания Территориального органа Росздравнадзора по Ульяновской области от 15.05.2015 N 69 подтверждается его подписью в указанном предписании от 15.05.2015.
Срок исполнения предписания - по 29.03.2016 включительно.
Предписание содержит законные требования, реально исполнимо и содержит конкретные указания, формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо было совершить заявителю и которые были направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Срок исполнения предписания составлял более 10 месяцев, по истечении 12 месяцев (на день составления протокола об административном правонарушении), предписание не было исполнено, нарушения в полной мере не устранены.
На основании п.7.1.2.2. приказа Минздрава России от 13.12.2012 N 1040н "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения" Территориальный орган Росздравнадзора осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок соблюдения медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи.
В силу статьи 37 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Вышеуказанные Порядки утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержат в т.ч. стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа является нарушением части 21 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вина ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М. Чучкалова" подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от 23.05.2016 N 28; о составлении протокола об административном правонарушении (руководитель юридического лица был уведомлен 19.05.2016, о чем имеется его подпись в уведомлении);
- приказом Врио руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Ульяновской области о проведении внеплановой выездной проверки от 10.05.2016 N П73- 349/16, уведомлением о проверке от 10.05.2016 N И73-1244/16 с отметкой руководителя ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова" о получении от 11.05.2016;
- актом проверки от 23.05.2016 N 102-м с отметкой руководителя ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова" об ознакомлении и получении акта проверки;
- актом проверки от 15.05.2015 N 79-м, в котором указаны выявленные нарушения требований законодательства, в том числе установленные приказами Минздрава России об утверждении порядков оказания медицинской помощи с отметкой об ознакомлении и получении акты проверки руководителем ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова";
- предписанием от 15.05.2015 N 69 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений с отметкой о получении предписания должностным лицом организации 15.05.2015.
Таким образом, вина заявителя является доказанной.
Вина ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова" выразилась в том, что в срок по 29.03.2016 медицинским учреждением не было принято всех зависящих от него мер по выполнению указанного предписания, в установленный в нем срок.
В рассматриваемом случае вина и факт совершения ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специальзированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова" административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами.
Следовательно, наличие в действиях медицинского учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ, является доказанным.
Основными причиной и условием совершения данного административного правонарушения является отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр визированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова" за исполнением требований предписания Территориального органа Росздравнадзора по Ульяновской области, что привело к нарушению порядка оказания медицинской помощи, в части не оснащения медицинского учреждения необходимым оборудованием, создавая угрозу жизни и здоровью больных.
В апелляционной жалобе апеллянт указал, что неоднократно направлялись письма в адрес Министерства здравоохранения Ульяновской области с просьбой выделения денежных средств для приобретения оборудования и исполнения предписания.
Действительно, из писем Министерства здравоохранения Ульяновской области следует, что заявленная сумма будет внесена в заявку по включению в реестр первоочередных расходов бюджета Ульяновской области.
Вместе с тем, медицинским учреждением не представило в суд доказательств, что оно обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения предписания.
Процессуальных нарушений при проведении административного производства не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
На основании части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ, в минимальном размере.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, не имеется.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Уплаченная подателем жалобы государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату, так как согласно части 5 статьи 30.2 КоАП РФ, части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, как не облагаются пошлиной и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты.
В силу части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, то постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 июля 2016 года по делу N А72-8671/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению здравоохранения "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова" (ОГРН 1117325000341, ИНН 7325101759), г.Ульяновск, из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 29 июля 2016 года N 2060 государственную пошлину в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8671/2016
Истец: ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи им. заслуженного врача России Е.М. Чучкалова", ГУЗ "УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО ВРАЧА РОССИИ Е. М.ЧУЧКАЛОВА"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, Управление Росздравнадзора по Ульяновской области